Статья
статья по теме

"Повышение эффективности уроков чтения путём организации групповой работы".

«Виды работ над текстом на уроке чтения.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_chtenii.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя начальных классов Глазуновой Елены Анатольевны: "Повышение эффективности уроков чтения путём организации групповой работы".

Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Решению этой проблемы отводится время на уроках русского языка, чтения, развития речи. Однако при всём нашем старании ученику на уроке предоставляется не так уж много времени для активной разговорной речи. Стоит ли после этого удивляться, если дети, страдающие небольшими дефектами речи, застенчивые от природы или отставшие по каким – либо причинам от своих товарищей, случается, неделями не произносят на уроках ни одного слова? А потом это незаметно становится привычкой и нормой отношения ко всему происходящему вокруг.

   Решить эту проблему на уроках чтения мне помогает использование групповых форм работы. Впервые я использовала данную форму работы при обучении второклассников связному пересказу прочитанного.

   Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети работают в парах постоянного состава. При этом, если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую – другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди (происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Таким образом, мы избегаем лишних повторов и детям не становится скучно от того, что им приходится выслушивать свои же рассказы.

   Эту работу я регламентирую, отводя на неё от двух до четырёх минут, что приучает детей не отвлекаться, избегать пространных рассуждений, работать над техникой чтения.

   По окончанию обязательно задаю вопрос:"Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?" Характеризовать ответ товарища учу аргументировано, используя такие слова и выражения, как:"Читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок, отвечал точно без ошибок…" Затем спрашиваю:"А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен выслушать весь класс?" После этого один из учеников или пара детей, работающих вместе, отвечают у доски. Их ответ должен быть образцом для класса. Таким образом, выступление у доски становится для ребят особой честью и все стараются изо всех сил, чтобы это чести добиться.

    Следующая часть урока включает в себя вступительное слово учителя и знакомство с новым произведением. Первичное восприятие нового произведения происходит путём чтения про себя со звуковым ориентиром, которым является чтение учителя и хорошо читающих детей. Таким образом, у детей работают как зрительный, так и слуховой анализаторы, и дальнейшая беседа выявляет хороший уровень понимания прочитанного.

   После соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания прочитанного я ставлю перед учащимися цель: научиться пересказывать данное произведение. При подготовке к уроку для удобства делю текст на части, составляю план, который помещаю на доске за занавеской.  Открыв план на доске, я предлагаю детям определить границы каждой части, которые они помечают в книге простым карандашом. Обсуждение ведётся коллективно.

   Теперь я прошу ребят сесть группами по четыре человека. Эта процедура занимает ровно три секунды. Часть учащихся встают, разворачивая стульчики на 180 градусов и снова садятся. Четвёрки готовы к работе.

   Группам предлагается задание: Распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой( или про себя – каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.

   На выполнение этого задания уходит до десяти минут времени, при этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности.  Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей.

   Группы заканчивают работу почти одновременно. Две – три из них успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребёнок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей. На дом задаю научиться пересказывать целое произведение. Как правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах не возникает трудностей с пересказом. И каждый ребёнок, зная, что ему обязательно придётся отвечать, непременно выполняет задание дома.

   Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений. которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске.  Затем предлагаю образовать группы и распределить между её членами роли.

   И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берёт на себя более сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведение в группах, корректируя работу друг друга.  Я перехожу т группы к группе, прислушиваясь к их работе. Если кто-то из детей не вошел в состав группы, я работаю с такими индивидуально.

   Но вот наступает время продемонстрировать свою работу. Ребята выходят к доске и читают текст по ролям. И каждый раз мы становимся свидетелями рождения маленького спектакля, разыгранного в лицах. Удовольствие получают и те, кто стоит у доски, и те, кто сидит в классе. После каждого выступления звучат аплодисменты.

   Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность, выразительность и т. д.

  Конечно, добиться хорошей организации на таких уроках не просто. Первые уроки похожи на птичий базар. Ребята не сразу привыкают друг к другу. В группах возникают споры и разногласия. Но терпеливый и настойчивый учитель постоянно осуществляет контроль, консультирует детей во время работы, поощряет группы, работающие слаженно и дружно. Постепенно ребята привыкают работать коллективно. У них появляется чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.

   Организация групповой работы активизирует учебную деятельность школьников, повышает эффективность урока. Каждый ребёнок получает возможность активно говорить и читать от двух до четырёх минут на уроке. И я вижу, что даже самые застенчивые стали смело выходить к доске, легко и свободно отвечать на вопросы, хорошо запоминать и пересказывать прочитанное.

Статья учителя начальных классов Глазуновой Елены Анатольевны: «Виды работ над текстом на уроке чтения.»

Много труда вкладывает учитель, обучая детей чтению. Но не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.

   Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению на уроках не редко можно услышать от учителя:"Читай дальше, читай громче, читай ещё раз…" Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приёмами работы над содержанием текста.

  Основным приёмом , обеспечивающим развитие навыка чтения , является многократное обращение к тексту, перечитывание  его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.  Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинить уроки чтения урокам русского языка, природоведения, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

  Из своей практики я хочу поделиться тем, как я систематизировала виды работ над текстом, записав их в отдельной тетради под соответствующим номером. При написании поурочного плана нет надобности подробно записывать то задание, которое будет предложено ученикам. Часто достаточно указать в поурочном плане лишь номер вида работы.

   К тексту дети на уроке возвращаются до  18-20 раз, получая всё новые и новые задания.

   Благодаря использованию на уроках чтения описанных видов работы над текстом мною достигнуты успехи в усовершенствовании техники чтения, о чём свидетельствует проверка , проведена в конце учебного года. При норме чтения 90- 100 слов в минуту ……..

                           Виды работы над текстом  на уроке чтения.

1. Чтение всего текста по заданию учителя.

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение и пересказ после чтения.

5. Чтение нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно пропустить). Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Самостоятельное чтение в пол голоса.

10. Чтение, поиск отрывка по рисунку.

11. Нахождение в тексте отрывка, который может ответить на вопрос.

12. Чтение, ответы на вопросы.

13. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

14. Чтение самого красивого места в произведении.

15. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

16. Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль.

17. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

18. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

19. Беседа с сопровождением выборочного текста.

20. Нахождение в тексте 3 (4, 5…) выводов.

21. Высказывание своих суждений о прослушанном после прочтения учителем или учеником.

22. Чтение, рассказ о том чем понравилось произведение, что запомнилось.

23. Чтение по ролям.

24. Чтение по ролям  диалога, исключая слова автора.

25. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущённо, с насмешкой, радостно, весело, печально.

26. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным, точкой, многоточием.

27.  Конкурсное чтение стихотворений.

28. Поиск и чтение образных слов и описаний.

29. Поиск и чтение слов с логическим ударением.

30. Поиск и чтение слов, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

31. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

32. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

33. Выразительное чтение отрывка, стихотворения, рассказа по собственному выбору.

34. Чтение отрывка в тексте с распространением в нём.

35. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.

36. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное правило.

37. Нахождение самого длинного слова в  произведении.

38. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

39. Нахождение и чтение словосочетаний:

                                             существительное + прилагательное

                                              существительное + глагол

                                              местоимение + глагол

40. Чтение и пометка непонятных слов.

41. Чтение слабо читающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

42. Поиск слов и выражений, с помощью которых можно составить устный портрет.

43. Поиск и чтение слов в тексте близких по значению данным па доске.

44. Чтение слов, к которым даны сноски.

45. Поиск и чтение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.

46. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к теме "Осень", " Зима" и т. д.

47. Комбинированное чтение (учитель – хором ученики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...