обобщение опыта работы по теме "Формирование активной позиции учащихся в учебном процессе"
материал по теме
Обобщение опыта работы по теме "Формирование активной позиции учащихся в учебном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс «Созвездие»
Номинация «Учитель года России - 2013»
Формирование активной позиции учащихся начальной школы в учебном процессе
Обобщение опыта работы
Богомоловой Елены Николаевны,
учителя начальных классов
второй квалификационной категории
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Благодарного
Ставропольского края
Благодарный
2012 год
Тема опыта.
Современным детям предстоит жить в сложном и быстро изменяющемся мире. Реализоваться и добиться успеха в нём, помогут развитый интеллект и креативность.
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, развить интеллект и творческое начало.
Поэтому приоритетной задачей современной начальной школы считаю задачу формирования активной позиции учащихся в учебном процессе.
Условия возникновения, становления опыта.
Активизировать любой вид деятельности человека способен интерес, поскольку любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Особую значимость познавательный интерес приобретает в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. В начальных классах познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Но процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретённых знаний, умений и навыков, и от того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную силу своих возможностей, зависит успех обучения в целом.
Так определилась тема моего опыта работы «Формирование активной позиции учащихся в учебном процессе».
Актуальность опыта.
Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.
В условиях начальной ступени проблема активизации деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Среди множества задач, стоящих перед школой, выделю те, которые напрямую соотносятся с опытом работы:
- Совершенствовать образовательный процесс путем привития интереса к знаниям;
- Активизировать познавательную деятельность за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения;
- Сформировать систему социально- ценностных отношений школьника посредством включения его в активную деятельность.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие активность учащихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, в процессе работы с классом обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроках условий для сознательного, активного участия младших школьников в учебном процессе, творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм общения, методов обучения.
Значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.
Диапазон опыта.
Работа над темой опыта проводится систематически на уроках и во внеурочной деятельности. Опытом работы делюсь с коллегами на школьных педагогических советах, на заседаниях методического объединения учителей начальных классов школы.
Данный опыт можно широко использовать в практике любого учителя начальных классов.
Технология опыта.
Цель опыта: разработать систему творческих заданий, формирующих активную позицию учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи опыта:
- Развивать познавательную активность школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.
- Формировать метапредметные умения.
- Обеспечивать вовлечение каждого школьника в процесс активного творчества, внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность.
Для того чтобы включить детей в активную работу на уроке, я использую разнообразные приёмы педагогической деятельности, соответствующие возрастным и функциональным возможностям школьников. Приемы педагогической техники – своеобразная сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. И вся гамма конкретных приемов основывается на четырёх основных принципах.
1. Принцип свободы выбора.
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна безоговорочная для каждого человека – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чужие решения, отсутствие выбора. Особенно этого не любят дети.
Вывод: в любом обучающем или управляющем действии предоставляется ученику право выбора. Но с одним важным условием – право выбора уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Пример: ученикам задается дифференцированное домашнее задание. Учащийся сам выбирает, какой уровень сложности выбрать для себя.
2. Принцип открытости.
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Границы познания наук не существуют – учиться нужно на протяжении всей жизни.
Вывод: «Ключом ко всей науке является вопросительный знак», - О. Бальзак. Необходимо не только давать знания, но и показывать их «границы», сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Пример: сделать уроки проблемными, с помощью «приемов удивления» вызвать неподдельный интерес учащихся к теме.
3. Принцип деятельности.
Моя задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности. При пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения.
Вывод: на каждом уроке ученик должен заниматься практической деятельностью, получать реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо.
Пример: метод проектов, метод «Кластеры».
4. Принцип активности и сознательности.
Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождается активность: что делаю?, для чего?.С включением самоанализа и самооценки, учебная деятельность ребёнка является полноценной.
Вывод: постоянное внимание к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.
Пример: рефлексия эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.
Приемы педагогической техники можно систематизировать в зависимости от этапов урока.
Приёмы, используемые в начале урока.
Из практики я пришла к выводу, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.
Прием «Настроение».
Необычное начало урока – музыка, показ слайдов с изображением растений, животных по теме или видеофрагмент создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.
Этап актуализации и целеполагания.
При актуализации изучаемого материала создаются условия для появления мотива к изучению нового.
Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание, не стимулирует работу ума, как удивительное. Луи де Бройль говорил: «Знания – дети удивления и любопытства».
Прием «Удивляй!».
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Можно заставить сразу в начале урока ребят удивиться.
Окружающий мир: тема «Свойства воды»
- Однажды,- говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем ее удивительных свойств.
Такой вход в тему оказался эффективнее, чем традиционно-школьное вступление о том, что будем изучать на уроке.
Прием «Ручеек».
После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается по очереди высказать, что они уже знают по этой теме и что хотели бы узнать.
Прием «Ассоциативное солнышко».
На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.
В моей педагогической практике сложилась система создания ситуаций успеха на уроке. Моя главная задача как учителя заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Вместе с тем повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха?
Ребятам очень нравится прием «А знаете ли вы что…»
Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока, либо одного из предстоящих уроков. Подобранный занимательный материал по желанию учащегося можно оформить в виде презентации, буклета, книжки-раскладушки, иллюстрируя картинками, фотографиями.
Этап открытия нового знания.
Обучение учащихся элементам познавательной деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, а не сообщение фактической информации, не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов. Когда материал урока не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, тогда проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей учащихся, что всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 и, например, 12765:3.
Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.
Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.
Одним из средств формирования активной позиции учащихся является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Прием « Я утверждаю, что…».
Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью сигнальных карточек, корректируя свой ответ.
Прием «Паутина».
Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде предложений или словосочетаний на одной или разных карточках.
Прием «Перевод с русского на русский» (на слух).
Один из приемов, развивающий не только мыслительную деятельность, но и чувство юмора. Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Амонашвили писал: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».
Например: Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно всё равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.)
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Этап обобщения, повторения и систематизации знаний.
Творческие упражнения в разнообразной практической деятельности.
Прием «Урок без правил».
Кроссворды, чайнворды и т.д. Дети составляют замечательные кроссворды по разным темам, оформляя их разнообразно (в виде дерева, рыбки, насекомого, зверя).
Чтобы дети были активными участниками учебного процесса, а не являлись лишь пассивными зрителями, использую элементы проектной деятельности.
Учащиеся включаются в учебно-исследовательскую деятельность и учатся определять тему исследования, выдвигать гипотезы, строить план действий, направленный на достижение результата. Метод проектов ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Приём «Закончи предложение (интервью)»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Приём «Лесенка успеха»
Покажи, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания.
Домашнее задание.
Прием «Идеальное задание»
Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору. Задания разноуровневые, позволяющие не потерять, не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый имеет возможность попробовать решить любую задачу, Прием «Творчество работает на будущее»
Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактического материала: составить тест из 5 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.
Использую различные организационные формы обучения: индивидуальную, групповую, парную, фронтальную, дифференцированную форму работы.
Исследования показывают, что активность в сотрудничестве всегда очень высоко оценивается личностью. Совместная деятельность для школьников необходима не только в целях приобретения опыта, обмена информацией; главное в том, что «человек смотрится в другого человека, как в зеркало», и тем самым многое применяет к себе. Для младших школьников характерна репродуктивно – подражательная активность, и задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для перехода детей к творчеству, поисково-исполнительской активности, наиболее высокому уровню активности.
Работая по данной теме, проводя диагностические исследования, поняла, что в активности учащихся большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Я пришла к выводу: развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и повышение активности детей. Целью обобщения опыта я ставила разработку системы творческих заданий, формирующих активную позицию учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Я разработала программу кружка «Гимнастика для ума», которую реализую в 1 классе во внеурочной деятельности. Данная программа ориентирована на личность ребёнка. Она позволяет:
- развить уверенность в своих силах (на занятиях предоставляется возможность выбора ответа из нескольких предложенных вариантов);
- учит самостоятельно мыслить (индивидуальный поиск решения задачи);
- способствует повышению мотивации к учебной деятельности (выполненное задание приводит к спасению сказочного героя и т. п.);
- стимулирует познавательные интересы (на занятиях поощряется и одобряется своеобразное видение проблемной ситуации, высказывание любых идей направленных на поиск её решения);
- формирует способность управлять собой в нестандартной ситуации (организация игр по правилам).
Результативность опыта
Для проверки результативности работы по формированию познавательного интереса детям было предложено выполнить проверочную работу с целью выявления уровня познавательной активности школьников. Результаты оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень активности следующим образом :
Обработав данные, полученные при проведении проверочной работы, были выявлены следующие результаты: из 25 учащихся 15 имеют высокий уровень, 7 - средний, 3 – низкий. На диаграмме данные выглядят так:
Диаграмма 1.
Далее был проведён формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: создать условия для активизации младших школьников на уроках математики.
Для достижения этой цели в 4 «В» классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям.
Формирующий эксперимент продолжался три недели.
При использовании дидактических игр, задач в стихах, заданий в занимательной форме было установлено, что количество отвечающих детей значительно возрастает.
Диаграмма 2
Таким образом, интерес к уроку математики, познавательная активность школьников возрастает с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций.
Анализ знаний учащихся за 3 года показал, что учебный материал учащимися усвоен. Качество знаний постепенно растет.
Качество знаний учащихся
Учебный год | класс | качество |
2009 -2010 | 2 класс | 50% |
2010 -2011 | 3 класс | 61,1% |
2011 -2012 | 4 класс | 66,6% |
Выводы
Применение разных приёмов педагогической техники, направленных на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе позволяет мне добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они обеспечивают комфортность на уроке каждого ученика, направлены на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Литература
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2000. - № 5. – С. 3 – 12.
2. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование.- Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 2001. – 144 с.
3. О школьных стандартах второго поколения //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. -№1. - С.27.
4. Пособие Перекрестова Т.С. Как разработать и реализовать авторскую
методическую систему учителя // Начальная школа. Плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2004. - № 12. - с.7-12
5. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. - М.: Владос, 1999.
6. Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. – Волгоград: Учитель, 2009.
- ориентировка в учебном материале с помощью учителя;
- выбор способов работы по наводящим вопросам учителя;
- активность работы на уроке нестабильна
Сре дний
- активная ориентировка в новом материале;
- самостоятельное выделение ключевых понятий;
- понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы;
- владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений
Высокий
- учебные условия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность;
- отсутствие понимания смысла учебной задачи;
- малое приложение личных усилий в учебной работе;
- слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения
Ни
з
кий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-методический модуль (обобщение опыта работы) "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра".
Опыт работы по теме "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра был обобщен на уровне ВИПКРО в 2007 г....
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
Обобщение опыта работы по теме " Развитие коммуникативной и познавательной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Обобщение опыта в электронном виде с приложением методической литературы и школьных проектов....
Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
Обобщение опыта работа по теме "Обеспечение здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся......
Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...
Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...