«Использование мультимедийных презентаций в начальной школе»
статья по теме

Петрашенко Марина Михайловна

Доклад для участия в конференции по теме "Использование мультимедийных презентаций в начальной школе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Использование мультимедийных презентаций

                                   в начальной школе»

Петрашенко Марина Михайловна

Учитель начальных классов

МОУ сош пос. Молодёжный

Наро-Фоминского района

Московской области

Основные тезисы доклада:

  1. Аннотация.
  2. Использование компьютера в учебном процессе.
  3. Применение мультимедийных проекторов.
  4. Что такое «презентация»?
  5. Преимущества использования мультимедийных презентаций.
  6. Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций.
  7. Место презентации в уроке.
  8. Возможности и основные задачи уроков с использованием презентаций.

1.Аннотация.

        В данной работе я хочу показать эффективность применения мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе. Для этого я рассматриваю преимущество презентации над применением обычной классной доски, картин, таблиц. Я отметила основные требования, которым должна соответствовать презентация, её место в уроке и расширение дидактических задач при использовании презентаций.

2.Использование компьютера в учебном процессе.

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на персональном компьютере, то есть быть информационно компетентным.        Использование компьютера в учебном процессе – это один из путей поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы и повысить её эффективность. Применение компьютерных технологий способствует развитию логического мышления культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а так же оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру. Компьютер стал оперативным средством наглядности в обучении, помощником в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а так же контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок учащихся. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Поскольку при использовании компьютера учитель больше внимания может уделять индивидуальной работе с учащимися, учитывая их способности и уровень подготовки.

3.Применение мультимедийных проекторов.

 Но особенно широкое применение в начальной школе получили мультимедийные проекторы, подключенные к компьютеру. В этой модели компьютер является современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе и осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране с помощью управления процессом посредством компьютера. Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.

        4.Что такое «презентация»?        

Не всегда удаётся использовать готовые программы. Тогда учитель может разработать урок-презентацию.

«Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук, изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Ведь человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

5. Преимущества использования мультимедийных презентаций.

Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

 На таком уроке объяснение учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами и схемами. Это позволяет учителю создать на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На этих уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока. Поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями. При необходимости они легко корректируются. А учащиеся, которые пропустили какой-либо урок, могут ознакомиться с темой урока самостоятельно, изучив урок-презентацию в компьютерном классе.

Учеников привлекает новизна таких уроков. В классе создаётся обстановка реального общения, ребята с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических заданий проявляется самоконтроль.

Можно выделить следующие преимущества при использовании презентаций на уроке:

  1. Аккуратные, яркие, чёткие цветные изображения (схемы, чертежи, таблицы), возможность их быстрого заполнения.
  2. Использование гиперссылок позволяет давать учащимся выбор изучаемой темы или объекта (если это возможно); один и тот же материал можно объяснять и подробно, и кратко. Темп и объем излагаемого материала определяется по ходу урока.
  3. Повышение уровня наглядности на уроке.
  4. Повышение производительности урока.
  5. Установление межпредметных связей. Хорошая возможность для проведения интегрированных уроков.  

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, их временные характеристики.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует таким задачам урока:

Обучающая: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающая: развитие познавательного интереса у учащихся, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитывающая: воспитание научного мировоззрения, умение четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

 6. Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций. 

При создании слайдов мультимедийной презентации необходимо учесть ряд основных требований:

  1. Слайд должен содержать минимальное количество слов. Лаконичность – одно из требований при разработке учебных программ.
  2. Для надписей и заголовков использовать четкий и крупный шрифт. Размер шрифта для комментариев должен быть различим.
  3. Выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации.
  4. Заливка фона желательно спокойных цветов, не вызывающая раздражения глаз.
  5. Чертежи, рисунки, фотографии должны иметь максимальный размер и равномерно заполнять поле слайда.
  6. Не перегружать слайд зрительной информацией.
  7. На просмотр 1 слайда отводить достаточное количество времени (2-3 минуты), чтобы учащиеся смогли сделать необходимые записи в тетради.
  8. Звуковое сопровождение не должно иметь резкий, раздражающий характер.
  9. Фото и видео изображения должны быть хорошего качества.

7.Место презентации в уроке. 

Презентация может использоваться на любом этапе урока:

  1. Для объявления темы и цели. Тема может быть представлена на отдельном слайде и кратко может быть представлена цель урока. В начальной школе часто это представляется в игровой форме.
  2. Изучение нового материала. Для каждого предмета здесь будут свои особенности. Если это, например, урок окружающего мира, то может быть представлен видеоряд с краткими текстами или игра. Например, изучая тему «Дикие и домашние животные» учитель просит расселить животных. В левой части слайда изображен домик, а в правой – лес. Дети распределяют животных и устанавливают, что одни животные – домашние, а другие – дикие. Если это урок русского языка, то с успехом можно составлять таблицы, схемы-опоры. С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины художников на уроках рисования и чтения, образцы изделий и этапы работы на уроках труда, достопримечательности нашей страны и т.д.
  3. На этапе закрепления или повторения возможности расширяются ещё значительнее. Легко можно представить игру для устного счёта, где числа будут перемещаться и создавать цепочки примеров. Находят лишние числа, выражения, и они легко исчезают, т. к. настройка анимации легко позволяет это сделать. На уроках русского языка элементарное задание: вставь пропущенные буквы, может превратиться в увлекательное соревнование. Можно организовать быструю самопроверку.
  4. Для контроля знаний использование компьютерного тестирования позволяет быстро осуществить проверку знаний с минимальными затратами материалов в более быстром  и едином темпе. При этом быстрое выявление результатов тестирования.

8. Возможности и основные задачи уроков с использованием презентаций.

Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности. Понимание этого позволит учителю по-новому взглянуть на методику построения уроков. Методика использования мультимедиа технологий предполагает совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

        Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  1. усвоить базовые знания по предмету;
  2. систематизировать усвоенные знания;
  3. сформировать навыки самоконтроля;
  4. сформировать мотивацию к учению;
  5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным предметом.

Литература

«Использование мультимедиа технологий на уроках математики в начальной школе», Югова Л.Б., ресурсы Интернета

«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальных классах. Из опыта работы учителей начальных классов школы «Самсон», Михейкина Н. К., ресурсы Интернета

«Информационные технологии в образовательном процессе СШ №166», ресурсы Интернета

«Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении детей начальной школы»,  Сергеева М.А. , ресурсы Интернета

«Информационные технологии в традиционной начальной школе», Ишмуратова З.С., ресурсы Интернета

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций в начальной школе

 Из-за увеличения умственной нагрузки на уроках снижается   у    учащихся интерес к изучаемому предмету и  их активность на протяжении урока...

Использование мультимедийного оборудования в начальной школе

Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многих образовательных учреждениях ...

Использование мультимедийного оборудования в начальной школе

Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многих образовательных учреждениях ...

Использование мультимедийных технологий в начальной школе

Сатья о"Мультимедийные технологии, их использование в начальной школе"...

Статья:" Использование мультимедийных технологий в начальной школе"

      В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний.         Одной...