Сценарий занятия по развитию воображения «Огромный камень».
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Макарова Татьяна Валентиновна

Работа со способностью ВООБРАЖЕНИЯ .

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.Ученик представляет себе ситуации, с которыми он не сталкивался в собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, что способствует усвоению знаний и развитию творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_sposobnostyu_voobrazheniya.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со способностью ВООБРАЖЕНИЯ Макаровой Т.В.

Вступление:

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.

Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. В школе детское воображение становится важной предпосылкой и обучения, и эстетического воспитания. Ученик представляет себе ситуации, с которыми он не сталкивался в собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, что способствует усвоению знаний и развитию творческого мышления.

Способность воображения заключается в способности видеть идею за каким-либо объектом, явлением и выражать ее в образе. Соответственно, стадии формирования воображения будут включать в себя эти 2 направления – порождение идеи, выражение идеи в образе, которые пересекаются и взаимно влияют друг на друга.

Сценарий занятия по развитию воображения

«Огромный камень»

Метапредметные задачи:

1. Проверка версий на реалистичность условий и неизменность при преодолении парадокса.

2.. Формирование полноты образа. Противоречивый образ и полный отличаются. Противоречивый образ - содержит противоречие, какая-то его часть не позволяет, например, преодолеть парадокс или правильно выполнить задание с учетом условия. Камень огромный, а сдвинуть его может любой, здесь противоречие . Не учитываются другие возможные свойства камня.
Полнота формируется после того, как начинаем 1. проверять другие возможности – а у камня есть только размер?, оказывается у него ещё и вес есть 2. оформлять этот образ в законченный полный и понятный текст –камень огромный, но по весу может быть легким. То есть полный образ должен отражать понимание условия и его развернутую форму, чтобы противоречие, которое было раньше зафиксировано - исчезло.

Предметные задачи:

  • учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся
  • развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся;

Ход занятия

Действия учителя

Предполагаемые действия детей

1.Создание учебной ситуации.

Введение в тему занятия происходит с опорой на имеющиеся у детей знания по теме урока. Конкретный материал помогает представить себе ситуацию и подготовить учащихся к следующему этапу работы..Важно начать занятие так, чтобы для ребят было очевидно, что огромный камень  может сдвинуть только очень сильный человек, тогда противоречие станет очевидным. В момент ощущения невозможности  ситуации возникает потребность в поиске версий для ее разрешения.

-Ребята,давайте немного с вами поиграем, чтобы настроиться на работу и познакомиться Я буду говорить вам слова, а вы в ответ- слова с противоположным значением

-Скажу я слово высоко ,а ты ответишь- низко далеко-близко, громко-тихо, быстро-медленно, высокий- низкий, толстый –тонкий

-Что вы заметили в этих парах ?

-Знаете ли вы как называют такие слова?

Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

-Доскажи словечко:

Дерево высокое, а куст

Шарик лёгкий, а тыква

Чай горячий, а мороженое

-Я вижу это задание для вас было легким, попробуйте теперь догадаться по какому признаку я подбирала следующие пары слов:

бежать-мчаться

кричать-орать

маленький -крохотный

.

- Как называются эти слова?

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:

3. Узнайте животных по описанию

Трусливый, боязливый, несмелый

Хитрая, лукавая, плутоватая

Злой, сердитый, коварный

Неуклюжий, неловкий, косолапый

Скажите ,а какие синонимы вы бы добавили к слову большой?

2-.А теперь предлагаю вам выполнить такое задание:

На дороге лежит огромный камень, любой прохожий может сдвинуть его с места.

- Бывает ли так?

-Предлагаю записать ваши версии

-Что необычного в этом задании?

3. Фиксация версий.

- Рассмотрим ваши версии.

(Учитель записывает версии на доске)

  • Все люди великаны и силачи.
  • Маленький камень, а тень большая.
  • Камень из ваты, папье-маше и др.
  • Круглый камень, поэтому катится.

- У вас много ответов, а любой ли подходит?

4. Проверка версий.

На этом этапе работы учителю важно обращать внимание на некоторые условия:

  • при обсуждении той или иной версии постоянно возвращать детей к условию задания с целью проверки его на неизменность условия ,реалистичность
  • не давать детям уйти в фантазирование
  • основное внимание уделять детям, неуспешным в создании образа, призывая на помощь сильных детей. Они могут помочь дооформить образ.
  • Если ребенок затрудняется с выражение своей версии, учитель может помочь ему наводящими вопросами с целью выяснить ,что имел в ввиду ребенок.

Версия №1. Все люди великаны и силачи.

- Решает ли данная версия задачу?

- В условии сказано, что любой сдвинет камень. А разве все силачи? Это реально?

- Где это можно встретить?

- Каким мы будем считать такой ответ?

- Всякое ли решение нам подходит? Подходит ли нам то, что не может быть?

  • Версия №2. Маленький камень, а тень большая.

- Как это может быть?

- Вернемся к условию задачи. Что говорится о камне?

- Камень – это тень?

- Решает ли версия эту задачу?

  • Версия №3. Камень из ваты, папье-маше и др.

- Откуда может взяться такой камень на дороге?

- Возможно ли сдвинуть такой камень с дороги?

- Но он же огромный.

- Это реально?

- Не меняет условие задачи?

- Решает ли версия эту задачу?

- Это подходящее решение.

  • Версия №4. Круглый камень, поэтому катится.

- Это реально?

- Не меняет условие задачи?

- Решает ли версия эту задачу?

5. Рефлексия.

- Что мы делали?

- Какие версии являются подходящими?

6. Диагностическое задание на проверку версий.

- В другом классе решали задачу. У них возникло несколько версий. Вы, как эксперты, проверьте версии и отметьте правильные. Объясните, почему другие версии не подходят.

(Работа в парах)

Задание. Пружинку положили в книгу, при этом листы плотно прижаты друг к другу.

Варианты версий:

  • Пружинка – невидимка.
  • Пружинка сделана из бумаги.
  • Пружинку положили на книгу.

7. Проверка.

(Одна пара представляет свою работу у доски с доказательством, остальные относятся к ответу).

8. Итог.

- Представьте, что считали невозможным, превратилось в возможное. Где это может пригодиться в жизни?

Слова противоположные

Да(нет)?

Низкий.

Тяжёлая

. Холодное.

-Эти слова имеют одно значение,но отличаютя усиленным значением признака или действия

-?

…(заяц)

…(лиса)

…(волк)

…(медведь)

-огромный, гигантский

-Камень огромный,а сдвинуть может любой!

Самостоятельная работа детей. Запись версий на листочках.

- Да. Силачи могут сдвинуть камень.

-Нет. Такого не может быть.

- В сказке.

- Сказочным, фантастичным.

- Нет, такое решение нам не подходит.

Объяснения детей.

- Что он огромный.

- Нет. Нельзя тень перепутать с камнем.

- Нет, так как изменили условие задачи

- Да.

- Пусть он огромный, выглядит, как камень, но легкий.

- Да.

- Нет.

- Да.

- Да.

- Да. Это подходящее решение.

- Проверяли: любая ли версия решает эту задачу.

-

 Версии №3 и 4.

- Невозможные ситуации могут быть решаемые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по развитию воображения.

Занятие включает в себя несколько подразделов, направленных на развитие у детей воображения, мышления, восприятия....

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Игровая методика театральных занятий дает ему эту возможность и ребенок многократно может проигрывать сюжеты любимых сказок, историй, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы своего успе...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

Психологическое занятие на развитие воображения с младшими школьниками

Психологическое занятие на развитие воображения с младшими школьникамиПсихологическое занятие с детьми младшего школьного возраста на развитие воображения«В коробке с карандашами»...

Развитие воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по иностранному языку

Развитие воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по иностранному языку...

Конспект занятия "Игры на развитие воображения"

Конспект занятия "Игры на развитие воображения" для младших школьников...