ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ.
статья по теме

Волокитина Елена Сергеевна

Статья. Из опыта работы в Арт-студии и Музыкальной гостиной в группе при Центре сопровождения обучающихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_esteticheskogo_vkusa_sredstvami_art.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

   ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ

АРТ-ТЕРАПИИ.

Е. С. ВОЛОКИТИНА

МОУ ЛИЦЕЙ № 5.

Важную цель всей системы воспитания я видел в том,   чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного,  чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.

                                                                В.А. Сухомлинский.

          Как в прошлые годы , так и сегодня в структуре содержания образования доля эстетического воспитания  более чем скромна. Но на протяжении последних десятилетий подчеркивается все возрастающее его значение. Воспитательная сила искусства так велика , что в результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности ребенка , которые питаются в первую очередь образно- эмоциональным содержанием произведений искусства (эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус ) , но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

          Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом определяет тот или иной уровень духовного общения ребенка со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе.

         Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование    и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Ребенок может понимать доброту и человечность поступков героев художественных произведений. Но, кроме понимания и сочувствия доброте и   гуманизму, в нем должна быть выработана привычка быть добрым и человечным, заботливым и  внимательным.

         Я хотела бы остановиться на эстетическом воспитании учащихся средствами изобразительного искусства и музыки ( т.к. являюсь специалистом студий, которые называются: арт- студия и музыкальная гостиная.)

Огромное значение в формировании личности младшего школьника имеет изобразительная деятельность.

Влияние ее на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу.

Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются так или иначе определить и нравственную ценность изображаемого. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развивается его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей младшего школьного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Ребенок лишь постепенно учится говорить, запас его слов скуден, конструкция бедна, а переживания сильны, есть у него известные уже мысли и чувства. И он легче выражает свои чувства в художественной деятельности.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания. В их поведении выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведет в конечном счете к самовоспитанию.

Основные задачи занятий в Арт– студии в эстетическом развитии ребенка состоят в том, чтобы сделать духовной потребностью общение с искусством, овладеть умениями и навыками деятельности в живописи, декоративно- прикладном искусстве, научить эстетически воспринимать окружающую жизнь и искусство. Чем более глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками овладеет ребенок, тем уровень его эстетического развития будет выше.

Известный скульптор Коненков С.Т. писал: «Произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постоянно тренировать свой «вкус».

Музыкально- эстетическое воспитание- понятие гораздо более широкое, чем музыкальное образование. В музыкально- эстетическом воспитании большую роль играет активное развитие навыков восприятия музыки, формирование любви к прекрасному в искусстве и окружающей жизни и способности к творческому проявлению своих чувств на языке музыки.

Одной из основных задач музыкального воспитания детей младшего школь-

 ного возраста является формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению музыкой, к пониманию ее жизненного содержания. Маленькие дети не умеют еще полноценно воспринимать музыку. Для развития музыкального восприятия

детей на занятиях в музыкальной гостиной я часто даю им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке.

Самым тяжелым в своей работе я считаю установление обратной связи с

учащимися, так как наша основная задача- заинтересовать детей своей деятельностью. Наиболее удачными оказались занятия в музыкальной гостиной, где дети с удовольствием разучивали и исполняли любимые детские песни, песни- шутки, песни- игры, прослушивали сказки в исполнении мастеров художественного слова- народных артистов России.

Выбор сказок был неслучайным. Дети в нашем центре- слушатели особенные. Они более эмоциональны,  чем рассудительны и поэтому поэтические образы сказки для них убедительны и реальны. И именно сказка

вселяет в детей уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Все наши студии в центре взаимосвязаны, так как в них одинаково происходит реализация всех поставленных целей через корректную работу.

Нами разработаны рабочие программы с учетом возрастных особенностей, потребностей и возможностей детей центра.

С точки зрения учителя своих детей,  которые посещают центр и занимаются в студиях, хочется отметить несомненные плюсы в нашей работе: У ребят прослеживается активизация учебно-познавательной активности, улучшилось внимание, память, каллиграфические умения и навыки, умение слушать и слышать, дети стали более собранными, дисциплинированными, повысилась культура речи. Это результат нашей общей работы.

На своих занятиях в студиях я использую нетрадиционные формы обучения, такие как рисование пальчиком, ладошкой. Это помогает детям развивать мелкую моторику, почувствовать работу мышц, так как массируются нервные окончания ладони, ведь известно, что чем развитее у ребенка рука, тем лучше его речь.

Музыкальные же занятия помогают раскрепостить ребенка. Зажатые в обычной жизни дети раскрываются, пытаются импровизировать, солировать, дирижировать, танцевать, выполняя свободные движения, а это способствует здоровьесбережению учащихся. И именно музыка помогает детям проявить себя.

Все это способствует повышению мотивации, расширению кругозора детей.

Благодаря занятиям в студиях расширился детский опыт по изучению музыкальных и художественных произведений, их читательский кругозор, повысился культурный уровень.

Имея опыт за плечами, я могу сказать, что работа в студиях действительно приносит положительные результаты и способствует эффективному развитию эмоционально- эстетического отношения детей к окружающему миру, помогает ребятам выразить свое внутреннее духовное содержание, расширить запас реальных впечатлений, образов, представлений.

Список литературы

Основы эстетического воспитания: Пособие для О-75 учителя/Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др.;Под ред. Н.А. Кушаева.- М.: Просвещение, 1986.-240 с.

Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1981-192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям, педагогам и музыкальным руководителям по формированию музыкального вкуса в начальных классах.

Обратить внимание на музыкальные предпочтения ребенка, чтобы резкими и радикальными методами не спугнуть и не спровоцировать ( в ребенке) отторжение к рекомендуемым  образцам музыкального произве...

Формирование эстетического вкуса у младших школьников в процессе семейного воспитания

Младший школьный возраст, как отмечают Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие, представляет большие возможности для формирования эстет...

Родительское собрание «Роль семьи в развитии эстетического вкуса ребенка».

 Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, потребителем продукции массовой...

Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием».Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательной ш...

«Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»

Статья на тему «Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»...

Формирование эстетического вкуса на уроках музыки в начальной школе

Формирование эстетическог вкуса на уроках музыки в начальной школе....