Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности
материал на тему

Карташова Ирина Петровна

Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями
родителей), не учитывая при этом психологических возможностей возраста и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_pomozhet_obucheniyu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности

Дайте ребенку и он вознаградит
минутами живого минут живого
их использовать, больше целой
нарушениями... немного подвигаться,
вас снова десятью внимания, а десять
внимания, когда вы смогли дадут вам в результате недели полусонных занятий.
К.Д. Ушинский

        

         Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями
родителей), не учитывая при этом психологических возможностей возраста и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников – дети с ограничными Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами:
Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся: например, завышается объем домашнего задания. Во-вторых, в школе преобладают так называемые сидячие занятия. Мало двигаются – много болеют... В-третьих, в последние годы начинает прослеживаться зависимость между видом школы и здоровьем школьников: чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов), тем больше
проблем со здоровьем».Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник, и без того неважное здоровье ухудшается еще больше. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся с момента их поступления и до момента выпуска. Каждый учитель должен создать на уроке условия, которые не только позволят
успешно усваивать учебный материал, но
 и сохранят и улучшат здоровье учеников,
так как в настоящее время здоровый образ жизни является модной тенденцией.
Одним из обязательных условий организации урока, перемены, группы продленного дня являются физкультминутки. Что же такое физкультминутка? Какова цель ее проведения на уроке? В какой форме они проводятся и какими бывают?

Физкультминутка – это один из этапов урока. Самый кратковременный, но наиболее эффективный. Физкультминутка тесно связана с темой занятий и является
переходным мостиком от одной части занятия к следующей.
Цель физкультминутки – обеспечение кратковременного активного отдыха и повышение умственной работоспособности

Основные задачи физкультминутки:
 снимать усталость и напряжение;
 вносить эмоциональный заряд;
 совершенствовать общую моторику;
 вырабатывать четкие координированные
действия во взаимосвязи с речью;
 развивать сенсорные и моторные функции;
 развивать интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, восприятие, внимание, ориентировку в пространстве и во времени;
 развивать эмоционально-волевую сферу и
игровую деятельность;
 формировать черты гармоничной и незакомплексованной  личности: дружбу, уважение и самоуважение, оценку и самооценку.

В современной педагогике предлагаются различные формы проведения физкультминуток.Она может быть направлена на развитие общефизического состояния и пройти:
 как проговаривание рифмовок;
 как пальчиковая гимнастика;
 как психофизическая гимнастика;
 как подвижная игра или имитация трудовых
действий;
 как произношение чистоговорок.
Виды физкульминуток:
 упражнения для снятия общего или локального утомления;
 упражнения для кистей рук;
 гимнастика для глаз;
 гимнастика для слуха;
 упражнения, корректирующие осанку;
 дыхательная гимнастика;
 психофизическая гимнастика.
Вышеперечисленные виды физкультминуток являются традиционными. Каждый учитель
в своей работе использует тот вид физкультминутки, который является наиболее популярным среди детей конкретного класса. Мы используем в 1–2-х классах
физкультминутки двигательноречевого характера: комплексы
общеобразовательных упражнений, гимнастики для глаз, для пальцев рук, упражнения на релаксацию. В 3–4-
х классах физкультминутки проводим под популярные детские мелодии или классическую музыку. Все проводят физкультминутки – кто регулярно, кто от случая к случаю, но мало кто задумывается о результатах. Мы решили обратиться за помощью к сотрудникам нашего лицея – к медицинскому работнику Г.Т. Файзуллиной и психологу А.К. Бикметовой. Проводя ежегодно
в начале и в конце курса обучения комплексные исследования, они совместно с коллегами получили следующие результаты:
 

 Точка зрения психолога Ни для кого не секрет, что иногда результаты обучения способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно
действуют на ребенка. У него пропадает желание учиться, он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей,
педагогов и его самого. Окружающий мир, которому он радовался, перестает быть
 ля него интересным и занимательным. Маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами. Двигательные физкультминутки
дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции,
переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело – учение.
Обучающиеся, принявшие участие в опросе: «Физкультминутки на уроках помогают или мешают?» – ответили:  помогают преодолевать сонливость и однообразие – 35%;
повышают работоспособность – 30%;
создают хорошее настроение – 20%;
 способствуют общению – 6%;
 мешают уроку – 5%;
 ограничивают время урока – 4%.

На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения физкультминуток?» – даны ответы:
 перестали ждать перемену – 25%;
 уроки проходят быстрее – 20%;
 уроки стали интереснее – 27%;
 улучшились учебные результаты – 11%;
 повысилась активность на уроке – 10%;
 изменились взаимоотношения с учителями – 6%.
Вывод: двигательные и релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье учащихся и учителей.

Т очка зрения медицинского работника
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятие
с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, мы будем способствовать здоровьесбережению. Исследование проводилось в течение двух лет. В начале учебного года и далее по полугодиям в карте наблюдения
фиксировалось поведение ребенка в школе. (См. Карту наблюдения.)
Вывод: двигательные и релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье учащихся и учителей.

Точка зрения учителя начальных классов
Результаты наблюдений в течение года:
 увеличился объем выполняемых работ на уроке – 10%;
 улучшились учебные результаты – 10%;
 повысилась активность на уроке – 10%;
 изменились отношения с одноклассниками –15%;
 учиться стало интереснее – 15%.
Вывод: двигательные и релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье учащихся и учителей.
Наблюдения показывают, что использование физкультминутки позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения. А теперь перейдем к положительным и отрицательным сторона физкультминуток.

Положительные стороны

 Снятие эмоционального и физического напряжения;

 снижение заболеваемости;

 повышение качества обучения, восстановление умственной работоспособности;

 связка частей занятий;

 сплочение коллектива;

 повышение самооценки;

 воспитание волевых качеств;

 обеспечение активного отдыха;

 переключение внимания с одного вида деятельности на другой;

 обучение видению окружающего мира и себя в этом мире;

 лечебно-оздоровительное влияние (нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем).

Отрицательные стороны

 Отсутствие учета возрастных особенностей познавательной деятельности;

 подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

 несоблюдение санитарно-технических норм;

 увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления);

 неправильное выполнение упражнений.

Необходимо так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить работоспособность на весь период занятия, отодвинуть утомление и избежать

переутомления. Процесс восстановления сил ученика можно представить следующим образом:

1. Цель: восстановление физических и духовных сил.

2. Средство достижения: физкультминутка.

3. Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.

Уверены,  что приведенный статистический материал убедит педагогов в регулярном использовании физкультминуток. Главное – помнить: одним из основополагающих аспектов урока является сохранение здоровья учеников. Берегите здоровье ребят и про

себя не забывайте!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности

В статье представлен опыт работы школы за 3 года по гражданско - праавовому направлению...

формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают  требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации,   структуру...

"Формирование здоровьесберегающей среды обучающихся посредством физкультурно - оздоровительных мероприятий"

Обобщение пед. опыта по воспитательной работе.Теория и презентация "Формирование здоровьесберегающей среды обучающихся посредством физкультурно - оздоровительных мероприятий"...

Доклад на педагогическим совете: Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность.

Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность....

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.2)

Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...