Изучение иностранного языка, как часть воспитания толерантности
статья по теме

В статье описано как изучение иностранного языка влияет на воспитание толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

И. И. Суворова

науч. рук. К. К. Стебунова

 факультет дошкольного, начального и специального образования

специальность «Педагогика и методика начального образования»,III курс

Изучение иностранного языка, как часть воспитания толерантности.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, который обладает чувством самоуважения и может добиться уважения по отношению к себе. Главной задачей воспитания современной личности является формирование у подрастающего поколения умения выстраивать взаимоотношения в процессе своей деятельности с  окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иную культуру, иные традиции и обычаи.

Толерантность в переводе с лат. «tolerantia» –терпение «...означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия

культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений  человеческой индивидуальности».[1]

Проблема толерантности в наше время является темой распрей во всех сферах жизни:  общественно-политической, религиозной, научной -  в нашей стране и за рубежом. В начале двадцать первого века человечество достигло  невероятного прогресса в разных областях, но это не  стало основой для взаимопонимания и сплочения людей. Мы часто сталкиваемся с фактами насилия,  нетерпимости, дискриминации и неуважения к человеку другой нации, культуры, веры, иной точки зрения, которые зачастую превращаются в межличностное противостояние, национальные и религиозные войны. На данной проблеме акцентировал внимание президент России В.В. Путин и была разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности».  

Воспитание молодого поколения происходит в семье, среди сверстников, но прежде  всего в школе. Уроки иностранного языка дают прекрасную возможность для воспитания толерантности учащихся. Они знакомятся с культурой других стран, с их обычаями, традициями, и задачей учителя становится объяснить детям, что их культура другая, не схожа с нашей, но это не значит, что она плохая. При знакомстве с  другими странами и народами ученик должен видеть уважение самого учителя к народу — носителю данного языка и его знание страны, её истории, культуры и места в мире.

В лексическом материале изучаемого языка также заложены возможности воспитания толерантности. Изучая иностранный язык, дети привыкают к лексике изучаемого языка, специфике произношения и сталкиваются с тем, что некоторые слова могут быть похожими на «неприличные». Особенно такая проблема возникает с фамилиями. Сейчас, во время олимпиады, мы слышим с экранов телевизора фамилии спортсменов и некоторые из них вызывают у публики достаточно неадекватные эмоции. Например, словенский биатлонист Яков Фак, немецкий саночник Феликс Лох; известные спортсмены, не принимающие участие в зимних олимпийских играх: польские прыгуны с трамплина — Адам Малыш и Ян Зёбра, словацкий футболист Марьян Гад, бразильский футболист Кака. Люди, изучающие иностранный язык, которые вместе с учителем прониклись уважением к другой стране, другой нации будут толерантны.

Велико значение страноведения, ведь оно направлено на формирование коммуникативной и языковой компетентности. Темы, изучаемые в курсе иностранного языка, способствуют сравнению и сопоставлению различных аспектов жизни другой страны, что позволяет найти общие черты, которые нас объединяют: «Семейно-бытовая культура народов России и англоговорящих стран», «Национальная кухня народов России и стран изучаемого языка», «Этикет и обычаи разных народов», «Традиции англоговорящих стран», «Деятели мировой культуры; школьная жизнь зарубежных сверстников».

Толерантность, как неотъемлемый элемент культуры общения, считается сегодня важнейшим условием общественного объединения людей,  различающихся религиозными верованиями, политическими убеждениями, культурными традициями, мировоззренческими позициями. Каждый урок иностранного языка — это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое слово отражает иностранный мир и иностранную культуру, за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире. [Тер-Минасова, 2000:25].

По нашему мнении, иностранный язык  - один из основных инструментов воспитания личностей подрастающего поколения – будущего нашей страны, -воспринимающих себя не только как части одной определенной культуры,  а представляющих в качестве граждан мира, понимающих, что они являются субъектами диалога культур и осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, проходящих как в России, так и в мире в целом.

Теоретические источники

  1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// Учительская газета. –2000. –No 37
  2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) – М.: Слово/Slovo, 2000. – 25с
  3. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996.

Заявка на участие в заочной конференции

ФИО автора (полностью)

Суворова Инна Игоревна

Полное факультета, специальности (направления) и курс обучения студента

Факультет дошкольного, начального и специального образования; специальность «Педагогика и методика начального образования», III курс.

ФИО научного руководителя, научная степень, научное звание, кафедра и должность научного руководителя

Стебунова Кира Константиновна

Выбранная тематическая номинация

Толерантность как ценность национальной культуры (бытовой, политической, профессиональной, речевой и т.д.).

Выбранный жанровый формат

Учебно-исследовательское эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям второклассников приступающих к изучению иностранного языка

Советы родителям учащихся второклассников как правильно подготовить и помочь ребенку приступить к изучению иностранного языка....

Изучение иностранного языка на раннем этапе обучения

                  Целью данной работы являлось раскрытие основных направлений, общей идеи организации преподавания иностранного языка детям раннего ...

Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Методическая тема " Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка"....

Внеурочная деятельность по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка

Выступление на тему "Внеурочная деятельность по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка"...

«Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка»

В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом является формирование универсаль...

Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка

Дети начинают изучать английский язык во втором классе. Для них это что-то новое, необычное, интересное, но со временем иностранный язык превращается в такой же школьный предмет, как и все остальные, ...