Технология организации проектной деятельности младших школьников
учебно-методический материал по теме

Власова Марианна Сергеевна

В данной статье обобщён опыт работы по организации проектной деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deya-t.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технология организации проектной деятельности младших школьников

      «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно» - писал Р. Киплинг.

     Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность, прочность, то, на чем предстоит работать постоянно, чтобы успевать идти в ногу со временем.  

    Для меня приоритетными педагогическими технологиями в работе, которые помогают повысить качество знаний,  являются :

- личностно- ориентированный подход ;

- технология сотрудничества и развивающего обучения ;

- проблемные, поисковые , творческие подходы на основе активизации мыслительной деятельности ;

- информационные системы и технологии

     Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок и во внеурочную деятельность приёмов исследовательской работы . Это позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса. Особое место в формировании исследовательской культуры занимает метод проектов. 

Поделюсь опытом организации проектной деятельности младших

школьников.

      В словаре иностранных слов «проект» - это замысел, план.

В современном понимании к проектам относятся строительство египетских пирамид, Великой китайской стены, морская экспедиция Колумба, подготовка спектакля, полёт на Луну и т.д.

      Метод проектов – педагогическая технология, при которой педагог специально создаёт и организует для детей комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершением чего служит создание творческого продукта.

      Педагогической наукой и практикой установлено, что если к такой деятельности «не начать приучать достаточно с раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребёнок должен в процессе специально организованного обучения».

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов

                                 Ученик

                       Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить …

Открывает новые знания

Рекомендует источники информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

       Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учеников является такой тезис : « Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

      Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние :

а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение) ;

б) социальное взаимодействие (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло) ;

в) оценочные (оценивать результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информации недостаёт) ;

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланиро-ванные вопросы, использовать средства наглядности, демонстрировать артис-            

тические возможности) ;

е) рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские ( проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы ; принимать решение )

       Всё сказанное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно возраст накладывает свои корректировки, требует учёта психолого- физиологических особенностей младших школьников. Темы проектов лучше выбирать из содержания учебных предметов, интересов детей, их потребностей.  

Виды проектов для учеников начальной школы:

  1. Исследовательский проект – это исследование какой- либо проблемы по правилам научного исследования :
  2. Творческий проект – предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализация, совместное сочинение, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства и т.п. ;
  3. Ролево – игровые проекты -  это литературные, ролевые игры и др., результат которых остаётся открытым до самого конца. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями ;
  4. Информационный проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью.
  5. Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
  6. Межпредметный проект (интегрированный)- это проект , интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предметные области, а могут быть достаточно объёмные и продолжительные. Такой проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами, сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Этапы работы над проектом:

1 этап : Подготовительный – погружение в проект.

На этом этапе очень важным является погружение в проект – мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы, цели. Тема проекта должна быть не только близка, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития детей. Своей позицией учитель по отношению к проекту даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап самый короткий, но один из важных.

2 этап : Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников : определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп : определяются источники информации, способы сбора, представления результатов (форма отчёта, вид презентации и т.д.) Планирование может быть как последовательным, так и параллельным.

3 этап : Исследование (осуществление деятельности)

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации : интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

4 этап : Представление результатов исследования, отчёт

Этап презентации необходим для завершения работы, анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов. На этапе презентации важно : научить учеников кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность.

       Для ребят начальных классов этот этап особенно важен. Я хочу дать несколько практических советов, которые использую в работе:

Помогите ученикам произвести самооценку проекта. Для этого предложите им ответить на следующие вопросы :  

- Обращаясь к определённой потребности : почему вы начали разрабатывать этот проект?

- Обращаясь к критериям : соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям ?

- Обращаясь к оценке : каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?

- Обращаясь к полученным результатам : как улучшить проект и каковы дальнейшие его использования?

       Помогите ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения. Ребята представляют результат (продукт) проекта. Важно, чтобы презентация имела социально значимый характер, т.е. презентацию можно превратить в праздник , где зрителями выступят, гости, родители, отчёт или лекторий перед учащимися параллельного класса и т.д., чтобы дети видели пользу своей проделанной работы, почувствовали атмосферу праздника. После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учеников, передать в детский сад и т.д.

      Возможными результатами проектной деятельности младших школьников могут быть: альбом, газета, гербарий, макет, компьютерная презентация, видеофильм, музыкальная подборка, коллаж, книга, коллекция, костюм, наглядное пособие, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, сказка, учебное пособие, фотоальбом, чертёж, экскурсия, сценарий праздника.

       Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов при выполнении проекта можно отметить дипломами или призами. При этом в начальной школе должен быть поощрён каждый, участвующий в выполнении проекта. Не следует превращать презентацию в соревнование с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в какой –нибудь номинации. Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект» и т.п. Помимо отмеченных личных успехов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

К примеру, чаепитие, экскурсия, поход в театр, поездка на пикник и т.д.

       Конечно, начинать вводить в 1 классе элементы проектной деятельности непросто. Здесь единомышленниками должны стать родители учеников.

Поначалу многие из них настроены скептически, у некоторых возникает вопрос: «А зачем это надо?» , «Все будут участвовать в проекте?».

Родители постоянно должны видеть результат (продукт) проекта, важно приглашать их на презентации. В нашем классе они часто выливаются в праздники, в совместные собрания родителей и детей. Атмосфера доброжелательности, сплочённости даёт детям стимул для работы над новым проектом, а родителям – желание оказать детям необходимую помощь : дать совет, направить, помочь выбрать источники информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

Методический семинар«Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии»

Методический семинар " Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии"...