Технология организации проектной деятельности младших школьников
учебно-методический материал по теме
В данной статье обобщён опыт работы по организации проектной деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deya-t.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология организации проектной деятельности младших школьников
«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно» - писал Р. Киплинг.
Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность, прочность, то, на чем предстоит работать постоянно, чтобы успевать идти в ногу со временем.
Для меня приоритетными педагогическими технологиями в работе, которые помогают повысить качество знаний, являются :
- личностно- ориентированный подход ;
- технология сотрудничества и развивающего обучения ;
- проблемные, поисковые , творческие подходы на основе активизации мыслительной деятельности ;
- информационные системы и технологии
Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок и во внеурочную деятельность приёмов исследовательской работы . Это позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса. Особое место в формировании исследовательской культуры занимает метод проектов.
Поделюсь опытом организации проектной деятельности младших
школьников.
В словаре иностранных слов «проект» - это замысел, план.
В современном понимании к проектам относятся строительство египетских пирамид, Великой китайской стены, морская экспедиция Колумба, подготовка спектакля, полёт на Луну и т.д.
Метод проектов – педагогическая технология, при которой педагог специально создаёт и организует для детей комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершением чего служит создание творческого продукта.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к такой деятельности «не начать приучать достаточно с раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребёнок должен в процессе специально организованного обучения».
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить … |
Открывает новые знания | Рекомендует источники информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создаёт условия для активности школьника |
Субъект обучения | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учеников является такой тезис : « Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние :
а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение) ;
б) социальное взаимодействие (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло) ;
в) оценочные (оценивать результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информации недостаёт) ;
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланиро-ванные вопросы, использовать средства наглядности, демонстрировать артис-
тические возможности) ;
е) рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские ( проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы ; принимать решение )
Всё сказанное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно возраст накладывает свои корректировки, требует учёта психолого- физиологических особенностей младших школьников. Темы проектов лучше выбирать из содержания учебных предметов, интересов детей, их потребностей.
Виды проектов для учеников начальной школы:
- Исследовательский проект – это исследование какой- либо проблемы по правилам научного исследования :
- Творческий проект – предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализация, совместное сочинение, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства и т.п. ;
- Ролево – игровые проекты - это литературные, ролевые игры и др., результат которых остаётся открытым до самого конца. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями ;
- Информационный проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью.
- Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
- Межпредметный проект (интегрированный)- это проект , интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предметные области, а могут быть достаточно объёмные и продолжительные. Такой проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами, сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Этапы работы над проектом:
1 этап : Подготовительный – погружение в проект.
На этом этапе очень важным является погружение в проект – мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы, цели. Тема проекта должна быть не только близка, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития детей. Своей позицией учитель по отношению к проекту даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап самый короткий, но один из важных.
2 этап : Планирование и организация деятельности.
На этом этапе организуется деятельность школьников : определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп : определяются источники информации, способы сбора, представления результатов (форма отчёта, вид презентации и т.д.) Планирование может быть как последовательным, так и параллельным.
3 этап : Исследование (осуществление деятельности)
На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации : интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
4 этап : Представление результатов исследования, отчёт
Этап презентации необходим для завершения работы, анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов. На этапе презентации важно : научить учеников кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность.
Для ребят начальных классов этот этап особенно важен. Я хочу дать несколько практических советов, которые использую в работе:
Помогите ученикам произвести самооценку проекта. Для этого предложите им ответить на следующие вопросы :
- Обращаясь к определённой потребности : почему вы начали разрабатывать этот проект?
- Обращаясь к критериям : соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям ?
- Обращаясь к оценке : каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?
- Обращаясь к полученным результатам : как улучшить проект и каковы дальнейшие его использования?
Помогите ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения. Ребята представляют результат (продукт) проекта. Важно, чтобы презентация имела социально значимый характер, т.е. презентацию можно превратить в праздник , где зрителями выступят, гости, родители, отчёт или лекторий перед учащимися параллельного класса и т.д., чтобы дети видели пользу своей проделанной работы, почувствовали атмосферу праздника. После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учеников, передать в детский сад и т.д.
Возможными результатами проектной деятельности младших школьников могут быть: альбом, газета, гербарий, макет, компьютерная презентация, видеофильм, музыкальная подборка, коллаж, книга, коллекция, костюм, наглядное пособие, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, сказка, учебное пособие, фотоальбом, чертёж, экскурсия, сценарий праздника.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов при выполнении проекта можно отметить дипломами или призами. При этом в начальной школе должен быть поощрён каждый, участвующий в выполнении проекта. Не следует превращать презентацию в соревнование с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в какой –нибудь номинации. Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект» и т.п. Помимо отмеченных личных успехов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
К примеру, чаепитие, экскурсия, поход в театр, поездка на пикник и т.д.
Конечно, начинать вводить в 1 классе элементы проектной деятельности непросто. Здесь единомышленниками должны стать родители учеников.
Поначалу многие из них настроены скептически, у некоторых возникает вопрос: «А зачем это надо?» , «Все будут участвовать в проекте?».
Родители постоянно должны видеть результат (продукт) проекта, важно приглашать их на презентации. В нашем классе они часто выливаются в праздники, в совместные собрания родителей и детей. Атмосфера доброжелательности, сплочённости даёт детям стимул для работы над новым проектом, а родителям – желание оказать детям необходимую помощь : дать совет, направить, помочь выбрать источники информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»
Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности....
Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...
Пояснительная записка к методическому семинару " Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии"
Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии...
Методический семинар«Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии»
Методический семинар " Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии"...