Проект "Игрушка-это серьёзно!"
проект (3 класс) по теме

Усенко Елена Валентиновна

Данная статья содержит подробные материалы по организации подготовки и проведения проекта.Создание уникального "Музея игрушки" в классе-процесс интересный  и очень развивающий.Рекомендованный возрастной показатель-3-4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Есть достаточные основания утверждать,

                                               что в школе много времени уделяется

          внешней "дисциплине", отметкам и наградам,

переводу из класса в класс или отставанию,

чтобы его (внимания) не осталось

на действительно трудное дело –

создание жизненных ситуаций,

в которых  значение фактов , идей,

принципов и проблем только

и может быть действительно осознанно".

Джон  Дьюи  (1859-1952)

            Я полностью согласна с этим утверждением и по прошествии многих лет педагогической работы понимаю, что слишком мало  внимания мы уделяем реальной жизни школьника, углубляясь  в сложности наук. Некогда увидеть и услышать, чем же богат ребёнок, что он любит, какие детские воспоминания греют его душу…

3 класс. Урок.

На партах строгие стопочки учебников и тетрадей.

Какие игрушки?? Уже не до них! Идут занятия!!

         И всё-таки в школе должно быть место умной игре  и творческому веселью!

Я предлагаю Вашему вниманию разработку проекта

«Игрушка-это серьёзно!».

 Мы с ребятами прошли эти этапы, получили богатый опыт интересной работы и, конечно, испытали  радость и удовольствие от яркого совместного творчества!

Теоретическая часть.

             Возможность применения проектного метода в начальной школе не требует доказательств. Необходимость формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников закреплена во всех нормативных документах. И метод проектов - хороший инструмент для их формирования.

В процессе проектной деятельности, по мнению Сергеева И.С., формируются следующие общеучебные умения и навыки:  [ 1 ]

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

По определению Н.Ю.Пахомовой :

 «Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации»  [2]

Структурные особенности проекта  [3-4]

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2.Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы

Практический опыт

Проект «Игрушка-это серьёзно!»

       Данная тема была выбрана, потому что память детства - это великая сила, которая помогает нам сохранять свой духовный мир, залечивать многие душевные раны, двигаться вперёд. И если ребёнок способен беречь игрушки и с благодарностью относиться к друзьям детства, то тем больше шансов у педагогов найти контакт с таким эмоционально благополучным человеком, развить в нём добрые ростки общечеловеческих ценностей.

Опираясь на народное творчество, на его высочайшую гуманность, вовлекая детей в интересное и многоплановое путешествие по миру игрушек, учитель помогает эмоциональному и интеллектуальному росту ребёнка.

Проект решает важнейшие коммуникативные задачи, способствует сплочению коллектива при достижении общих целей. Такой опыт очень важен для каждого человека.

Типологические признаки данного проекта:

1) Доминирующая в проекте деятельность: творческая, ролево-игровая

2) Предметно-содержательная область:  метапредметный проект

3) Характер контактов : среди участников одной школы, класса

4) Количество и возраст  участников проекта: все  учащиеся 3 класса+5-6 человек из средней школы

5)Продолжительность проекта: 3 месяца

6)Эксперты внешней оценки: - сверстники;

                                                   -родители;

               -учителя и администрация;

Для структуры  ролевых и игровых проектов характерно:

  1. конструирование игровой ситуации;
  2. исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
  3. результат остается неизвестным до конца работы.

Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

Цели и задачи проекта:

1.Познакомить учащихся с историей создания игрушек на Руси по традиционным технологиям народных промыслов;

2.Формировать  важнейшие универсальные учебные действия (УУД)

(коммуникативные,поисковые,рефлексивные,оценочные,презентационные)в процессе работы над проектом;

3.Создать ситуацию погружения и освоения профессии экскурсовода, научного сотрудника, художника- оформителя музея и других работников;

4.Создать условия для сплочения детского и родительского коллектива в процессе совместной творческо-поисковой, организационной деятельности в процессе   создания  Музея игрушки в своём классе;

5.Предоставить учащимся возможность творческой  самореализации в ходе

индивидуального маршрута подготовки проекта

6.Расширять  образовательное пространство в процессе создания собственных экскурсий, используя  музейные ресурсы СПб и интернет-ресурсы

6.Воспитывать эмоционально богатых, нравственно зрелых граждан

своей страны

Основные этапы реализации проекта

Основные этапы проекта

Краткое содержание

этапа

Виды деятельности

учащихся

Среда осуществления этапа

1.

Выдвижение проблемы

а) Определение темы и

целей проекта, его

стартового положения

-Составление вопросов по содержанию раздела «История народных промыслов»

-Изучение истории создания различных народных игрушек

Литературное          чтение

(Тема «Устное народное творчество»1 четверть) [5]

+внеклассная деятельность

2.

Мотивационно-целевой этап

а) Формирование мотивации к выполнению проекта

б) обмен мнениями, определение общего направления работы.

-Сочинение-рассуждение «Для чего нужны игрушки?»

Русский язык

(Развитие речи) 

[6] 

3.

Этап коллективного планирования

1)Выбор формы организации работы (групповая,

индивидуальная)

2) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и переработки поступающей информации

в) Определение способа представления результатов (формы итога проекта- создание Музея игрушки в классе)

д) Распределение обязанностей между членами рабочей группы

-Распределение по командам(4-5 чел)

еребьёвка-выбор исторических объектов 

(Гжель,

Хохлома, Дымково…)

ыбор названия;

ыбор командира;

бсуждение вариантов источников информации

(Интернет,

литература, музеи СПб)

аспределение поручений

(экскурсоводы-2 чел.,

историки-2 чел.,

оформители-2 чел.)

азначение времени сбора команды для промежуточного обсуждения

Внеклассная деятельность

(Приложение №4)

4.

А)Поисково-накопительный этап

а) Сбор и анализ информации в форме  наблюдения за работой экскурсовода,

других сотрудников музея

-Посещение Санкт-Петербургского Музея Игрушки

(наб. реки Карповки)

-Наблюдение за работой экскурсовода

аблюдение за способами оформления витрин и размещения экспонатов

-Изучение правил поведения в музее

Экскурсионная деятельность

Музей Игрушки

(наб. реки Карповки)

Занятие Школы этикета (Приложение №4)

 

Б)

Поисково-накопительный этап

а) Сбор и уточнение информации (письменная форма)

б) Выявление и обсуждение проблем, возникших в ходе выполнения проекта

в) дополнение ресурсов экскурсионного материала

-Сочинение-описание

«Моя любимая игрушка»

бор экспонатов для музея

(игрушки,

фотографии, рисунки)

Русский язык

(Развитие речи)  

[6]

Внеклассная  деятельность

В)

Художественно-оформительский этап

 А) Накопление художественного

материала  по

выбранной теме

б) обсуждении собранного материала;

в) Обсуждение вариативности оформления витрин

Рисование :

-дымковской

- филимоновской     игрушки

-матрёшек

зготовление визиток и элементов оформления витрин

ИЗО [7]

Труд

Г)

Поисково-накопительный

а) Сбор и уточнение информации о музеях мира, представленной в форме презентации учащимися средней школы

-Встреча с учащимися 6-б класса

росмотр подготовленной презентации

 «Музеи игрушки мира»

икторина по теме

Внеурочная деятельность совместная с учащимися средней школы

5.

Реализация проекта

а) Анализ информации

б) Формулирование выводов

в) Выбор оптимального варианта выполнения проекта

г) Оформление проекта

д) Установление процедур и критериев оценки результатов

-Составление командой экскурсии на основе полученной  комплексной информации

(сочинения, доклады, рисунки, фото…)

-Оформление витрин

-Создание «Оценочного листа»

Внеурочная деятельность

ИЗО

Труд

(Приложение №2)

(Приложение №3)

(Приложение №4)

6.

Защита проекта

Представление

проекта в виде собственного « Музея игрушки 3-б класса»

Проведение экскурсии:

-внутри класса;

-для соседних классов;

-для родителей и администрации школы;

Внеурочная деятельность

7.

Подведение итогов.

Рефлексия

а)Коллективный

анализ и оценка

б)Подготовка отчета о ходе выполнения проекта (возможные формы отчета: устный отчет, письменный отчет, мнения экспертов)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

-Обсуждение проведённых мероприятий;

-запись в

«Книге отзывов и предложений»

аграждение всех участников проекта

-Выводы на основе обсуждения работы команд

Внеурочная деятельность

Заключение

Проект «Игрушка-это серьёзно!» позволил ребятам моего класса реализовать свои яркие фантазии, поделиться со сверстниками, родителями, учителями радостью созидательного интересного дела. Отзывы посетителей  «Музея игрушки 3-бкласса», участников проекта говорят о положительной оценке нашего многодневного труда.

Смею надеяться, что опыт, приобретённый ребятами в ходе работы над проектом,  пригодится им в дальнейшей  жизни, поможет  развитию творческого, активного коллектива единомышленников.

Приложение№1 Презентация «Фотогалерея проекта»

Приложение№2 «Материалы для составления экскурсий»

Приложение №3 «Стихи о народных промыслах и игрушках»

Используемые  источники:

1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005

3.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии” – М.: Издательский центр “Академия”, 2000

 4. Материалы статьи д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО «К истории вопроса»

5. Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г, Голованова М.В.«Родная речь» -М.,«Просвещение», 2007

6. .Щёголева Г.С.«Моя письменная речь» - СПб, «Специальная литература», 2008

7. Шпикалова Т.Я.  «Изобразительное искусство» - М.,«Просвещение»,2006

8. http://festival.1september.ru/articles/501897/



Предварительный просмотр:

Городецкий промысел

Название городецкий промысел пошло от имени города Городец – маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки – берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб - явление, выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца- доски для прялок, для прядения нитей из

волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.

Роспись появилась здесь в 60-х годах  19 века и положила начало новому Городецкому стилю- росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достиг в 80-х годах 19 века.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий – токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева, яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, чаепитий, свиданий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких  мастеров есть и чудо-кони, и сказочные птицы.

Когда спрос на прялки и донца упал, Городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, панно, блюда, тарелки.

В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Городецком районе Горьковской области занимается фабрика художественных изделий « Городецкая  роспись».

 

Каргополь

Крестьянский промысел глиняной посуды и расписных игрушек в деревне Гринево близ города Каргополя существовал уже в 19 веке. Он получил название каргопольского. Как и все крестьяне, каргопольские гончары садились за гончарный круг в свободное от сельскохозяйственных работ время – с сентября- октября до весны. Работали и мужчины, и женщины, им помогали дети с 8-9 лет, которые добывали и готовили глину. Работали гончары в избах – там же, где и жили. Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки до тех пор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду.

Из остатков лепили фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки. Готовая посуда и игрушки сохли дня два в избе, затем их обжигали в русских печах или специально устроенных в поле за деревней обжигательных печей. Некоторые посудные изделия и игрушки, раскаленные докрасна, обмакивали в корыте в растворе овсяной или гороховой муки (так называемой болтушке). Изделия покрывали черным, напоминающим кружево, узором. Более дорогую посуду и игрушки в обожженном состоянии обмазывали дегтем, посыпали мучкой из свинца и вновь обжигали. Изделия  

после второго обжига приобретали красивую муравленую поливу и высокую прочность.

Дымка

Легенда о смекалке вятичей.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они «военную» хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой «свистуньей». В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверушек. Не забыт и старинный праздник.

В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вяткой. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы- свистуньи продавались здесь же, на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече -  ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в « Барыню».

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Технология изготовления игрушек  была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки  чаще всего изображались  юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет  на желтой свинье; другой молодец сидит верхом  на козле и играет на гармошке.

Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая – голову, третья лепит ведра, а потом все собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться,  а передержишь – потом не пристанет грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность ( отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных встречаются  чуть ли не языческие символы далеких  времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Хохлома

Легенда о хохломе

Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются  едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта ( дуги, коромысла, чашки, ложки). Широко использовалась на Руси и роспись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные  для торжественных событий: братины, ковши и ендовы.

Братина – русский шаровидный сосуд 15-17 веков из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братчинных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Также она использовалась как большая общая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской. По данным археологических раскопок, изготовлением деревянной посуды в Заволжье занимались в незапамятные времена. Знакомясь в музеях с изделиями 15, 16, 17 веков, производимыми в монастырях, мы находим вещи, похожие на хохломские своей формой и киноварным фоном.

Вырезанную вещь сначала покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка( оловянного, а позже – алюминиевого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. Расписывают изделия беличьими или колонковыми кисточками масляными красками: красной ( киноварью), черной ( газовой сажей), желтой, коричневой, зеленой. Хохломская роспись делится на два основных вида: «верховое» письмо и фоновое.   Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное», и сохранился еще с языческих времен. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» - черно-красная трава по золотому фону – считается классической для хохломского художника. Из травки художники составляют самые разные композиции, изображения птиц, рыбок. Другой традиционный узор получил название «кудрины» ( от слова «кудри» - вьющиеся волосы), нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей.

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 14-15 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры.

Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, предметы украшения интерьера, бытовые предметы хозяйственного назначения, женские украшения, сувениры, прочие изделия.

Матрешки

У каждого народа свои замечательные куклы, некоторые стали знамениты на весь мир. Одна из них – русская матрешка.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей немногим 100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое яйцо вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Первую матрешку сделали в Москве более 100 лет назад. Она появилась на свет в облике девочки – подростка, одетой в зеленую кофту и сарафан. В руках держала петуха и всем улыбалась. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. Название игрушки образовали от имени Матрена.

Действительно, Матрена оказалась не такой уж простушкой. Кукла раскрылась, и в ней находили сестренку Матрешку. В той - следующую.

Потом шел русоголовый мальчик в красной рубахе, он последним проявлялся. Всего было в первой матрешке 8 кукол. Игрушка полюбилась и детям и взрослым.

Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, так же были очарованы русской многоместной куклой.

В Москву посылали заказы на большие партии матрешек. И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. География ее местожительства охватила многие страны мира.

Матрешки изготовляют одно-, двух-, четырех-, шести-, восьмиместными и более. К знаменательным датам делают пятидесяти-, шестидесятиместные матрешки, первая из которых бывает высотой около метра, а самая маленькая – менее одного сантиметра. Вырабатывают загорские мастера и матрешку-неваляшку, когда в одной кукле находится несколько маленьких матрешек одинакового размера. Чаще всего это шестиместная матрешка.

Изготовляют мастера матрешку и с выжиганием. В цветовой гамме росписи – красные, синие, зеленые, желтые тона. В узоре – мелкие и крупные цветы, горох, рисунок « турецкие огурцы»; встречаются  и скромные геометрические узоры, ягоды малины, вишни или маленькие корзинки с ягодами в руках у матрешки.

По видам росписи матрешки делятся на загорских,  семеновских и полково- майданских.

Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник.

Декоративная роспись скромно украшает платок и крой фартука. Эти несложные приемы местные мастера называют «матрешкой».

Семеновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки. И край платка этой матрешки украшен ритмичной цепью небольших бутонов.

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль росписи.

Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев сплошным ковром  закрыли всю фигуру матрешки. Яркие краски звучат во всю силу. Алая краска – рядом с темно-зеленой, синяя – с желтой, а черный контур рисунка объединяет эти сочные цвета и вносит спокойствие, равновесие.

http://festival.1september.ru/articles/504838/



Предварительный просмотр:

Дымковская игрушка

Возле речки Вятки есть один поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Мужики там сдревле печи мастерили,

На забаву деткам петушков лепили.

Слобода та в дымке поутру купалась,

И за это Дымковской состари называлась.

Привезли мы глину с дальнего бугра

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Под руками глина – слой на три аршина,

Стали шарики катать, как снежки бывало.

Глину щупать, глину мять – жирную, что сало.

Кто-то сделал индюка - распушенные бока.

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы появились на селе.

Слепим, высушим и в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки печь, печка жаром пышет.

А в печи не калачи, а в печи не куличи,

Не пышки, не ватрушки, а в печи игрушки!

Не кастрюли, чугуны, а лошадок табуны.

За лошадками – козел, из печи и прыг на стол!

Вылезай скорей медведь, в печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают утушек - свистулек стаи,

А за ними в свой черед кукол пестрый хоровод.

В Дымкове, за Вяткою-рекою драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя, труженики славные живут!

Русская матрешка

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет,

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет она белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах  шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неземной он страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он должно быть весело сказал:

« Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели себе честной народ!»

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво с удалой улыбкой на лице

И летит о ней по миру слава о безвестном мастере-творце.

Хохлома

Жил я жил, забот не зная,

Да свела меня с ума,

Золотая расписная, огневая хохлома.

Погляжу из-под ладони: затопляя берега,

Входят бронзовые кони на поемные луга,

Речка сизая дымится, раздается небосвод

И на красной колеснице солнце рыжее плывет.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи - перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый

По краям узоров яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Как волшебница Жар-птица, не выходит из ума

Чародейка-мастерица золотая хохлома.

И богата, и красива, рада гордостью души.

Кубки, чаши и ковши

И чего тут нету; гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета и ромашки луговин.

Все вобрала, словно память: зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент древнесуздальской парчи.

Листва редеет, не редея, от дыхания зимы.

Входим в царство Берендея, в мир волшебной хохломы.

Городецкая роспись

Есть на Волге город древний, по названью Городец.

Славится по всей России своей росписью творец.

Распускаются букеты ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечку, ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!

Привезли вам поклон и подарки свои

Со сторонки родной, где живут журавли.

С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,

Где умыты ракиты голубою водой.

Городецкая роспись, как ее нам не знать!

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит,

Городецкая роспись душу нам веселит.

Гжель

Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая, и дыхание ветра слышней;

Расцветает Гжель васильковая, незабудковая Гжель.

Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье, русская звонкая Гжель!

Дымковская игрушка

Возле речки Вятки есть один поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Мужики там сдревле печи мастерили,

На забаву деткам петушков лепили.

Слобода та в дымке поутру купалась,

И за это Дымковской состари называлась.

Привезли мы глину с дальнего бугра

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Под руками глина – слой на три аршина,

Стали шарики катать, как снежки бывало.

Глину щупать, глину мять – жирную, что сало.

Кто-то сделал индюка - распушенные бока.

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы появились на селе.

Слепим, высушим и в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки печь, печка жаром пышет.

А в печи не калачи, а в печи не куличи,

Не пышки, не ватрушки, а в печи игрушки!

Не кастрюли, чугуны, а лошадок табуны.

За лошадками – козел, из печи и прыг на стол!

Вылезай скорей медведь, в печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают утушек - свистулек стаи,

А за ними в свой черед кукол пестрый хоровод.

В Дымкове, за Вяткою-рекою драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя, труженики славные живут!

Русская матрешка

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет,

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет она белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах  шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неземной он страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он должно быть весело сказал:

« Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели себе честной народ!»

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво с удалой улыбкой на лице

И летит о ней по миру слава о безвестном мастере-творце.

                                                                http://festival.1september.ru/articles/504838/

                                                                          ***

Матрешка на окошке
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще –
Откуда?
А там опять …
Найденыш!..
… Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрешки,
Чтоб выйти вереницей
И погулять с сестрицей.
В. Приходько

***

Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый,
Ребенок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире.

Я знаю, я была такой,
Была, была, была когда-то,
Но я шагнула в мир иной,
Оттуда нет уже возврата.

Там все не так, жестока жизнь,
Там много фальши и разврата,
Хочу назад, в свой детский мир,
Забыть про все была б я рада.

И окунуться с головой
Наивно в детскую мечту,
Которой нет теперь со мной,
Которую я не найду.

О, детства мир, исчез когда ты?
И как я выросла, скажи?
Как было все легко когда-то,
Когда тот мир со мною был!

©Ольга Партала, 2001 http://versos.ru

***

Мои игрушки

Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
З. Петрова

***

У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.

А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…

А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.

(З.Медведева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серьёзный ребёнок. Рекомендации для родителей.

Для вас, родители! Рекомендации по формировванию полноценного эмоционального развития ребёнка...

Презентация "Режим-это серьёзно"

Презентация содержит полный режим дня ребёнка и рекомендации родителям по его организации....

Классный час. Игра - дело серьёзное.

Познакомить   младших  школьников  с    правилами   для учеников;  развивать умение использовать свои знания в разных ситуациях: воспитывать чувс...

Долгосрочный исследовательский проект "Игра-дело серьёзное"

Основой проекта"Игра-дело серьёзное" стал анализ,внедрение в практику,а также создание собственных линвистических игр, способствующих активизизации учащихся на уроках русского языка.Целью проекта явля...

Прививка -это серьёзно.

В последние годы некоторые родители попустительски относятся к здоровью своих детей. В образовательных учереждениях много говориться и делается для принятия ребенком здорового образа жизни.Поэтому мед...

ЛЕГО-конструирование – что это, модная игра или серьёзное занятие?

Использование ЛЕГО-технологии в системе образования является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе школьного образования. Основой образовательного процесса с испо...

Материал для родителей: "Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд".

Считаю, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. Правильное построение организации выполнения домашнего задания младшего школьника....