Развитие творческих способностей младших школьников
статья по теме
По данной теме представлена статья и презентация.http://educontest.net/component/content/article/1285
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей младших школьников
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
Под творческими способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание...».
Младшие школьники большую часть в своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод бурной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой творческой деятельности является творческое воображение.
На уроках русского языка и чтения стараюсь уделять внимание детям художественного типа с довольно развитым воображением, эмоциональным, темпераментным.
Для меня важно все: интонация, мимика, жесты, выражения глаз. Ведь по эмоциональным откликам на события, факты мы можем судить о потребностях, интересах, пристрастиях наших детей. Начинаю эту работу уже в период обучения грамоте, используя чистоговорки и скороговорки.
Например, при изучении буквы С. (Слайд№1)
Сегодня свистели семь свиристелей
– прочитай эту скороговорку с повествовательной, восклицательной, вопросительной интонацией, делая логическое ударение каждый раз на другое слово;
– вырази мимикой, жестами, голосом восхищение, удивление, иронию, насмешку, грусть;
– придумай различные жизненные ситуации, когда можно сказать эту фразу по-разному.
Уникальное средство воспитания духовности – детские творческие работы. Они являются формой самовыражения, возможностью поделиться впечатлениями, переживаниями.
Большое значение в формировании у детей чувства любви, сострадания придаю работе над устными сочинениями-миниатюрами на темы «Я – раненая птица», «Я – замерзающая синичка», которые превращаются в «живые» спектакли. (Слайд №2) Учу детей сравнивать, наблюдать, фантазировать. Начинаю с игры «Что на что похоже?».
Ученик выходит за дверь, класс загадывает слово, вошедший пробует отгадать слово по нашим ассоциациям.
– То, что мы задумали, похоже на зайчика, облачко, ягодку…
Большое внимание уделяю активизации словаря детей через непосредственное наблюдение за природой: выражение чувств словами, эпитетами, сравнениями, рисунками. Предлагаю детям на время представить себя писателями. Объясняю, что писатели, прежде чем создать произведение, собирают материал. Например, сначала прошу детей подобрать красочные определения к теме «В чем красота русской зимы?»
– день – пасмурный, ненастный;
– воздух – свежий морозный, обжигающий, чистый;
– снег – пушистый; елочки – заснеженные;
– ветер – порывистый; небо – хмурое, серое;
– туча – пухлая, серая, тяжелая;
– зима – белоснежная, величавая, снежная, вьюжная, суровая и т.д.
В следующий раз дети ищут сравнения, отвечая на вопросы: как переливается снег? Как сверкают снежинки? С чем можно сравнить чистый зимний воздух?
Нашли и записали такие слова: снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные ажурные, похожие на цветочки, на звездочки, падают, порхают, кружатся, искрятся; снег – пушистый, белый, как сахар; воздух – свежий, морозный, обжигающий; чистый бодрит, холодит, прозрачен, как хрусталь, обжигает огнем. В результате вот какое получилось сочинение о зиме у Фроловой Ирины. (Слайд №3)
В декабре после ненастной осени наступила волшебница – зима. Замахала она своей рукавицей и окутала березки серебристым инеем, а на елочки и сосенки надела снежные варежки.
Выпал мохнатый снег и ковром лег на землю. Мороз нарисовал на окнах пушистые ветки сосен. Однажды я выглянула в окно и увидела, что в воздухе на солнце переливаются снежинки. А если пойдет снег и подует ветер, то начнется пурга. Ветер будет крутить снег, не успокаиваясь ни на минуту, а потом с силой бросит его на землю.
Вот за эту красоту, за эти проказы я люблю русскую зиму!
А теперь предлагаю отправиться в небольшое путешествие в осенний лес. По возможности, закройте глаза. Прислушайтесь, присмотритесь, а затем напишите: кто-то «Что я увидел(а) в осеннем лесу», кто-то «Что я услышал(а) в осеннем лесу», кто-то «Что я почувствовал(а) в осеннем лесу». Помните, каждый отправляется в свой собственный лес, и если вы будете действительно внимательны, то вернетесь с новыми впечатлениями.
Ваше путешествие началось. Желаю вам успеха!
Целенаправленно работаю над составлением собственных загадок. Вот что получилось у моих ребят:
Он на веточке сидит,
«Чик-чирик» он говорит.
Всех проворней и быстрей,
Кто же это?...(Воробей)
Черная птица
Не знает закона,
Тащит блестящее
Птица…(Ворона)
В небе шарик не простой,
Круглый он и золотой.
Шарик может цвет менять
Или вовсе пропадать. (Солнце)
Только дождики прошли,
Тут как тут из-под земли
Вылез крепкий мужичок.
Как зовут его?...(Грибок)
Обязательно знакомлю учащихся с построением стиха.
На этом этапе также стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передавать в стихах свое настроение.
Сначала мы сочиняем чистоговорки, проговариваем их, вслушиваемся, изменяем, дополняем до стихотворения.
Ву-ву-ву-ву – мы поехали в Москву.
Погостили день-другой
И вернулись домой.
Ра-ра-ра-ра – начинается игра,
Мы играем лучше всех,
Ждет нас слава и успех.
Ка-ка-ка-ка – лепим мы снеговика.
Будет во дворе стоять
И прохожих развлекать.
Потом подбираем рифму к словам. Провожу игру «Кто больше подберет рифм?». Игра «Буриме» увлекает всех детей. Сначала дети придумывают рифмы, а из них сочиняют стихи и желательно веселые.
Получила от сыночка
Мама в праздник три цветочка,
А заботливая дочка
Подарила ей щеночка.
Тимкова Юлия
В школу с радостью я шел,
Ведь готовился как вол,
Но поставили мне кол,
Ох и зол я, ох и зол!
Кукушкин Сергей
Во дворе большая бочка,
Принеси водички, дочка,
Не пойду во двор – и точка.
Наступила уже ночка.
Денисова Ольга (Приложение)
Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений мной заменены на сотрудничество в классном рукописном журнале «Светлячки». Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, рассказы, сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников
В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....
Развитие творческих способностей младших школьников
Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...
Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"
Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....
Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В
Условия развития творческих способностей младших школьников...
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....