Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности
материал на тему
Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями
родителей), не учитывая при этом психологических возможностей возраста и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_pomozhet_obucheniyu.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности
Дайте ребенку и он вознаградит |
Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями
родителей), не учитывая при этом психологических возможностей возраста и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников – дети с ограничными Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами:
Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся: например, завышается объем домашнего задания. Во-вторых, в школе преобладают так называемые сидячие занятия. Мало двигаются – много болеют... В-третьих, в последние годы начинает прослеживаться зависимость между видом школы и здоровьем школьников: чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов), тем больше
проблем со здоровьем».Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник, и без того неважное здоровье ухудшается еще больше. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся с момента их поступления и до момента выпуска. Каждый учитель должен создать на уроке условия, которые не только позволят
успешно усваивать учебный материал, но и сохранят и улучшат здоровье учеников,
так как в настоящее время здоровый образ жизни является модной тенденцией.
Одним из обязательных условий организации урока, перемены, группы продленного дня являются физкультминутки. Что же такое физкультминутка? Какова цель ее проведения на уроке? В какой форме они проводятся и какими бывают?
Физкультминутка – это один из этапов урока. Самый кратковременный, но наиболее эффективный. Физкультминутка тесно связана с темой занятий и является
переходным мостиком от одной части занятия к следующей.
Цель физкультминутки – обеспечение кратковременного активного отдыха и повышение умственной работоспособности
Основные задачи физкультминутки:
снимать усталость и напряжение;
вносить эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
вырабатывать четкие координированные
действия во взаимосвязи с речью;
развивать сенсорные и моторные функции;
развивать интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, восприятие, внимание, ориентировку в пространстве и во времени;
развивать эмоционально-волевую сферу и
игровую деятельность;
формировать черты гармоничной и незакомплексованной личности: дружбу, уважение и самоуважение, оценку и самооценку.
В современной педагогике предлагаются различные формы проведения физкультминуток.Она может быть направлена на развитие общефизического состояния и пройти:
как проговаривание рифмовок;
как пальчиковая гимнастика;
как психофизическая гимнастика;
как подвижная игра или имитация трудовых
действий;
как произношение чистоговорок.
Виды физкульминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика;
психофизическая гимнастика.
Вышеперечисленные виды физкультминуток являются традиционными. Каждый учитель
в своей работе использует тот вид физкультминутки, который является наиболее популярным среди детей конкретного класса. Мы используем в 1–2-х классах
физкультминутки двигательноречевого характера: комплексы общеобразовательных упражнений, гимнастики для глаз, для пальцев рук, упражнения на релаксацию. В 3–4-
х классах физкультминутки проводим под популярные детские мелодии или классическую музыку. Все проводят физкультминутки – кто регулярно, кто от случая к случаю, но мало кто задумывается о результатах. Мы решили обратиться за помощью к сотрудникам нашего лицея – к медицинскому работнику Г.Т. Файзуллиной и психологу А.К. Бикметовой. Проводя ежегодно
в начале и в конце курса обучения комплексные исследования, они совместно с коллегами получили следующие результаты:
Точка зрения психолога Ни для кого не секрет, что иногда результаты обучения способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно
действуют на ребенка. У него пропадает желание учиться, он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей,
педагогов и его самого. Окружающий мир, которому он радовался, перестает быть ля него интересным и занимательным. Маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами. Двигательные физкультминутки
дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции,
переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело – учение.
Обучающиеся, принявшие участие в опросе: «Физкультминутки на уроках помогают или мешают?» – ответили: помогают преодолевать сонливость и однообразие – 35%;
повышают работоспособность – 30%;
создают хорошее настроение – 20%;
способствуют общению – 6%;
мешают уроку – 5%;
ограничивают время урока – 4%.
На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения физкультминуток?» – даны ответы:
перестали ждать перемену – 25%;
уроки проходят быстрее – 20%;
уроки стали интереснее – 27%;
улучшились учебные результаты – 11%;
повысилась активность на уроке – 10%;
изменились взаимоотношения с учителями – 6%.
Вывод: двигательные и релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье учащихся и учителей.
Т очка зрения медицинского работника
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятие
с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, мы будем способствовать здоровьесбережению. Исследование проводилось в течение двух лет. В начале учебного года и далее по полугодиям в карте наблюдения фиксировалось поведение ребенка в школе. (См. Карту наблюдения.)
Вывод: двигательные и релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье учащихся и учителей.
Точка зрения учителя начальных классов
Результаты наблюдений в течение года:
увеличился объем выполняемых работ на уроке – 10%;
улучшились учебные результаты – 10%;
повысилась активность на уроке – 10%;
изменились отношения с одноклассниками –15%;
учиться стало интереснее – 15%.
Вывод: двигательные и релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье учащихся и учителей.
Наблюдения показывают, что использование физкультминутки позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения. А теперь перейдем к положительным и отрицательным сторона физкультминуток.
Положительные стороны
Снятие эмоционального и физического напряжения;
снижение заболеваемости;
повышение качества обучения, восстановление умственной работоспособности;
связка частей занятий;
сплочение коллектива;
повышение самооценки;
воспитание волевых качеств;
обеспечение активного отдыха;
переключение внимания с одного вида деятельности на другой;
обучение видению окружающего мира и себя в этом мире;
лечебно-оздоровительное влияние (нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем).
Отрицательные стороны
Отсутствие учета возрастных особенностей познавательной деятельности;
подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
несоблюдение санитарно-технических норм;
увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления);
неправильное выполнение упражнений.
Необходимо так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить работоспособность на весь период занятия, отодвинуть утомление и избежать
переутомления. Процесс восстановления сил ученика можно представить следующим образом:
1. Цель: восстановление физических и духовных сил.
2. Средство достижения: физкультминутка.
3. Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.
Уверены, что приведенный статистический материал убедит педагогов в регулярном использовании физкультминуток. Главное – помнить: одним из основополагающих аспектов урока является сохранение здоровья учеников. Берегите здоровье ребят и про
себя не забывайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности
В статье представлен опыт работы школы за 3 года по гражданско - праавовому направлению...
формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации, структуру...
"Формирование здоровьесберегающей среды обучающихся посредством физкультурно - оздоровительных мероприятий"
Обобщение пед. опыта по воспитательной работе.Теория и презентация "Формирование здоровьесберегающей среды обучающихся посредством физкультурно - оздоровительных мероприятий"...
Доклад на педагогическим совете: Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность.
Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность....
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.2)
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...