Мастер- класс. Использование ИКТ для контроля знаний обучающихся.
статья по теме

Кукуева Лариса Ивановна

 

Применение  программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники оправдано на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс. Использование ИКТ для контроля знаний обучающихся.

                                         «Чтобы стоять на месте, нужно все время бежать,

                                          а чтобы  двигаться вперед, нужно бежать

                                          значительно быстрее».

                                                                                                Кэрролл.

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Стремительный скачок в развитии компьютеров и прочих технических устройств сделал эту технику достаточно доступной. Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к обучающимся. Для их достижения необходимо новое качество обучения, которое во многом связано с информатизацией образования.  Именно информационные технологии могут оказать большую помощь в подготовке ученика к жизни в информационном обществе и сделать более эффективной учебно-педагогическую деятельность.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста, а в этот период лучше развито наглядно-образное мышление. И для успешного обучения должны быть задействованы различные каналы восприятия и переработки информации.  Мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы. Кроме того, ИТ позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью ИТ их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять свои гипотезы.

Таким образом, использование компьютера оправдано на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Вопросам использования средств информационных и коммуникационных технологий посвящены работы Г.А. Кручининой, И.В. Роберт, Г.В. Рубиной, И.Д. Рудинского, Б.Е. Стариченко, Н.Ф. Талызиной, М.С. Чвановой и др. 

Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях начальной школы возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, а именно, при контроле и учете знаний учащихся.

Существует большое множество различных видов контроля, я хочу остановиться на таком виде как тестирование. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.

Тест– краткое испытание, которое отличается от других форм контроля формализованностью, более высокой степенью объективности оценивания, использованием математического инструментария для оценки полученных результатов.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Тестовое испытание имеет ряд достоинств. Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов.

Создание тестов- это непростое дело. Для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.

Рассмотрим типы тестовых заданий: тестовые задания могут быть открытого и закрытого типа.

Задания открытой формы. Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

Задания закрытого типа включают задания четырёх видов: альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности.

Тестовые задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных (или неправильных)  ответов.

Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя.

Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний. Поэтому при разработке тестов я опираюсь на ряд важных принципов.

В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания. Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Одно из важных требований при тестировании - наличие заранее разработанных правил выставления баллов.

Оснащение нашей школы персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, предоставило мне возможность создавать собственные тесты различной сложности. Оформить тест можно в течение получаса.

Тесты могут проводиться в режиме on- line и в режиме off-line . Мои ученики уже имеют такой опыт.

Существует много тестирующих программ с готовыми тестами, но для повседневной работы они не удобны, так не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса.

Поэтому нужна программа конструктор тестов (оболочка тестов).Таких программ очень много. В своей работе я использую программы: MyTest,Tester, Master test.

MyTest это система программ, в которую входятпрограмма тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов .

Программа легка и удобна в использовании.

Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

Tester . Средство для создания тестов и проведения универсального тестирования с простым конструированием тестов различной степени сложности, с последующим выводом результирующих оценок.

                 Master test. Оболочка состоит только из одной программы, которая объединяет в себе редактор тестов, тестирующую программу и просмотр результатов.

                  Хотя количество вопросов не ограничено, количество ответов при этом ограничено (не более 6) и только одного типа (выбор одного правильного ответа). Зато текст вопросов и ответы могут сопровождаться изображением и комментариями.

Программа позволяет установить общее время на прохождение теста, а так же указать порядок вывода вопросов во время тестирования: по порядку или случайным образом. После того как тестирование пройдено автоматически открывается окно результатов.

Кроме того, для создания тестов могут быть использована программа Microsoft Office Power Point, Flash редактор от MX (6 версия) и выше. В распоряжении учителей имеется также ряд готовых шаблонов для интерактивных тестов.

Тесты, созданные в программе Power Point,  пользуются большой любовьюу ребят, привлекая своей красочностью, возможностью исправить неверные ответы.       

Интерактивные тесты созданные в среде Flash можно разнообразить анимацией, которая снижает напряжение у детей, является дополнительным стимулом.

В отличие от других шаблонов позволяет создать тест с использованием всей площади экрана и детализирует результат (конкретно по каждому вопросу выдает информацию о правильности ответа).

Для проверки скорости и техники чтения я использую программу, созданную Зубриным  С.В.

    Работать с этой программой очень просто.

       Дети садятся за компьютеры и надевают наушники (наличие наушников желательно, но не обязательно). Учитель выбирает класс, начало, середину или конец учебного года и, наконец, выбирает текст.                  

После того, как ученик прочитает последнее слово, он должен еще раз нажать любую клавишу. На экране появляется результат проверки.                    

Удобство этой программы заключается в том, что проверить скорость чтения можно одновременно у группы учеников (количество одновременно проверяемых детей зависит от количества компьютеров в классе).

Эти и другие подобные программы позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок. Такой вид деятельности позволяет не только выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения. Работа организуется как на уроке, так и во внеурочное время (дистанционное обучение, когда дети выполняют тест дома).

Компьютер естественно вписывается в обучающий процесс и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Для внедрения информационных технологий в практику работы я непрерывно повышаю свой уровень образования в области компьютерных технологий. Ученики  моего класса активно и с удовольствием участвуют в различных интернет- конкурсах, являются активными участниками детских интернет-сайтов.

 

Применение  программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники позволяет избежать возможности подсказок и списывания; повысить объективность оценки знаний; увеличить познавательную активность учащихся. Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учениками с использованием учебника или в общении между собой. Изменяется  и роль учителя: он освобождается  от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок, перестаёт  быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний. Новые технологии - это дополнительная мотивация к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков у учащихся с речевыми проблемами

Комментарии  к  разработке и  использованию тестового материала  для проверки  уровня  усвоения  темы ...

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....

Мастер – класс «Использование обучающих структур технологии сотрудничества на уроке математики в начальной школе»

выбор темы «Использование обучающих структур технологии сотрудничества  на уроке математики в начальной школе» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках.Обучение в сотрудниче...

"Контроль знаний обучающихся с помощью мобильного приложения Quizizz"

Приложение Quizizz, которое позволяет осуществлять контроль знаний обучающихся. Учитель может сам составить свою викторину по изученному материалу. Большим плюсом данной платформы является то, что реб...

Нестандартный контроль знаний обучающихся

В данной презентации вы сможете взять для себя пример нестандартного контроля знаний обучающихся на уроке математики. Тем самый отойти от привычного для вас действия контроля и подобрать более новые и...

Тестирование, как средство контроля знаний обучающихся начальной школы

Данный материал помогает разобраться учителю в видах и способах тестирования в начальных классах. Тестирование является быстрым и удобным средством контроля знаний учащихся начальной школы...

Презентация на тему: "Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с обучающимися начальных классов»

Танграм – в переводе с китайского языка обозначает «семь дощечек  мастерства», а ещё её называют бумажной головоломкой. Эта головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые...