Сценарий занятия по развитию воображения «Огромный камень».
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Работа со способностью ВООБРАЖЕНИЯ .
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.Ученик представляет себе ситуации, с которыми он не сталкивался в собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, что способствует усвоению знаний и развитию творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_sposobnostyu_voobrazheniya.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со способностью ВООБРАЖЕНИЯ Макаровой Т.В.
Вступление:
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.
Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. В школе детское воображение становится важной предпосылкой и обучения, и эстетического воспитания. Ученик представляет себе ситуации, с которыми он не сталкивался в собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, что способствует усвоению знаний и развитию творческого мышления.
Способность воображения заключается в способности видеть идею за каким-либо объектом, явлением и выражать ее в образе. Соответственно, стадии формирования воображения будут включать в себя эти 2 направления – порождение идеи, выражение идеи в образе, которые пересекаются и взаимно влияют друг на друга.
Сценарий занятия по развитию воображения
«Огромный камень»
Метапредметные задачи:
1. Проверка версий на реалистичность условий и неизменность при преодолении парадокса.
2.. Формирование полноты образа. Противоречивый образ и полный отличаются. Противоречивый образ - содержит противоречие, какая-то его часть не позволяет, например, преодолеть парадокс или правильно выполнить задание с учетом условия. Камень огромный, а сдвинуть его может любой, здесь противоречие . Не учитываются другие возможные свойства камня.
Полнота формируется после того, как начинаем 1. проверять другие возможности – а у камня есть только размер?, оказывается у него ещё и вес есть 2. оформлять этот образ в законченный полный и понятный текст –камень огромный, но по весу может быть легким. То есть полный образ должен отражать понимание условия и его развернутую форму, чтобы противоречие, которое было раньше зафиксировано - исчезло.
Предметные задачи:
- учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся
- развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся;
Ход занятия
Действия учителя | Предполагаемые действия детей |
1.Создание учебной ситуации. Введение в тему занятия происходит с опорой на имеющиеся у детей знания по теме урока. Конкретный материал помогает представить себе ситуацию и подготовить учащихся к следующему этапу работы..Важно начать занятие так, чтобы для ребят было очевидно, что огромный камень может сдвинуть только очень сильный человек, тогда противоречие станет очевидным. В момент ощущения невозможности ситуации возникает потребность в поиске версий для ее разрешения. -Ребята,давайте немного с вами поиграем, чтобы настроиться на работу и познакомиться Я буду говорить вам слова, а вы в ответ- слова с противоположным значением -Скажу я слово высоко ,а ты ответишь- низко далеко-близко, громко-тихо, быстро-медленно, высокий- низкий, толстый –тонкий -Что вы заметили в этих парах ? -Знаете ли вы как называют такие слова? Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый. Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы. -Доскажи словечко: Дерево высокое, а куст Шарик лёгкий, а тыква Чай горячий, а мороженое -Я вижу это задание для вас было легким, попробуйте теперь догадаться по какому признаку я подбирала следующие пары слов: бежать-мчаться кричать-орать маленький -крохотный . - Как называются эти слова? Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы: 3. Узнайте животных по описанию Трусливый, боязливый, несмелый Хитрая, лукавая, плутоватая Злой, сердитый, коварный Неуклюжий, неловкий, косолапый Скажите ,а какие синонимы вы бы добавили к слову большой? 2-.А теперь предлагаю вам выполнить такое задание: На дороге лежит огромный камень, любой прохожий может сдвинуть его с места. - Бывает ли так? -Предлагаю записать ваши версии -Что необычного в этом задании? 3. Фиксация версий. - Рассмотрим ваши версии. (Учитель записывает версии на доске)
- У вас много ответов, а любой ли подходит? 4. Проверка версий. На этом этапе работы учителю важно обращать внимание на некоторые условия:
Версия №1. Все люди великаны и силачи. - Решает ли данная версия задачу? - В условии сказано, что любой сдвинет камень. А разве все силачи? Это реально? - Где это можно встретить? - Каким мы будем считать такой ответ? - Всякое ли решение нам подходит? Подходит ли нам то, что не может быть?
- Как это может быть? - Вернемся к условию задачи. Что говорится о камне? - Камень – это тень? - Решает ли версия эту задачу?
- Откуда может взяться такой камень на дороге? - Возможно ли сдвинуть такой камень с дороги? - Но он же огромный. - Это реально? - Не меняет условие задачи? - Решает ли версия эту задачу? - Это подходящее решение.
- Это реально? - Не меняет условие задачи? - Решает ли версия эту задачу? 5. Рефлексия. - Что мы делали? - Какие версии являются подходящими? 6. Диагностическое задание на проверку версий. - В другом классе решали задачу. У них возникло несколько версий. Вы, как эксперты, проверьте версии и отметьте правильные. Объясните, почему другие версии не подходят. (Работа в парах) Задание. Пружинку положили в книгу, при этом листы плотно прижаты друг к другу. Варианты версий:
7. Проверка. (Одна пара представляет свою работу у доски с доказательством, остальные относятся к ответу). 8. Итог. - Представьте, что считали невозможным, превратилось в возможное. Где это может пригодиться в жизни? | Слова противоположные Да(нет)? Низкий. Тяжёлая . Холодное. -Эти слова имеют одно значение,но отличаютя усиленным значением признака или действия -? …(заяц) …(лиса) …(волк) …(медведь) -огромный, гигантский -Камень огромный,а сдвинуть может любой! Самостоятельная работа детей. Запись версий на листочках. - Да. Силачи могут сдвинуть камень. -Нет. Такого не может быть. - В сказке. - Сказочным, фантастичным. - Нет, такое решение нам не подходит. Объяснения детей. - Что он огромный. - Нет. Нельзя тень перепутать с камнем. - Нет, так как изменили условие задачи - Да. - Пусть он огромный, выглядит, как камень, но легкий. - Да. - Нет. - Да. - Да. - Да. Это подходящее решение. - Проверяли: любая ли версия решает эту задачу. - Версии №3 и 4. - Невозможные ситуации могут быть решаемые. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по развитию воображения.
Занятие включает в себя несколько подразделов, направленных на развитие у детей воображения, мышления, восприятия....
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Игровая методика театральных занятий дает ему эту возможность и ребенок многократно может проигрывать сюжеты любимых сказок, историй, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы своего успе...
Сценарий метапредметного внеурочного занятия по развитию способности воображения и творческого мышления «Необычное в обычном. Метод фокальных объектов»
внеурочное занятие...
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...
Психологическое занятие на развитие воображения с младшими школьниками
Психологическое занятие на развитие воображения с младшими школьникамиПсихологическое занятие с детьми младшего школьного возраста на развитие воображения«В коробке с карандашами»...
Развитие воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по иностранному языку
Развитие воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по иностранному языку...
Конспект занятия "Игры на развитие воображения"
Конспект занятия "Игры на развитие воображения" для младших школьников...