Родительское собрание "Семья и школа".
учебно-методический материал (1 класс) по теме
В каждой семье своя жизнь. Ее характер определяется не только материальными возможностями, квартирными условиями, количеством членов семьи, их взаимоотношениями, но и умением отца, матери правильно организовать труд, учебу, отдых, бюджет, хозяйство в семье, то есть создать такую обстановку в своем доме, которая бы помогала хорошо воспитывать детей. А что же объединяет детей младшего школьного возраста в любой семье? В этот период школьники обычно приносят родителям гораздо меньше огорчений, чем подростки и старшеклассники. Не случайно говорят: «Маленькие детки – маленькие бедки. Детки больше, бедки горше».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_semya_i_shkola.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Первое родительское собрание на тему: «Семья и школа».
- Вступительное слово.
- Доклад учителя.
- Анализ рисунчатой пробы «Я и моя семья».
- Тест для родителей.
- Выбор родительского комитета.
- Разное.
- Итог родительского собрания.
В каждой семье своя жизнь. Ее характер определяется не только материальными возможностями, квартирными условиями, количеством членов семьи, их взаимоотношениями, но и умением отца, матери правильно организовать труд, учебу, отдых, бюджет, хозяйство в семье, то есть создать такую обстановку в своем доме, которая бы помогала хорошо воспитывать детей. А что же объединяет детей младшего школьного возраста в любой семье? В этот период школьники обычно приносят родителям гораздо меньше огорчений, чем подростки и старшеклассники. Не случайно говорят: «Маленькие детки – маленькие бедки. Детки больше, бедки горше».
Семилетние мальчики и девочки идут в школу в первый класс очень охотно, их привлекает более «взрослое» положение школьника. Эта веха в развитии ребенка очень наглядна, и поэтому отношение родителей к такой перемене в жизни их детей ощущается тоже очень зримо. Усиленное внимание, которым окружают взрослые первоклассника в большинстве семей, пожалуй, можно сравнить с хлопотами вокруг новорожденного. В первые дни и месяцы учебного года родители первоклассников часто бывают в школе, каждый день заглядывают в их тетради, и кривые, неровные палочки огорчают их больше, чем самих учеников. Однако, уже к концу года положение первоклассника перестает быть необычным и для учеников и для родителей. Ребята втягиваются в учебу, постепенно привыкают к новым обязанностям, Вместо палочек в тетрадях появляются сначала буквы, слоги, затем слова, цифры, определяются отличники, хорошие, средние и слабые ученики. Конечно, двойки, тройки огорчают отцов и матерей, за них бранят, наказывают, но где – то в душе уже смиряются с печальным диагнозом: «Что поделаешь – нет способностей». А между тем, торопясь, так рано прикрепить мальчики или девочке подобный малоперспективный ярлык, учителя и родители совершают непростительную воспитательную ошибку.
Во – первых, они уже заранее в какой - то степени суживают жизненный горизонт будущего человека.
Во – вторых, и себя сразу же освобождают от усилий понять, почему ребенок плохо воспринимает и запоминает учебный материал, в чем причина его рассеянности, почему у него интерес к учебе слабее, чем у других ребят, в чем особенности его мыслительной деятельности.
Готовность ребенка к школьному обучению определяется его общей интеллектуальной и психологической подготовленностью. Обучение в школе может быть успешным только в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его нормальном физическом развитии, но и о том, чтобы суметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность, умение вести себя в коллективе, ответственное отношение к порученному делу.
Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях существуют неблагоприятные условия для подготовки ребенка к школе. Это бывает связано с недостаточным педагогическим уровнем родителей. Такие родители заботятся лишь о материальных условиях для развития детей, но не готовят их к школе, к систематическим учебным занятиям. В этих семьях нет интереса к чтению книг, родители не развивают речь ребенка, не работают над произношением, не прививают интереса к чему – либо, не воспитывают у детей психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьи, придя в школу, начинает показывать более слабые результаты учебной деятельности, чем его одноклассники. Родители очень часто объясняют свое невнимание к воспитанию ребенка дефицитом времени, занятостью на работе.
Конечно, не каждый ребенок при поступлении в школу должен знать буквы или читать, но обстановка развития познавательных интересов ребенка, внимание к его умственной деятельности, несмотря на школу, на серьезный учебный труд, должна быть создана в каждой семье.
Ребенок поступил в школу. Главный объект его труда – книга, тетрадь, главный труд в школе – учение! Обучение в школе – важный стимул умственного развития ребенка. В этот момент необходимо поддержать его интерес к учению, помочь ему почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию любознательность, наблюдательности, познавательной активности, памяти, внимания.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, побудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. И именно семь должна поддержать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд. Воспитывая детей – живите сами правильно!
А какие бывают семьи?
- Неполная семья. (Нужно уделить больше внимания.)
- Внешне спокойная семья. (Считают, что важно довести ребенка до совершеннолетия.)
- Вулканическая семья. (Ребенок ищет друзей на стороне.)
- Семь – крепость.
- Псевдосемья. (Одностороннее воспитание.)
Тест: «Как вы относитесь к своему ребенку?»
(ДА - 3, НЕТ - 1, ИНОГДА - 2)
- Помогаете ли вы одеваться ему по утрам?
- Стремитесь ли вы к тому, чтобы он был одет безупречно?
- Держите ли вы ребенка за руку, переходя через дорогу?
- Часто ли вы повторяете: «Вот вырастешь большой, как папа…»
- Внушаете ли вы своему ребенку, что он должен быть лучше, чем его сверстники?
- Позволяете ли вы в присутствии ребенка высказывать нелестное мнение о его воспитателях или учителях?
- Вмешиваетесь ли вы в детские споры и конфликты?
- Прибегаете ли вы в разговоре с ребенком к сравнениям вроде: «А вот в наше время…»
- Требуете ли вы, чтобы он всегда сообщал вам, чем занят и с кем дружит?
- Испытывая чувство недоверия к другим родителям, предлагаете ли вы ребенку не ходить в гости к друзьям и товарищем, а приглашать их к себе?
АНАЛИЗ:
ОТ 10 ДО 15 ОЧКОВ.
Вам известно, что нельзя воспитывать ребенка с помощью запретов, нельзя злоупотреблять опекой, назиданиями, нравоучениями. Вы правильно воспринимаете факт взросления сына или дочери, более того, вы помогаете им обретать самостоятельность, стараясь, чтобы они не утратили доверие к вам.
ОТ 16 ДО 23 ОЧКОВ.
Вы никак не можете допустить, что ваш сын или дочь ищут в жизни свой собственный путь, что они могут быть не всегда согласны с вами. Школа, по вашему мнению, - это тяжкое бремя, с учителями у вас не всегда совпадают взгляды, а потому нет взаимопонимания. Вам трудно примириться с мыслью, что ваше дитя растет и взрослеет, его зависимость от родителей уменьшается. Предоставьте ему чуть больше свободы – это необходимо и вам и ребенку.
ОТ 24 ДО 30 ОЧКОВ.
Вам не удалось наладить хорошие отношения ни с учителями ни с друзьями и сверстниками вашего ребенка. Причиной этого может быть чрезмерная. Болезненная привязанность к сыну или дочери. Вы живете исключительно для него, в нем для вас заключен единственный смысл жизни. Нельзя сказать, чтобы это было весьма благоприятно для правильного воспитания ребенка, для его отношений с окружающими, для атмосферы в семье. Вам непременно следует изменить стиль поведения и отказаться от цепей, в которые вы заковали собственное дитя. Вы убедитесь, как хорошо это отразиться и на вас самих: у вас высвободится время, и вы сможете уделять больше внимания супругу и самой себе.
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные проектировщики, конструкторы и строители детской личности. Вот почему так важно знать, насколько успешно это у вас получается.
Следующий тест дополнит ваше представление о себе, как о родителе.
Ответы: «Могу и всегда так поступаю». - 5 ОЧКОВ.
«Не могу и очень часто так не поступаю». – 3 ОЧКА.
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? (5)
- Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? (3)
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? (5)
- Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? (5)
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? (5)
- Поставить себя на место ребенка? (5)
- Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея или прекрасный принц? (5)
- Рассказать ребенку поучительный эпизод из детства, представляющий вас в невыгодном свете? (3)
- Всегда ли воздерживаетесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? (5)
- Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение? (5)
- Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы ни во что не вмешиваетесь? (3)
- Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть. (5)
АНАЛИЗ:
ОТ 48 ДО 57 ОЧКОВ:
Ваш ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его. Другими словами вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
ОТ 42 ДО 47 ОЧКОВ:
Забота о ребенке является для вас первостепенной важностью. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишни мягки. Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
МЕНЕЕ 42 ОЧКОВ:
Это говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка и это может плохо кончиться.
АНАЛИЗ рисунчатой пробы «Я и моя семья».
- Члены семьи на лоне природы – благополучие.
- Мебель – семья крепость.
- Телевизор – ребенок предоставлен сам себе.
- В центре рисунка он сам – себялюбие.
- Ребенок рисует себя маленьким – подчеркивает свою неуверенность, ненужность.
- Все большие – уверенность во всем.
- Отсутствие членов семьи – эмоциональный конфликт.
- Изображение братьев, сестер, других членов семьи как животных – ревность, агрессия.
- Только себя – превосходство над всеми.
- Если все члены помещены в ограниченное пространство – сплоченность.
- С кем нарисован рядом – близость с этом человеком.
- Черный цвет, темные тона – боль, злость.
- Желтый – радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в школе "Дошкольника"
Разработка лекции родительскогое собрания по теме "Как подготовить ребенка к школе",поможет провести первое собрание с родителями будущих первоклассников посещавших школу "Дошкольника...
Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".
Презентация поможет провести родительское собрание психологу, учителю, завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....
Презентация к родительскому собранию: "УМК "Школа России".
Презентация для родителей будующих первоклассников, которая знакомит их с УМК "Школа России"...
Родительское собрание "Здравствуй, школа! здравствуй, класс!"
Цель:согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создание условий для развития духовно богатой, нравственно чистой, физически здоровой личности ребенка...
Родительское собрание в "Школе будущего первоклассника".
Как подготовить ребенка к обучению в школе? Рекомендации для родителей....
Авторская программа родительского всеобуча «Здоровая Школа будущего».
Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. Задачи:- фор...
Родительское собрание «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» - школа новых образовательных стандартов
Родительское собрание «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» - школа новых образовательных стандартов...