Реализация коммуникативной компетенции в практике работы учителя.
учебно-методический материал на тему
Из опыта работы. Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_kommunikativnoy_kompetencii_v_praktike_raboty_uchitelya.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация коммуникативной компетенции в практике работы учителя.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся – одна из самых ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало времени отводила на развитие коммуникативной компетенции.
Анализ работы учителей по вопросу формирования компетентности показал, что учащиеся, проходящие период адаптации в учебных заведениях нового типа, часто имеют низкие учебные достижения. В большинстве случаев это связано с тем, что учителя не только слабо учитывают возрастные особенности учащихся, но и мало внимания уделяют преодолению дефицита общения, не всегда используют учебные задания, способствующие учебной коммуникации.
Таким образом, я преследую цель не только побудить к дискуссии заинтересованных лиц по чрезвычайно острой теме, но и поделиться позитивным опытом, полученным экспериментальным путем, в решении взаимосвязи развития психики ребенка в младшем школьном возрасте.
Я считаю, что перспективной для решения вышеназванных проблем является теоретическая платформа, в рамках которой ядром основным звеном психологической готовности выступает готовность, предполагающая определенный уровень коммуникативного развития ребенка в сфере взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, т.к. это влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом сильную тревогу, его ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно ниже. Полученный же негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. И, напротив, если он легко находит общий язык с одноклассниками. То испытывает большой психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией.
Учитывая важность коммуникативного развития детей к школьному учению, мною было предпринято изучение формирования коммуникативной деятельности как одного из условий развития у ребенка общей готовности к учению.
Передо мной стояла цель – развивать позитивное отношение ребенка к самому себе через развитие понимания самого себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям через расширенное понимание их. Это облегчает вступление в общение, обеспечивает благоприятный психологический климат в классе, облегчает адаптацию в нем.
Начиная свою работу по этой теме, была использована апробированная анкета о речевом участии школьника на уроке. В анкетировании приняли участие ученики 1-4 классов, обучающие по системе Л.В.Занкова.
(Приложение 1).
Анализ работы показал, что в основном учащиеся первого класса указали на то, что в области общения у них возникают небольшие проблемы и страхи, а также затрудняются свободно говорить перед классом, делать сообщения, ждать возможности высказать свое мнение, считаться с мнением своих одноклассников.
Но диагностическая карта показывает, что с каждым годом учащиеся испытывают все меньше и меньше затруднений в общении. И не потому, что разные дети и разные учителя. Это связано с тем, что каждый учитель, работающий по системе Л.В.Занкова, основной целью ставит – достижения максимального развития каждого школьника, не пытается «усреднить», а поддерживает особые качества восприятия, мышления и, конечно, коммуникации школьника. Основным видом деятельности на уроке является общение детей друг с другом, детей с учителем.
Этого не всегда легко достичь, сначала больше говоришь сам. Потом учишь детей рассуждать, уточнять, дополнять друг друга, а значит, учишься у товарища, слушать и слышать его. При таком общении глаза все больше смотрят не в сторону учителя, а в сторону отвечающего. Иногда согласиться с ним, иногда дополнить. Несогласие учишь высказывать культурно, корректно.
Занковские дети учатся друг у друга, развивая речь, мышление. Здесь нет насмешек, дети не боятся ошибаться, здесь доверие и тепло, дружба и искренность. Но работать в этом направлении нужно еще больше.
Таким образом, главными задачами на сегодняшний день необходимо ставить перед собой:
- помочь учащимся логично и связно строить речевое высказывание;
- учить их слушать себя и других;
- помочь построить монологическое высказывание, диалог и участвовать в
диспуте, споре, дебатных играх;
- преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению;
- учить считаться с мнением других;
- отстаивать свои убеждения;
Ведь именно эти проблемы мешают большинству учащимся показать уровень своих знаний. И для решения этих задач нужна тренировка общения в ходе учебных занятий.
Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представить себе, какие основные действия учебной коммуникации могут использоваться на уроке и во внеклассной работе.
Основные формы учебной коммуникации.
Формы коммуникативных действий. | Формы развития исследовательских действий. |
1.Слушание и обсуждение изучаемого материала. 2. Беседа в группах. 3. Викторина, игра в вопросы и ответы. 4. Пересказ по плану. 5. Свободный пересказ. 6. Презентация сообщений. 7. Ролевая игра, театрализация. 8. Дебаты «за-против». | 1. Практикумы. 2. Экскурсии. 3. Интервью и опросы. 4. Проекты. 5. Посещение музеев, памятных мест. 6. Использование материалов библиотеки. |
Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры школьника, огромны.
Такие формы работы полезны всем, кто хочет быть активным и иметь собственное мнение, стремиться к самовыражению на словах и на деле.
Способствовать этому может поэтапная работа развития школьной коммуникации, т.к. коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, а формируется.
1 этап. На первом этапе под руководством учителя отрабатываются следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в диалоге;
- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой;
- комментировать вопросы и ответы;
- делать сообщения;
- рассказывать логично и последовательно;
2 этап. На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и четкость речевого высказывания;
- обработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;
- умение вступать в диалог с собеседником;
3 этап. На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- умение вести беседу в паре;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог;
- умение участвовать в играх и турнирах;
Еще очень важный момент. Мы знаем, что речь как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Говорим голосом, беседуем всем телом: таким образом коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы не учитываем систему знаков: что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, а мимические выражения несут более 70% информации. Паузы, темп речи- все эти дополнения увеличивают значение информации.
Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности.
Важный момент формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные ситуации.
Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств. А этому необходимо учить учиться друг у друга, т.к. ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Здесь важно умение педагога правильное распределение на уроке оптимальное число обучаемых. Группы следует комплектовать с учетом индивидуальных способностей детей. Каждому ребенку должна быть представлена возможность что-либо сделать, сказать и быть услышанным и понятым. Проведение изанятий возможно уже в первом классе, потому что в таком случае лучше обеспечивается благоприятная психологическая адаптация в школе.
За основу вышесказанного предлагаю взять актуальную современную игру «Дебаты». «Дебаты» - это игра двух команд. По жребию определяется утверждающая и отрицающая команда. Основываясь на материалах исследований, одна из команд утверждает, что проблема может быть решена следующим образом и приводит соответствующие доводы. Другая команда слушает и находит у оппонентов слабые места и пытается привести доводы в противовес сказанному ранее.
Игра учит слушать и слышать, учитывать различные точки зрения, видеть сильные и слабые стороны, принимать взвешенные решения. Таким образом усваиваются много умений и навыков, которые нужны в общении, а самое главное учить мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески.
Особый интерес вызывает у детей проведение всевозможных тренингов. Особенностью этой работы является стремление к самостоятельности участников. В ходе тренинга участники включаются в совершенно для них другую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как воспринимаются другими членами группы, а также развивают у учащихся умение представлять себя, давать о себе необходимую информацию, формируют культуру безбоязненного общения с одноклассниками и посторонними людьми.
(Приложение 2).
Если педагог, осознавая проблему, начинает , средствами своего урока и внеклассными занятиями, помогать учащимся преодолевать проблемы в общении, с течением времени у них формируется коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она, действительно формируется, и мы должны своим ученикам в этом помочь.
Список использованной литературы.
- Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.-М.5-а знания,2005.-192с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников .-Самара: Изд. «Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2007.-208с.
- Соколова Т.Е. Информационно-аналитические умения. Система индивидуального мониторинга.- Самара: Изд. «Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2008.- 96с.
Уважаемый участник анкеты!
Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты пони маешь, что сто-то дается легко, а что-то с трудом.
В настоящей анкете ты можешь запечатлеть свой опыт. Напротив предложений поставь знак «+» или «-« либо в колонке «скорее тяжело», либо в колонке «скорее легко», в зависимости от того, насколько ты считаешь данное высказывание по отношению к себе правильным.
Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого, и у твоих одноклассников тоже, потому что это – нормальное явление. Определив трудности, гораздо легче их преодолевать.
Коммуникативные умения | Скорее легко | Скорее тяжело. |
Сделать это мне ….. | ||
1.Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений. | ||
2. Говорить перед классом. | ||
3.Сделать сообщение на основе опорного материала или ключевых слов. | ||
4.Отвечать у доски. | ||
5.Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания. | ||
6.Увлечь одноклассников своим ответом. | ||
7.Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии. | ||
8.При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя. | ||
9.Считаться с мнением других. | ||
10.Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить. | ||
11.Сообща работать в группах. | ||
12.Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе. | ||
13.Внимательно слушать своих одноклассников. |
Тренинг для развития коммуникативной компетентности.
Цель: познакомить учащихся друг с другом.
Подготовка: Каждому члену группы дается карандаши и бумага. Участники получают следующую инструкцию:
- напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте на вопрос «кто я», используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я».
- после того как закончите составлять перечень, дайте прочитать друг другу; не стесняйтесь комментировать перечни других участников.
В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе.
Цель: повышение ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
Процедура: - Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами «я должен». Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова «я должен» словами «я предпочитаю», сохранив неизмененными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями.
- По очереди с партнером скажите три фразы, начинающие словами «я не могу». И затем замените в них «я не могу» словами «я не хочу». Поделитесь с партнером своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться.
- Наконец, по очереди скажите три фразы, начинающиеся словами «я боюсь, что», и затем поменяйте «я боюсь, что» на «я хотел(а) бы, оставляя остальные части фраз без изменений.
- Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных УУД в практике современного учителя
Статья содержит практические советы по формированию коммуникативных УУД...
Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.
Статья по развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....
Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.
Статья по развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ «КИРОВСКАЯ СОШ»
Выступление на форуме педагогов...
Статья "Современные образовательные технологии как основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и чтения"
В статье описывается практическое применение современных образовательных технологий как способов реализации коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка и чтения....
Форум управленческих и методических практик. Практики работы учителя с оценочными процедурами в соответствии с требованиями ФГОС
2017 г. — выступление с докладом на муниципальном Форуме управленческих и методических практик, в секции по проблеме «Практики работы учителя с оценочными процедурами в соответст...