Стимулирование творческой активности младших школьников
статья по теме
Статья о возможностях реализации креативного принципа в обучении и воспитании учащихся начальной школы. Одним из важных средств развития творческой активности считаю литературный краеведческий материал. Полное самовыражение в творчестве - залог психического здоровья школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_tvorcheskoy_aktivnosti.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Богатое воображение, потребность в творчестве – вот качества, присущие гению и ребенку. «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет», - верно заметил английский писатель Честертон. Следовательно, стимулирующая роль педагога начальных классов в развитии и реализации творческого потенциала школьника особенно велика. Мне особенно близка в этом вопросе позиция авторов Образовательной системы «Школа 2100». Данная система накопила достаточно большой опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учеников и достижения ими личностных и метапредметных результатов. Среди деятельностно-ориентированных принципов, на которых базируется система «Школа 2100», выделяется креативный принцип. Поэтому, в каждом учебном курсе значительное место отводится продуктивным заданиям, творческим домашним работам. Работая по программе «Школа 2100» более десяти лет, я наблюдаю неизменный высокий интерес детей к таким заданиям, получаю импульсы к собственным педагогическим идеям. По оценке моих учащихся лидирующие позиции в рейтинге самых интересных творческих работ занимают:
- рассказы о частях слова, о частях речи от первого лица («Я – суффикс», «Я – имя существительное»);
- сочинение орфографических сказок («Как гласные помогли согласным»);
- кроссворды из слов на определенную орфограмму («Шипящий кроссворд», «Безударный кроссворд»);
- изготовление сказочных персонажей, макетов городов, домиков литературных героев;
- создание фотословарей и фотоэнциклопедий («Словарь настроения»; «Энциклопедия зимы»);
- составление сюжетных уроков («В Словарном царстве, в Падежном государстве…», «Следствие ведут Уравнения»).
Одним из важных средств развития творческой активности младших школьников считаю литературный краеведческий материал. Реализуя авторскую программу «Самоцветное слово Урала», я активно использую нетрадиционные формы проведения уроков: «Литературное кафе», конкурс иллюстраторов и чтецов, урок-превращение «Сказы старого мастера», урок-письмо «Певец Урала». Своеобразной школой литературного творчества становятся для детей встречи с каслинскими поэтами. Пробуждение мысли ребенка, его впечатления и ощущения от знакомства с творчеством писателей-земляков сохраняются в «Шкатулке откровений». Ведь творчество во многом определяется умением выражать свои чувства и эмоции, поэтому важно постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка.
Через краеведение происходит активное вовлечение детей в творческий процесс практической направленности: создание игр, кроссвордов, составление краеведческих сборников, «пробы пера» в манере уральских авторов, письма к писателям. Самые удачные творческие работы учащихся объединяются в классный сборник «Самоцветики».
А чтобы оригинальное литературное творение родилось прямо на уроке, порой достаточно предложить детям необычную тему для сочинения: «Рассказ первого листочка», «Тайна бутона», «Путешествие ручейка», «Веснушки у весны». Так появился целый сборник весенних миниатюр, презентация которого проходила на празднике для мам «Весна идет». Осознание того, что твоя работа может кого-то порадовать, оказать кому-то помощь, значительно стимулирует творческий потенциал учеников.
Не менее важно, чтобы ребенок мог оценить масштабы своего творчества, визуализировать свой творческий маршрут. В конце четверти каждый ребенок проводит самоанализ на странице в портфолио «Мои творческие работы»: оценивает интерес, самостоятельность выполнения, степень трудности творческих заданий, выбирает свою Лучшую творческую работу четверти для классной выставки.
Создание ситуации успеха, поощрение учащихся за его достижения - необходимые слагаемые в развитии творческих качеств личности. Помимо словесного одобрения, мои ученики получают и конкретные знаки своих удач: ордена Активности и Творчества. Каждое полугодие мы чествуем Мистера и Мисс Творчество нашего класса. Им предоставляется почетное право открыть персональную выставку творческих работ.
Механизм творческого саморазвития личности срабатывает тогда, когда учащийся ведет внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открывая в себе возможности для самосовершенствования, выходит на более высокий уровень творческой самореализации. Особым успехом у моих учеников пользуется прием «Моя творческая работа растет вместе со мной»: четвероклассник преобразует свою творческую работу, выполненную, например, в 1 классе.
В 3 классе я провожу с учащимися серию занятий по изучению познавательной сферы «Моя Вообразилия». А в 4 классе мы открываем работу «Я-клуба». Дети постигают азы самопознания на занятиях «Ярмарка достоинств», «Моя планета Творчества», «Как открыть самого себя».
Полноценное самовыражение в творчестве – залог психического здоровья ребенка. Создавая творческую атмосферу вокруг него, педагог поощряет его деятельность, делая ее источником положительных эмоций и развития творческого потенциала. Наивысшее счастье учителя – разделить с учеником радость открытия, радость творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей школьников
Необходимо с первых же дней обучения ребенка в школе развивать его творческие способности, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь каждому в достижении успеха. ...
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
С тех пор, как учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих учащихся оно перестало быть благом, больше того, для многих оно стало бременем, а иногда наказа...
«Стимулирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка»
Выбор темы связан с актуальной проблемой начального образования – переходом на новые государственные образовательные стандарты....
«Создание коллективного панно как прием стимулирования творческой деятельности школьников»
г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель изобразительного искусства с методикой преподаванияКириллова В.М.Творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем детстве. Они лучше всего в...
Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"
Одной из основных задач школы является обеспечение доступности качественного образования в соответствии с возможностями...
Классный час по теме стимулирование творческой деятельности учащихся учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.
Классный час по теме " шляпочный турнир". Знакомство детей с головными уборами, частями шляпы, с национальными головными уборами, головными уборами разных профессий. Развитие творческих способностей д...