"Совершенствование уроков русского языка и математики в ходе применения развивающих технологий в начальной школе".
статья на тему

Холодкова Ирина Викторовна

В статье  рассматривается применение разных типов и методов  работы в ходе личностно-ориентированного обучения в зависимости от способностей ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совершенствование  уроков  русского  языка  и  математики  в  ходе  применения  развивающих  технологий».

  В зависимости от способностей ребёнка к обучению необходимо применять различные типы обучения. Экспериментальные данные  выделяют  четыре типа обучения: проблемное, программированное, сообщающее  и  развивающее. Чем способней ученик, тем больше подходит к нему проблемное обучение. В его системе успешнее развивается творческое мышление, ученик находит новые ходы мысли, овладевает операциями, которые он раньше не выполнял. Средним ученикам подходит программированное обучение. Здесь учитель подсказывает мыслительные операции («произнеси», «сравни», «подбери  слова  с  таким же  правилом»  и  т.д. В процессе такого обучения подсказываются искомые операции, формируются интеллектуальные умения, развивается мышление. Слабые ученики нуждаются в сообщающем обучении. Но в условиях развивающего обучения они могут стать способными  и  к  другим типам  обучения.

    В развивающей системе обучения важно применять проблемные  вопросы, вслушиваться в суждения детей и находить даже в неправильном ответе позитивные моменты. Необходимо учить самоконтролю. Если ученик у доски пишет с ошибкой, то учитель не должен сам исправлять её, кто-то из ребят спишет с ошибкой, а кто-то её заметит. Можно спросить все ли написали так, как на доске. Полезны задания с выборочным ответом с последующим  доказательством  правильности  выбора. Важно использовать  приём эмоционального объединения учителя с учеником: «Что у нас с тобой не получилось?», «Мы с тобой с этим справимся!»

    Какой бы тип обучения ни реализовался, на уроках русского языка необходимо формировать аналитико-синтетическую деятельность, которая ведёт к усвоению изучаемого материала. Навыки правописания должны формироваться не механическим путём, а осознанно на теоретической основе. Прежде чем написать слово, ребёнок должен осуществить лексический анализ слова, затем фонетический анализ. Переход от осознания предмета посредством слова к осознанию самого слова, его написанию - скачок в развитии мышления детей. Формировать фонетический анализ у детей значит учить их анализировать звуки, осознавать присущие им признаки, расчленять и объединять звуковой и буквенный составы орфограммы, чтобы научиться находить орфограммы в звучащем слове. Далее следует морфемный и синтаксический анализ. На моих уроках,  начиная с минутки чистописания, дети объясняют смысл написанных слов, находят орфограммы, которые есть в этих словах, подбирают слова на это же правило. При написании предложения дети сами перечисляют виды разбора, который можно сделать, и выполняют его.

  На уроках математики использую те же методы. При решении задач учу понимать их, а не решать механически. При фронтальной работе над задачей, после её прочтения обязательно спрашиваю: «Решали ли мы раньше такие задачи?», «Что нового в этой задаче». После решения задачи прошу назвать особенности данного вида и особенности их решения. Можно предлагать для решения задачи с лишними данными или недостающими данными. При самостоятельной работе над задачей после её прочтения  спрашиваю: «Кто знает, как решать эту задачу, поднимите руки!» Тем, кто не может справиться, индивидуально оказываю помощь. Сильным учащимся предлагаются дополнительные задания:

 - изменение условия задачи так, чтобы она решалась другим действием;

- постановка всех возможных вопросов к данному условию;

- решение задачи с помощью других средств - другим методом:  графическим, алгебраическим.

   При проведении уроков очень важно использовать многообразие видов и форм работы, учить детей осмысленно выполнять задания, учитывать индивидуальные способности детей. Всё это делает уроки более интересными  и способствует развитию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...


 

Комментарии