Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по теме

Агафонова Надежда Николаевна

Формирование   способности  и  готовности  учащихся   реализовывать   универсальные    учебные  действия  позволит  повысить   эффективность   образовательно-воспитательного   процесса  в  начальной  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_luud_na_urokakh_lit._cht.pptx608.25 КБ
Файл vystuplenie.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Слайд 2

« Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё …, пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём » Ю . Ф. Карякин

Слайд 3

Важнейшая задача современной системы образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Слайд 4

Цели образования – общекультурное , познавательное и личностное развитие учащихся.

Слайд 5

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Слайд 6

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный

Слайд 7

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 8

Виды личностных действий Самоопределение Нравственно-этическая ориентация Смыслообразование Личностные УУД

Слайд 9

Предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика, обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», формирует «первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности». формирует индивидуальный эстетический вкус.

Слайд 10

На развитие ЛУУД направлены задания : 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста ( В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).

Слайд 11

Фомы работы для формирования ЛУУД : участие в проектах; творческие задания; зрительное , моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений.

Слайд 12

Образовательные технологии для развития личностных УУД технология проблемного диалога; проектная деятельность; ИКТ-технологии; технология ситуативного обучения; технология продуктивного чтения; технология уровневой дифференциации.

Слайд 13

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Слайд 15

Век XXI – век открытий , Век инноваций, новизны , Но от учителя зависит , Какими дети быть должны . Желаю вам, чтоб дети в классе Светились от улыбок и любви , Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!

Слайд 16

самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика ; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности ; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности

Слайд 17

смыслоообразование – осознанность учения и личная ответственность; адекватное реагирование на трудности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование мотива, реализующего потребность в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности.

Слайд 18

нравственно-этическая ориентация – положительные нравственные качества, знание основных моральных норм; адекватное оценивание своих и чужих поступков; нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровья; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности.

Слайд 19

технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

Слайд 20

проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

Слайд 21

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

Слайд 22

технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

Слайд 23

технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

Слайд 24

технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели .



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Слайд 2.

«Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими,  а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…, пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём»

                                                       Ю. Ф. Карякин

                                         

       За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.  

      Федеральные Государственные образовательные стандарты определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования.

Слайд 3.    Важнейшей  задачей  современной  системы  образования  является   формирование   универсальных  учебных   действий, обеспечивающих  школьникам умение  учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Слайд 4.    Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.  

Слайд 5.    Формирование   способности  и  готовности  учащихся   реализовывать   универсальные    учебные  действия  позволит  повысить   эффективность   образовательно-воспитательного   процесса  в  начальной  школе.

Слайд 6.    В  составе  основных видов  УУД, соответствующих  ключевым целям  общего  образования, можно выделить  четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

     ГС (на слайд 7).     В своём выступлении я хотела бы остановиться на  личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Личностные  действия  обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся  и ориентацию в социальных  ролях  и  межличностных  отношениях.

Слайд 8.     Можно  выделить три  вида личностных  действий:

- самоопределение;   ГС

- смыслообразование;    ГС

- нравственно-этическая ориентация. ГС

самоопределение – сформированность  внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской  личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование – поиск  и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

нравственно-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Слайд 9.    Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться  детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.

«Литературное  чтение»— это предмет,  задачей которого является    знакомство с произведениями  словесного  искусства,  развитие  интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и  получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность,  дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в  доступной для них эмоционально-образной форме. У детей появляется возможность  не только осмыслить   морально-этические  понятия,  но и вместе с героями литературных произведений  пережить все разнообразие их  чувств, приобщиться  к духовно-нравственным ценностям  художественного произведения. В современном обществе роль художественной литературы  и искусства с  подлинно духовно-нравственными ценностями значительно  возрастает.

Разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. Учитель видит, как изменяются его ученики, что каждый из них открыл нового лично для себя в произведении, почувствовал ли красоту авторского слова.

Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла.

Слайд 10.    

На развитие ЛУУД направлены задания:

1) на интерпретацию текста;

2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

3) анализ характеров и поступков героев;

4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).

Личностные УУД формируются, когда:

 учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

-  очень важно сказать ученику: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» — в этот момент и происходит формирование личностных УУД т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему. Обычно этому способствуют и вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Слайд 11.    

Для формирования личностных универсальных учебных действий могут использоваться  следующие формы работы:

-         участие в проектах;

-         творческие задания;

-         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-         самооценка события, происшествия;

-         дневники достижений.

Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Слайд 12.    

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

 ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Однако,  все это может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке, ведь основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком. Решающая роль в этом принадлежит учителю.

Слайд 13.    

Главное для учителя - помнить, что все  учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает  свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.

2.  Перейдем к следующему вопросу нашего семинара.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения основной образовательной программы  определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, т.е. сформированность УУД. Проведение диагностики позволяет выявить, насколько  успешно формируются УУД у каждого ребенка, как идет его личное развитие.

О диагностике по сформированности УУД, которая проводится  в нашей школе,  расскажет учитель начальных классов Куликова Е.Ю.

3. Сейчас мы посмотрим уроки литературного чтения в 1-х  и 3-х классах. Наши коллеги   постараются показать вам, как и какие личностные УУД они формируют в учебной деятельности.

В 1-х классах вы посмотрите разные типы уроков. В 1 «А» - урок повторения и обобщения знаний, а в 1 «Б»  - урок изучения нового материала. Учителя Ольга Александровна Щастная и Тамара Андреевна Агеенко будут формировать такие ЛУУД, как умение высказывать свое эмоциональное отношение к героям, умение оценивать поступки героев. Это они будут достигать, применяя технологию ведения проблемного диалога и технологию ситуативного обучения.

На уроке будут использованы различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. Проведение рефлексии в 1 «А» классе вы увидите с  применением интерактивной доски, а в 1 «Б» с применением смайликов.

Учителя 3-х классов Ольга Анатольевна Сидоренко и Нина Павловна  Крупина  покажут урок – открытия новых знаний,  на  котором будут формировать умение высказывать свое отношение к героям, их поступкам, эмоционально переживать текст, выражать свои эмоции.  Они применят технологии ведения проблемного диалога , продуктивного чтения  и  технологию  уровневой дифференциации.  На уроках мы увидим работу по само- и взаимооцениванию ответов.  Проведение рефлексии учителя покажут с применением приёма «лесенка успеха» и смайликов.

А сейчас приглашаем вас пройти в кабинеты, где вас уже ждут в гости.

4. Наш семинар подошел к завершению. Мне его хочется закончить словами стихотворения.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Выступление на региональной научно-практической конференции...

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Учебный предмет «Литературное чтение»  обеспечивает формирование многих личностных универсальных учебных действий. В данной работе рассмотрены лишь некоторые из них....

Презентация к выступлению "Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения"

Презентация наглядно показывает приёмы описываемые в статье...

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценн...

Методические приемы для формирования личностных действий на уроках литературного чтения

Материал содержит методические рекомендации,которые помогут учителю разнообразить свою деятельность на уроках. Приёмы,новые формы работы могут увлечь учеников.Развить творчество на уроках литературног...

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование   универсальных  учебных   действий, обеспечивающих  школьникам  умение  учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....