ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОУ
методическая разработка по теме
Система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования.
Возникает необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического сопровождения школьников.
Научной основой разработанной технологии явился подход Аэлиты Капитоновны Марковой, которая выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения:
- Диагностика.
- Информация о методах решения проблемы,
- Консультация на этапе принятия решения,
- Помощь на этапе реализации.
В этой связи процессуально технология психоло - педагогического сопровождения процесса адаптации школьников включает диагностические процедуры, работу с классом и индивидуальное консультирование детей, родителей и педагогов.Эта работа должна вестись системно: она должна быть включена в план работы школы и являться ее важным элементом. Работа должна вестись методически единообразно во всей параллели классов. Ее эффективность в этом случае может быть подтверждена результатами контрольной диагностики, наблюдениями и интервью с родителями и учителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_psihologicheskoy_podderzhki_mladshih_shkolnikov_v_period_adaptacii_k_ou.doc | 786.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии психологической поддержки младших школьников в период адаптации к ОУ
Ермолаева Светлана Егоровна-
педагог-психолог
МБОУ Асаковской средней общеобразовательной школы.
ВСТУПЛЕНИЕ
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В связи с этим, система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования.
С 01.09.2011 наша школа является базой муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения ФГСО»
Перед нами возникла необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического сопровождения школьников.
Научной основой разработанной технологии явился подход Аэлиты Капитоновны Марковой, которая выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения:
- Диагностика.
- Информация о методах решения проблемы,
- Консультация на этапе принятия решения,
- Помощь на этапе реализации.
В этой связи процессуально технология психоло - педагогического сопровождения процесса адаптации школьников включает диагностические процедуры, работу с классом и индивидуальное консультирование детей, родителей и педагогов.
Эта работа ведется системно: она включена в план работы школы, является ее важным элементом, методически единообразна во всей параллели классов. Ее эффективность подтверждена результатами контрольной диагностики, наблюдениями и интервью с родителями и учителями.
Подготовленная презентация позволит наглядно представить суть данной технологии.
СЛАЙД 2
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Выявление психолого-педагогического статуса каждого школьника и динамики его психологического развития с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки школьников в период первичной школьной адаптации, позволяющей им приспособиться к школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии, обучении.
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
СЛАЙД 3
Подготовка к школе – это не только сумма знаний, которые следует передать ребенку, сколько готовность его личности адаптироваться к новым условиям.
СЛАЙД 4
Содержание программы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе основывается на следующих составляющих психического развития дошкольников:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. В первую очередь речь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме).
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу, а вместе с тем и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется это делать.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
СЛАЙД 5
Первый этап – поступление ребенка в школу.
Он начинается одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в конце сентября.
Основным содержанием работы на первом этапе является:
- Выявление уровня готовности к школьному обучению и индивидуальных особенностей, которые необходимо учесть в ходе обучения;
- По возможности компенсирование имеющихся проблем, тем самым проведение профилактики школьной дезадаптации;
- Планирование стратегии и тактики обучения с учетом индивидуальных возможностей детей.
СЛАЙД 6
Проследим основные этапы работы более детально.
Оценка психосоциальной зрелости детей рассматривается, как показатель сформированности внутренней позиции и готовности принять новую социальную позицию и роль ученика.
Условно не готовыми к обучению в ОУ в прошлом учебном году, оказались 9 человек из 36 , что составляет 22,9% .
СЛАЙД 7
Наибольшее значение имеет когнитивная готовность – т.е. сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность.
Далее представлены некоторые результаты, полученные в результате диагностики когнитивной сферы.
Выявление особенностей тонкой моторики кисти руки и двигательной координации
Владение грамматическими конструкциями речи
СЛАЙД 8
Способность к умозаключениям по аналогии с предлагаемым образцом
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
Далее идет проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей будущих первоклассников:
- Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей.
- Индивидуальные консультации проводятся для родителей по результатам тестирования, здесь родителям предлагаются рекомендации по формированию универсальных учебных действий и психологической готовности ребенка к обучению в школе.
СЛАЙД 11
Таким образом, осуществляя мероприятия по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе, мы можем увидеть позитивные стороны в развитии детей и выявить проблемы дошкольников с целью профилактики возможных трудностей овладения учебной деятельностью, оказания психологической поддержки в адаптационный период.
СЛАЙД 12
Второй этап - первичная адаптация детей к школе (сентябрь-январь). Термином «первичная адаптация» обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе.
Задачами психолого-педагогического сопровождения на этом этапе являются:
- создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами ;
- повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
- адаптация учебной нагрузки к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников.
Основные направления работы на данном этапе:
1. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с детьми данного возраста, выработка единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
- Семинар-практикум для педагогов, работающих в первых классах «Первый раз – в первый класс!»
- Психолого-педагогический консилиум по результатам первичной диагностики адаптации первоклассников с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.
- Консультирование педагогов, работающих с детьми, испытывающими трудности в приспособлении к новым школьным условиям обучения.
2. Проведение просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, способами общения и помощи детям.
- Общешкольное родительское собрание «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению. Результаты психодиагностического исследования адаптации обучающихся 1 классов»
- Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.
3. Педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.
Система групповой развивающей работы с детьми, направлена на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
СЛАЙД 13
Подготовка и проведение психолого-педагогической диагностики уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.
Цель диагностической работы – получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса.
- Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера дезадаптации.
- Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.
СЛАЙД 14
В результате проведенной карта школьной адаптации выглядит следующим образом:
Карта школьной адаптации
«Особенности адаптации первоклассника»
Критерии | ряд | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Учебная активность | Ряд2 | 13 | 15 | 8 |
Усвоение программного материала | Ряд3 | 17 | 22 | 8 |
Поведение на перемене | Ряд4 | 16 | 12 | 8 |
Поведение на уроке | Ряд5 | 16 | 12 | 8 |
Взаимоотношения с одноклассниками | Ряд6 | 16 | 14 | 6 |
Отношение к учителю | Ряд7 | 17 | 14 | 5 |
Повышенная тревожность | Ряд8 | 0 | 0 | 2 |
СЛАЙД 15
Затем проводится аналитическая работа, направленная на осмысление и планирование дальнейшей деятельности педагогов, психолога и родителей в период адаптации первоклассников (заключение по результатам психодиагностического исследования особенностей адаптационного периода первоклассников).
СЛАЙД 16
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации
(2,3 триместр)
Цель развивающей деятельности – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели достигается в процессе реализации следующих задач:
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Организация развивающей деятельности.
Форма организации развивающей работы– групповая.
Численность развивающей группы – 5 – 12 человек.
Начало развивающей работы с первоклассниками – декабрь.
Цикл должен включать не менее 12 занятий.
Периодичность проведения – 1 раз в неделю.
Приблизительная длительность каждого занятия – 35-50 минут.
Критерии отбора детей для формирования группы:
- мотивационная незрелость;
- проявления тревожности;
- педагогически запущенные дети с отклонениями в эмоциональном и поведенческом плане.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
В работе используется Программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой» Слободняк Н.П.
СЛАЙД 17
Далее проводится
Индивидуальное консультирование родителей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода, где обсуждается
- Динамика адаптационного периода каждого конкретного ребенка.
- Даются рекомендации по решению проблем и трудностей, связанных с адаптацией первоклассников к школе.
Индивидуальное консультирование педагогов с целью оказания педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом динамики данных психодиагностики, где обсуждается
- Анализ учебных программ педагогами с точки зрения результатов психолого-педагогической диагностики конкретных школьников.
- Оказание педагогической помощи отдельным школьникам по итогам диагностики уровня адаптации первоклассников.
СЛАЙД 19
Далее идет проведение повторной психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников, направленной на отслеживание динамики протекания адаптационного процесса.
Социально-психологическая адаптация 1а класс
Социально-психологическая адаптация | % на начало учебного года | % на конец учебного года |
Трудности выполнения правил поведения | 35 | 10 |
Трудности установления контактов со сверстниками | 40 | 5 |
Неадекватность оценки ситуации | 10 | 5 |
Трудности организации учебной деятельности | 45 | 5 |
Снижение учебной мотивации | 10 | 5 |
Повышенная тревожность | 25 | 5 |
Бесспорно доказанным фактом является то, что вовремя начатая профилактика эффективней любого метода лечения.
СЛАЙД 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа, о которой я рассказала, проводится в нашей школе ежегодно и планово. Эффективность данной технологии наглядно представлена результатами динамики протекания адаптационного процесса. Эту технологию можно применять и при работе с 5 классами на этапе адаптации к обучению в среднем звене.
Содержание образования обогащается сегодня новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем .
В этих условиях педагог становится «Технологом учебного процесса» и мы должны уметь ориентироваться в современных инновационных технологиях.
Я желаю вам любить свою работу.
СЛАЙД 21
Благодарю Л.А. Першину за предоставленную возможность поделиться с вами, уважаемые коллеги, своим опытом. Желаю всем удачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение работы "Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации"
Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации...
Родительское собрание. Психологические особенности младших школьников в период адаптации к школе.
На родительском собрании ведется разговор о том,каким должен быть старт школьного обучения....
Ономастическая лексика как средство сохранения психологического здоровья первоклассников в период адаптации к обучению в школе
в статье рассмотрено понятие «психологическое здоровье» личности. Описаны цели и задачи адаптационного периода первоклассников. Приведён ряд занятий, способствующих достижению поставленных...
Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.
Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...
«Разумное построение воспитательного процесса во избежание переутомления младших школьников в период адаптации»
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях....
Музыкально-психологический проект «Влияние музыкальных занятий на психоэмоциональное состояние школьника в период адаптации к школьному обучению»
Данный проект долгосрочный, реализация в течение первого учебного полугодия.Участники: педагог-психолог, учитель музыки, дети школьного возраста.Цель: Формирование музыкального восприятия в интел...
Приемы и методы психологической поддержки младших школьников при обучении и во внеурочной деятельности.
В настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении.В особой ситуации риска находятся младшие школь...