Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
занимательные факты (3 класс) по теме

Русина Татьяна Владимировна

здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k1p3_zdorovesberegayushch_spravka.doc50.55 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

Работая в школе 3 года, с грустью комментирую, что с каждым годом увеличивается количество детей со слабым здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой.

В своей  работе я использую следующие  здоровьесберегающие

технологии:

1.        Экологические здоровьесберегающие технологии:

а)        Озеленение кабинета;

б)        Проветривание помещения;

в)        Световой режим.

2.        Здоровьесберегающие образовательные технологии

Применение организационно - педагогических технологий позволяет мне создать благоприятную атмосферу и морально психологический климат, который способствует предотвращению состояния переутомления, гиподинамии. Педагог рационально организует учебный процесс, соблюдает учебные и физические нагрузки с учётом возрастных особенностей детей, а также использует на уроках смену видовой деятельности учащихся, игровые моменты, гимнастику для глаз и рук, обращает внимание на правильную осанку, соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. На уроках я  чередую рациональные и иррациональные сферы мышления, гармонизирует работу левого и правого полушария, применяет методические приемы, направленные на стимулирование всех сенсорных каналов.

В. А. Сухомлинский говорил: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание, чаще незаметное и поддающееся излечению только совместным усилием матери, отца, врача и учителя».

На каждом уроке провожу по две физминутки, одна - через 15-20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторую физминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, гимнастика для глаз или в Лучший отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4-7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо цифр, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности - 6-8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.

Применяю не менее 3 методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. С первых минут урока, с приветствия стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Ещё на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости - проветриваю помещение. Учу детей своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных (вымыть классную доску, положить чистую влажную тряпку и мел) и всегда помогаю им в решении этих вопросов. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока обсуждаем не только то, что усвоено нового, но выясняем, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уро зависимости от работы на уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

упражнения по формированию осанки,

укреплению зрения,

укрепления мышц рук,

отдых позвоночника,

упражнения для ног,

релаксационные упражнения для мимики лица,

потягивание,

массаж области груди, лица, рук, ног,

психогимнастика,

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Стараюсь, чтобы    упражнения для физкультминутки органически вплетались в канву урока.  Так,  например,  при  изучении  однозначных     и  многозначных  чисел ученики познакомились  с   определениями  и  провели  первичное  закрепление  материала.  Для выяснения   усвоения   всеми   ребятами   нового   материала   я   предлагаю   во   время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если я назову  однозначное  число,  ученики  делают наклоны  (или  повороты)  вправо;  если двухзначное - влево.  Очень важно развивать воображение учеников. С этой целью выполняем   упражнение   «Буратино».   После   введения   нового   понятия,   например, прямоугольник, хорового прочтения этого термина предлагаю ученикам закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Так многие ребята легко отвлекаются.

Во избежание гиподинамии я организовываю небольшую двигательную активность детей. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Кроме того, часть урока дети обучаются стоя. Это может быть чтение задач, слушание учителя, говорение. Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.

В начале урока я предлагаю детям провести следующие упражнения:

Точечный   массаж   биологически   активных   точек   лица   и   головы,   чтобы окончательно «разбудить» их и задать соответствующий рабочий настрой на целый день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Мы стараемся так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение выполняем в такой последовательности:

потягивание за мочки сверху вниз;

потягивание ушной раковины вверх;

круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

«Перекрестные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний. Под музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

«Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и

мозговое кровообращение. Дышать глубоко, уронить голову вперед, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение. Подбородок вычерчивает на груди слегка изогнутую линию.

«Ленивые восьмерки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.

«Симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию. Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки

Во время урока снять напряжение помогают следующие упражнения:

«Лобно-затылочная коррекция» - улучшает мозговое кровообрщение. Упражнение выполняется в течение одной минуты, сидя, с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая - на затылок.

«Медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки. Можно придумать сюжет.

«Поза дерева» - снимает статическое напряжение позвоночника.

«Поза скручивания» - улучшает кровообращение в позвоночнике, снимает спазм сосудов.

«Дыхательная гимнастика» - гармонирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем. Трансформирует отрицательные эмоции в положительные. Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Гимнастика для глаз - снимает напряжение с глаз.        Например, во время урока я

использую элементы методики офтальмолога Базарного «Зрительные тренажеры». По рекомендации В.Ф. Базарного они должны размещаться на потолке. Однако я ограничилась изображением их на листе ватмана. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке. Метод Базарного заключается в перемещении взгляда обучающихся по траекториям. Упражнения выполняются по команде учителя и только стоя. В соответствии с указанием стрелок взгляд учащегося движется по траектории: вправо-влево, вверх-вниз, по и против часовой стрелки, по «восьмёрке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...