Здоровьесберегающее поведение учителя на уроке
статья на тему
Здоровье-главная ценность человека. Здоровье нужно беречь смолоду.
Когда разговор заходит о здоровье, мы часто используем словосочетания: быть здоровым, укреплять здоровье, оберегать здоровье, вести здоровый образ жизни. Поэтому большинство людей воспринимают здоровье как активность, которая помогает человеку вести естественную для него жизнь и удовлетворять все необходимые потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesbereg_povedenie_uchitelya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье-главная ценность человека. Здоровье нужно беречь смолоду.
Когда разговор заходит о здоровье, мы часто используем словосочетания: быть здоровым, укреплять здоровье, оберегать здоровье, вести здоровый образ жизни. Поэтому большинство людей воспринимают здоровье как активность, которая помогает человеку вести естественную для него жизнь и удовлетворять все необходимые потребности.
Безусловно, здоровье определяется совокупностью физического и психического состояния организма. Но отчего зависят общее самочувствие человека и его физическая подготовка? Состояние нашего здоровья зависит от характера поведения.
Здоровье-это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения, поэтому здоровый человек-это образованный, усвоивший одну простую истину: « Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым».
Таким образом, здоровье человека представляет собой результат большого труда по формированию умений избегать факторов риска, опасных для здоровья, и быть ответственным за состояние организма. Здоровье человека складывается из цепочки простых поступков, но этому еще надо научиться.
Учитель должен добиться здорового образа жизни классного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья.
Здоровьесберегающее поведение формируется через деятельность, направленную на результативность, на хорошую учебу. Учитель должен управлять факторами. Ни одно слово учителя, ни одно его движение в воспитательном смысле не останется нейтральным. Оно воспитывает. Не только смыслом мы учим и воспитываем детей, но и своим настроением, своим чувством, своим отношением к предмету. Цель учителя - добиться, чтобы каждый ученик мог управлять своим здоровьем, мог сохранить не только свое здоровье, но и здоровье окружающих.
Обучение – сложный трудовой процесс. И не только потому, что ребенок – существо очень динамичное, с многообразными и сложными, порой даже неожиданными свойствами. Сложен он потому, что протекает очень длительное время. Еще большая сложность возникает в связи с тем, что наши дети одновременно со школьным воздействием подвергаются еще и внешкольному – со стороны семьи, улицы, друзей. Главная сложность и главная особенность обучения – ученик, пользуясь ранее приобретенными и приобретаемыми учебными навыками, действует, занят трудом, имя которому – учение. Учащийся при любой деятельности переживает свое отношение к изучаемому материалу, к учителю, к товарищам по классу, к результатам своей деятельности.
Технология учительского труда должна обеспечить наиболее рациональную организацию процесса детского учения. Учитель должен учить детей. Он создает условия, при которых учащиеся могут наиболее рационально и продуктивно учиться. Это касается и правильной организации как классной так и домашней работы, и учебной дисциплины, и нормальной психологической обстановки на уроке, и правильного чередования занятий, и обеспечения связи с другими предметами, и многое другое. Главное условие – постановка перед учащимися таких задач и заданий, которые с неизбежностью требовали бы от них активной мыслительной деятельности, активной переработки учебного материала.
В учебном процессе учитель выступает в роли важнейшего источника знаний и умений. Школьник учится именно от него, с его слов и действий. Учитель в учебном процессе является надежным помощником учащихся во всех случаях, когда у них возникают затруднения в работе. Этот момент очень важен: вовремя и педагогически правильно помочь – это значит поддержать угасающую активность ребенка, вызвать у него прилив новых сил для успешного продолжения и завершения работы. Учитель должен создать рабочую атмосферу, личным примером доброжелательного справедливого отношения к детям, воспитывает интерес к наукам, к окружающему миру, волю, характер, и здоровье.
Важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения, если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса.
Надо твердо помнить: урок-это непосредственно продолжение и развитие тех идей, которые были усвоены учащимися раньше, и в то же время ступенька к будущим знаниям.
Но на уроке складываются из отдельных «кирпичиков» не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растет умение познавать, думать, рассуждать. И воспитание чувств не менее важно, чем формирование знаний. Но если «кирпичики» знаний более или менее осязаемы, перечислены в программах, то чувства, переживания, умение думать, умение жить и трудиться в коллективе могут показаться чем-то неуловимым. Нигде они, к сожалению, не систематизированы и не перечислены, ни в какой программе не указан порядок их постепенного наращивания знаний.
Сложность заключается еще и в том, умение рассуждать или умение сочувствовать закладываются не специально, а попутно, вместе с изучением конкретных предметов, тем и разделов. И даже умение сравнивать или умение выделять главное тоже приобретаются попутно и тоже в значительной степени до и вне школы, до и вне уроков, хотя школа, урок предъявляет к учащимся достаточно высокие требования в этом отношении.
Ясно, что без систематического, последовательного, целенаправленного формирования личности школьника в целом, и не только его знаний немыслимо полноценное обучение, полноценный урок.
У каждого творчески работающего учителя свои педагогические находки. Немало их и в области структуры и организации урока, хотя основные усилия направлены на совершенствование методов и приемов обучения, на формирование коллективистских отношений в ходе учения. Прежде всего, я отказалась от шаблонов в проведении уроков. Нет и быть не может единой структуры урока, одинаково пригодной для всех классов, всех предметов.
Приступая к уроку, я заранее стараюсь определить, чем будет отличаться класс, и в частности ученик, в конце урока от начала урока, что должно прибавиться за урок к качествам учащихся, которыми они уже обладают. Важно хорошо провести урок, который явился бы продолжением и развитием идей, усвоенных учащимися раньше.
Для нормального течения урока необходимо, чтобы учащиеся к началу занятия были на своих местах и готовы к работе; кабинет был в полном порядке; все необходимые для данного урока учебные материалы и технические средства были налицо, учебники и письменные принадлежности, классный журнал, классная доска и мел - наготове; чтобы продолжалась интенсивная, а стало быть, результативная работа всего класса и каждого учащегося на протяжении всего урока.
Всякая, даже очень последовательно спланированная, система действий может не дать желаемых результатов, если она в целом и в частях не доводится до конца, остается незавершенной.
Закончив очередной пункт плана урока, мы делаем выводы - переходим к другому пункту. Принцип завершенности свожу к простому житейскому требованию: «Не завершив одного, не приступай к другому».
Отработав часть учебного материала, завершаю его соответствующим обобщением, выводом. Проверяю, как усвоен и сам вывод, и способ его получения. Затем переходим к следующему вопросу и делаем так же. В заключение сводим частные выводы в общий, опять проверяем, как он усвоен и знают ли учащиеся, как этот вывод получается. Если нужно, делаю дополнительные разъяснения и уточнения. Такими же частичными и общими выводами должна сопровождаться и любая практическая работа. Знание определений, правил, принципов, законов стараюсь доводить до свободного использования их по практическим — учебным и житейским — поводам. Всякое жизненно необходимое умение отрабатываю до степени навыка. Всякое требование к учащимся довожу до безоговорочного выполнения.
Воспитывающее значение хорошо организованного учебного труда невозможно переоценить. Тот, кто привык как следует трудиться на уроках, вырастет трудолюбивым.
Ни в коем случае нельзя допускать мысли, будто в классе есть ученики, заведомо обреченные на отставание, на неуспеваемость. Было бы неверным, научно не оправданным делить класс на постоянные группы — сильных, средних и слабых. Не преподносит ли нам часто жизнь сюрпризы, когда тот, кого считали слабым, удивляет своими достижениями не только своих учителей, но и весь мир? К сожалению, бывает и наоборот, когда подававшие большие надежды впоследствии не оправдывают их.
Дети работают по-разному: одни — быстрее, другие — медленнее. Это зависит от индивидуальных особенностей нервной деятельности. Я считаю, во-первых, медленнее не значит хуже. Многие медленно думающие отличаются глубиной, основательностью суждений, а иные из скородумов — чрезмерной поспешностью, легкомыслием. Во-вторых, помимо врожденных качеств, на скорость протекания мыслительных процессов влияет ряд других обстоятельств и, в частности значение, которое для человека имеет его деятельность. Наконец, человечность и такт не позволят мне обидеть медленно думающего. Насмешка над не зависящими от человека качествами ума так же недопустима, как и осуждение его внешности или других физических свойств. Все здоровые дети могут усвоить программу школы, даже если иные делают это в более медленном темпе.
Производительность всякого труда определяю тем, насколько продуктивно используется рабочее время.
Прежде всего, не должно быть пустой траты времени на уроке. Дети устают на уроках большей частью не от работы, а от так называемого безделья, когда и работать не хочется и никуда не денешься.
Экономия времени означает простое: все 45 минут урока должны быть насыщены полезной работой.
Большое значение в обучении имеет нормальный, тоже оптимальный ритм работы - равномерное, размеренное чередование рабочих операций.
Одной из характерных особенностей хорошего урока является его предельная плотность. Любой материал, форма работы, метод, прием рассматриваю не только с точки зрения содержания или эффективности, но также и с точки зрения затрачиваемого времени. Поэтому, когда встает вопрос, каким методом лучше отработать данный материал, то при равных условиях предпочтение отдаю тому, который более экономичен в смысле времени. Но не всякая экономия времени разумна, а поэтому и необходима. Не может быть экономии во вред делу. Там, где это действительно нужно в интересах дела, времени жалеть нельзя. Если ребята напряженно работали, устали, накопившаяся мышечная энергия требует разрядки, я прерываю работу, провожу физкультпаузу.
Неправомерна и такая «экономия» времени, которая достигается за счет успехов, понимания одного ученика, не говоря просто о такте и человечности. Недопустима и экономия времени за счет перенапряжения физических и духовных сил учащихся.
Занимаясь делом, постоянно слежу за тем, как оно получается.
Без такого непрерывного контроля невозможен никакой труд. Контроль сопровождается оценкой.
Учительский контроль имеет две стороны: наблюдение за работой учащихся и самоконтроль, т.е. анализ и оценка собственной работы.
Изучение нового материала — главное в обучении. Поэтому своим отношением, даже голосом я подчеркиваю важность происходящего, интерес к работе.
Прежде всего, приступая к новому материалу, определяю, каким временем располагаю. От этого зависит и тип урока, который выбираю, и методы, которые буду применять. Время определяю по степени сложности и трудности учебного материала и какие познавательные задачи ставлю перед уроком.
Новый учебный материал можно отработать разными способами. Он может быть усвоен путем совместной работы учителя с учениками, может быть отработан в порядке самостоятельной работы учащихся. Это тоже надо иметь в виду и не злоупотреблять такой методикой, когда любые знания ребята получают обязательно из уст учителя.
Изучение нового материала я строю и провожу так, чтобы в результате ученик мог в свою очередь объяснить его классу, отстающему товарищу, домашним. Но что значит уметь объяснить? Это означает умение установить связи с прежде известным, включить новый материал в единую систему с уже накопленным в сознании ученика, так, чтобы в этой единой системе не было ни пробелов, ни противоречий.
Перед объяснением нового материала стараюсь заинтересовать ребят, сделать их внимание устойчивым. Способы этой зарядки по каждому предмету и теме могут быть различными. Можно настроить на внимание, создать проблемную ситуацию, задать ряд вопросов, заставляющие их мыслить. Вопросы, эти, несомненно, заинтересуют ребят. Перед ними встали проблемы, которые нужно разрешить.
Возникший интерес, конечно, сохранится до тех пор, пока не найдены будут все ответы.
То же самое и в отношении больших проблем. Их прямо раскрывать не надо, пусть они раскрываются самими ребятами по мере того, как учитель излагает учебный материал.
Создавать проблемные ситуации должен научиться сам учитель, а для этого надо ясно понимать их происхождение. Проблемная ситуация — это вопрос, но вопрос особого рода, затрагивающий нечто важное для слушателей, нечто такое, над чем они прежде не задумывались, хотя могли бы задуматься, если бы догадались это сделать.
Проблемная ситуация поворачивает нечто знакомое новой стороной, подчас неожиданной. Вот эта неожиданность, это удивление, возникающее у учащихся, очень важны для успеха дальнейшего объяснения.
Конечно, созданная проблемная ситуация заденет за живое учащихся, многие начнут думать.
Созданием проблемной ситуации дело, однако, не завершается. Важно теперь провести рассуждение так, чтобы оно отвечало на поставленный вопрос и было достаточно понятным, чтобы можно было за этим объяснением следить, т. е. думать вместе с учителем, вслед за ним.
Так предварительная зарядка, настраивающая на внимательное восприятие, мною продумывается особенно тщательно.
Хорошо, конечно, если и такая работа потребуется в минимальном объеме. Ведь предметов много, а свободное время необходимо учащимся для прогулок, занятий спортом, любимым делом, чтением, для помощи в домашнем хозяйстве и многих других полезных дел. Поэтому стараюсь добиваться усвоения нового материала на самом уроке. Но ученики разные, материал тоже разный, а потому полное понимание изучаемого и приобретение первоначальных умений получить сразу невозможно. Окончательная же работа над запоминанием и шлифовкой умений добиваемся при выполнении домашних заданий в ГПД.
МОУ «Ялгинский лицей» выступление на тему: «здоровьесберегающее поведение учителя на уроке» Подготовила: учитель начальных классов Мартынова Г. П. саранск |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация здоровьесберегающей образовательной среды на уроках учителя МБОУ СОШ №8 ЩМР Любови Петровны Данильченко
Учитель рассказывает о целях, задачах и результатах здоровьесберегающего обучения....
Здоровьесберегающая деятельность учителя на уроках научно-естественного цикла в начальных классах.
Статья о здоровьесбережении....
Выступление на ШМО учителей ХЭЦ на тему: "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках изобразительного искусства"
Здоровье надо рассматривать не только в биологическом, но и социальном аспекте, то есть здоровье – «состояние телесного, душевного и социального благополучия»....
Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности
Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиямиродителей), не учитывая при этом психологических возможностей воз...
Мастер – класс «Здоровый учитель – здоровый ученик. Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе»
Мастер- класс...
«Здоровьесберегающая деятельность учителя на уроках немецкого языка »
Здоровьесберегающая деятельность учителя на уроках немецкого языка...
Здоровьесберегающие технологии – залог успеха учителя на уроках физической культуры
Здоровьесберегающие технологии –залог успеха учителя на уроках физической культуры...