Конспект урока "Честь и достоинство" (основы светской этики)
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Основы светской этики «Честь и достоинство».
Цели: дать понятие «чести и достоинства человека» на примере героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», а так же через применение его в собственном жизненном опыте; совершенствование Н работы в коллективе, в группе, развитие коммуникативных Н; способствовать воспитанию нравственных качеств человека, формированию личной жизненной позиции.
Оборудование: презентация, м/ф, маленькие листочки у каждого, листы с кругами-солнышками, отдельные лучики
Ход урока
I.Оргмомент.
II. Проверка д/з: ……….
III. Сообщение темы и целей урока. СЛАЙД
- На экране карточки со словами. Предлагаю вам разгадать зашифрованные слова (доброта, отзывчивость, лживость, честность)
- Что объединяет эти понятия? (качества человека)
- Какое качество для порядочного человека здесь лишнее? (лживость)
- Напишите это слово на листочке, сомните и отодвиньте его от себя.
- Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: честь и достоинство. Раскроем смысл этих слов и узнаем, как применить эти развивать в себе эти качества.
- Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока. СЛАЙД
- О чём узнаете на уроке, прочитайте рубрику на стр. 48.
IV. Работа над темой урока.
- Работа по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово» М/Ф
- Чтобы легче определить понятие «честь» давайте вспомним рассказ Пантелеева «Честное слово».
- Подберите родственные слова к слову «честное» (честность, честь)
- Как понимаете слово честь?
- Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, какое толкование дается в различных словарях. СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД
- Обратимся к тексту.
- Так почему же мальчик не ушел?
- Что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
- Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением.
- Да, конечно маленький мальчик проявил мужество и стойкость взрослого человека. В жизни каждый выбирает свой путь, а жизненный путь всегда сложный, и чтобы не произошло, нужно всегда оставаться человеком, честным человеком.
- В чём же проявляется честь в современном обществе? СЛАЙД
- Мы живем сейчас в очень непростое время. Бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять.
Ведь так непросто нам порой, решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой, благополучие иль честь,
Покорность или бой, отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье Человека заслужить?
- Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье человека. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?
V. Физминутка.
VI. Работа по теме урока. продолжение
- Совместный анализ понятий «честь», «достоинство»..
Чтение текста по учебнику стр.46-47
Запись определений в тетрадь. СЛАЙД
- Все начинается с человека. Нельзя автоматически стать благородным, совестливым, честным. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к окружающим нас людям, наше отношение к миру.
- Как же воспитать в себе честь? СЛАЙД
- Работа в группах.
- Каждый из нас самостоятельно делает выбор. Такой выбор я предлагаю сделать вам.
- Сейчас вы будете работать в группах, где вы сможете обсудить ситуацию и высказать свое мнение. СЛАЙД
- В наше время можно часто слышать «Хочешь жить – умей вертеться» или «Победителей не судят». Что оправдывают люди этими словами? (собственное предательство, трусость, подлость)
- Любой бесчестный поступок может привести к потери чести. Человек, обладающий честью, бережет ее. Этот человек уважает окружающих, но прежде всего, он уважает себя.
- Работа с понятием «достоинство».
- В чём же проявляется достоинство в современном обществе? СЛАЙД
- Как же развить в себе достоинство? СЛАЙД
VII. Рефлексия деятельности.
- «Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец».
- И в завершении нашего занятия, с помощью теста вы сможете ответить, задуматься, сделать выбор: Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? По очереди будем читать тестовое задание. Свое отношение, «да» или «нет», вы можете проявить с помощью «солнечных лучиков», которые вы прикрепите к нашему солнышку от каждой группы.
Тест:
- Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.
- Честь – это ответственность за свое поведение.
- Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.
- Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.
- Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.
- Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.
- Достоинство – это чувство превосходства над другими.
- Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.
- Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.
- Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.
- О, сколько солнечных лучиков засветилось у нас! Это сделали вы! Такие светлые, добрые учении у меня в классе. Аплодисменты вам!
VIII. Итог урока.
- В заключении скажу вам святые слова: СЛАЙД
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сердце матери" (основы светской этики)
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Сердце матери"...
Конспект урока "Сердце матери" (основы светской этики)
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Сердце матери"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-138628-1433143989.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-190632-1517502112.jpg)
Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"
Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"...
Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"
Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"...
Конспект урока по модулю Основы светской этики.4 класс. Тема "Добро и зло" - учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Рахимова Фарзана Фаритовна
цели.Образовательная- познакомить с основными этическими понятиями: добро и зло;развивающая – развитие умения анализировать, активно воспринимать и осмысливать информацию;воспитательная – воспитывать ...
Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4
Тема Что такое светская этикаЦель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать общее пре...