«Средства формирования ИКТ - компетентности младших школьников»
методическая разработка (1 класс) по теме
Проблема формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека. Мы живём в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно должны «переваривать» гигантские потоки информации.
Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._proekt_zachet_samgu.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Центр образовательных услуг и консалтинга
Итоговая работа по программе
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»
на тему
«Средства формирования ИКТ - компетентности первоклассников»
Выполнила слушатель программы
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 3
г. Сызрань Самарской области
Макарова Л.В.______________
Руководитель
Носырева О.В.______________
Работа защищена
«____»___________2013г.
Самара 2013г.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования ИКТ-
компетентности первоклассников…………………………………………6
1.1. Понятие ИКТ-компетентности……………………………… 6
1.2. Возрастные особенности первоклассников……………… 10
1.3. Возможности внеурочной деятельности в сфере
формирования ИКТ-компетенций ………………………… 12
Глава 2. Формирование ИКТ-компетентности первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «Мой проект»……… 17
2.1 Методы исследования………………………………………… 17 |
2.2 Ресурсное обеспечение проекта………………………………. 17 |
2.3 План реализации проекта ……………………………………. 17 |
2.4 Ожидаемые результаты ……………………………………… 19 |
2.5 Дальнейшее развитие проекта……………………………….. .20 |
2.6. Содержание программы внеурочной
деятельности «Мой проект»..................................................... 20
Заключение…………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………….24
Приложение: 1. Программа внеурочной деятельности «Мой проект»
2. Проект «Мой бейджик»
Краткая аннотация проекта.
Проблема формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека. Мы живём в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно должны «переваривать» гигантские потоки информации.
Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
ВВЕДЕНИЕ
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.
Информационно коммуникационные технологии или ИКТ — технологии, связанны с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационно-коммуникативных технологий в образовательных дисциплинах. Следовательно, возникает значимость информационной компетентности учащихся и учителей школ, а она является одной из ключевых компетенций. Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Развитие личности – важнейшая задача современного образования. Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера сейчас необходимы каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности. Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования ИКТ. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает требованиям современной жизни.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-компетентности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
ИКТ-компетентность — это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения. Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Сегодня Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Большинство информационных ресурсов сети Интернет можно использовать не только на уроках по предметам, но и в организованной, педагогически обоснованной внеурочной деятельности.
Таким образом, учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Учитель может вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме. Во внеурочной деятельности обучаемые могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в интересующей их области. И, наконец, новые технологии не приведут к изоляции учащихся друг от друга. Одна из важнейших целей образования — научить детей работать в коллективе.
Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.
Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ -компетентности является период первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года, а, скорее всего, и до конца начальной школы.
Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью научно- обоснованного подхода к разрешению противоречия:
- между постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ и отсутствием механизма формирования ИКТ-компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Проблема: Отсутствие программы внеурочной деятельности по формированию ИКТ-компетентности.
Цель проекта: определение механизмов формирования ИКТ-компетентности первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности.
Задачи:
1.Изучить научно-теоретическую и методологическую литературу по теме проекта.
2. Обосновать необходимость формирования ИКТ-компетентности учащихся 1 класса через занятия внеурочной деятельностью.
- Разработать программу внеурочной деятельности «Мой проект», направленную на формирование ИКТ-компетентности первоклассников.
Предмет исследования: программа внеурочной деятельности, направленной на формирование ИКТ-компетентности первоклассников.
Объект: процесс формирования ИКТ-компетентности первоклассников.
Практическая новизна работы: в программе внеурочной деятельности «Мой проект» для учащихся 1 классов учтены требования ФГОС второго поколения.
1 ГЛАВА.
1.1 Понятие ИКТ-компетентности
Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Будем исходить из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
В структуре категории "информационная компетентность" выделяются следующие компоненты:
1) когнитивный;
2) ценностно-мотивационный;
3) технико-технологический;
4) коммуникативный;
5) рефлексивный.
Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ-компетентности.
С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы:
1) сбор и хранение информации;
2) поиск информации;
3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;
4) организация и представление информации;
5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;
6) планирование информации, коммуникация;
7) моделирование;
8) проектирование;
9) управление.
В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.
Под ИКТ–компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
ИКТ-компетентность определяется также как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету, постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.
Содержание ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки
Определение (идентификация) | Умение точно интерпретировать вопрос |
Умение детализировать вопрос | |
Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде | |
Идентификация терминов, понятий | |
Обоснование сделанного запроса | |
Доступ (поиск) | Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации |
Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки) | |
Формирование стратегии поиска | |
Качество синтаксиса | |
Управление | Создание схемы классификации для структурирования информации |
Использование предложенных схем классификации для структурирования информации | |
Интеграция | Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников |
Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию | |
Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию | |
Оценка | Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью |
Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям | |
Умение остановить поиск | |
Создание | Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой |
Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы | |
Умение обосновать свои выводы | |
Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации | |
Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов | |
Сообщение (передача) | Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) |
Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав) | |
Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации | |
Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу. | |
Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения |
Таким образом, для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют такие познавательные навыки, как определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).
Определяющими признаками понятия «компетенция» являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.
Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность.
Модель ИКТ-компетентности включает:
- определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
- доступ к информации – умение собирать и /или извлекать информацию;
- управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
- интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
- оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
- сообщение информации — способность должным образом передавать
информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Получается, что для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. Формирование ИКТ - компетенции должно проходить на всех уроках. Необходимо сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации.
Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
Также отмечаю, что наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями:
- обучение в сотрудничестве;
- метод проектов;
- разноуровневое обучение;
- развивающее обучение;
- интернет-технология;
- проблемное обучение
- вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие.
Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.
Таким образом, образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. ИКТ–компетентность — это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Самый главный вопрос в любом деле: «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на занятиях внеурочной деятельностью.
1.2. Возрастные особенности первоклассников
Главная их особенность - первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Содержание родительских жалоб в это время обычно сводится к тому, что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но, тем не менее, у него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий, во всяком случае, в присутствии взрослых. При этом родителям приходится жертвовать личным временем и досугом, мало времени остается для обычных домашних дел. Переход ребенка в школу часто превращается в настоящее испытание для любящих родителей.
А сами первоклассники? Они быстро утрачивают праздничное настроение. Первого сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются на трудности и скуку. Дети с нетерпением ждут звонка на перемену, когда можно переключиться на привычные игры и общение со сверстниками. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины
Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. Внимание и память пока еще в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока.
Для первоклассников самой значимой фигурой становится учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними.
Другая важная задача в работе с первоклассниками — установление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания, и приходят в школу от любящих родителей, бабушек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они «чужие», и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ |
Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление |
Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности |
Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию |
Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появляется и развивается рефлексия |
В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка |
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру |
Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу |
Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого |
Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого |
Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потеря детской непосредственности. Появление внутренней жизни ребенка |
Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника |
Одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИКТ-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века.
Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на начальной стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.
Ориентировка первоклассников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями.
Решение задачи формирования ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана и в процессе организации внеурочной деятельности.
1.3. Возможности внеурочной деятельности
в сфере формирования ИКТ-компетенций
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей.
Я веду речь о включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности. Здесь можно выделить три направления:
1.Поиск и отбор теоретического материала (для рефератов, докладов, классных часов и т.д.)
Такой вид образовательной деятельности изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В этом виде деятельности нет ничего нового, за исключением средств, которыми ученики могут воспользоваться в современном мире.
Поисковые услуги – это каталоги (с помощью которых находят объект – художественное произведение, песню, мелодию и т. д.), поисковые и метапоисковые системы (с помощью которых находят информацию об объекте). Наиболее распространенные поисковые системы – это yandex.ru, rambler.ru, google.ru.
2. Дистанционное обучение.
Методика применения возможностей и ресурсов Интернет во внеурочное время строиться исходя из специфики предмета. В этом плане массу возможностей предоставляет дистанционное обучение.
Само по себе дистанционное обучение – вещь тоже не новая, но благодаря интерактивности Интернет, смысл понятия дистанционное обучение изменился. В настоящее время под ним понимается активный обмен информацией между учащимся и преподавателем, а также между самими учащимися, используя в максимальной степени все доступные услуги новых информационных технологий.
Основными целями дистанционного обучения являются:
- совершенствование, пополнение знаний учащихся в различных областях в рамках действующих образовательных программ;
- получение качественного образования по различным направлениям школьных программ;
- получение документа об образовании или повышении квалификации на основе результатов соответствующих итоговых работ (экзаменов, тестов и т.д.);
3.Интеллектуальный досуг.
Для реализации использования Интернет-технологий во внеурочной деятельности школьников мало иметь соответствующие технические средства (подключение к Интернет), грамотно спланированную и организованную работу с Интернет-ресурсами, особенно важно заинтересовать в этой работе школьников, создать у них положительную мотивацию на познание и обучение. И, пожалуй, это наиболее сложная часть в процессе обучения. Не секрет, что многие учащиеся имеют слабую мотивацию на получение образования, и уровень этой мотивации снижается у большинства учащихся по мере их взросления. Не будем обсуждать причины этого явления, хотя возможно устранение причин и исправит ситуацию, однако отдельному педагогическому коллективу это не под силу, это проблема всей страны, всего общества в целом.
Чем же могут быть полезны Интернет-технологии в разрешении этой проблемы?
Во-первых, сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.
Во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.
В-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет, важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллективе).
В-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы, как игры и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезностью, ответственностью и собранностью. “Мне компьютер поставил пятерку!” - нет лучшей награды. Остаются довольны работой даже ребята, у которых были не очень хорошие результаты, и, надо отметить, таких были единицы.
Однако, при всей заманчивости использования Интернет во внеурочной деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе следует помнить, что Интернет не панацея, не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на образовательную и творческую деятельность.
XXI век дает заказ на выпускников, обладающих современным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии осмыслить весь поток информации, важно умение работать как самостоятельно, так и в команде.
Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Что понимается под словом «проект»?
Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:
1) они направлены на достижение конкретных целей;
2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных
действий;
3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным
началом и концом;
4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?
Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:
1) целями внеурочной деятельности;
2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное
внимание. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.
К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:
- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
- формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,
- хранение, использование);
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.
Дело в том, что работа над поделками и мероприятиями, доступными детям,
зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме
необходимо предусматривать специальные организационные приемы.
К таким приемам относятся:
1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.
В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы.
В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Предполагается, что применение метода проектов будет способствовать формированию у воспитанников ИКТ- компетентности.
Работа с конкретными ИКТ может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями:
- фиксации (записи) информации;
- извлечения записанной информации;
- переноса и прямого ввода информации в компьютер;
- именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов;
- фиксации событий и коммуникации;
- создания неалфавитных и алфавитных информационных объектов.
Освоение названных технологий происходит в проектной деятельности. Начиная с самого первого мини-проекта «Бэйдж», в котором есть место и компьютерному вводу, и извлечению информации в виде распечатки, и понятию о создании информационного объекта, а также имеется практический результат применения компьютерных и некомпьютерных технологий в виде готовой карточки-бэйджа, дети приучаются подбирать и использовать ИКТ для решения имеющейся проектной задачи. Круг подобных задач достаточно широк, он включает в себя как мини-проекты одного урока, так и длительные интегрированные проекты, проекты-сказки, проекты-энциклопедии и др. Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например при проведении математической викторины, необходимо подготовить много теоретического материала, в том числе и исторические справки, новые методы. Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. В этом нет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики.
2 ГЛАВА
Формирование ИКТ-компетентности первоклассников через реализацию образовательной программы внеурочной деятельности «Мой проект»
2.1.Методы исследования:
- изучение литературы по формированию ИКТ-компетентности младших школьников;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- опросы (анкетирование) родителей;
- педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение;
- сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ;
- проект
2.2.Ресурсное обеспечение процесса формирования ИКТ-компетентности учащихся включает в себя:
Материально-технические ресурсы: компьютер с выходом в Интернет, проектор, телевизор, видеомагнитофон, DVD-проектор.
Учебно-методические ресурсы: составленные в соответствии с современными Стандартами образования рабочие программы по внеурочной деятельности первоклассников, направленные на формирование ИКТ-компетентности и всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка; печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал, справочная литература, научно-методическая литература.
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2013 – май 2014 гг.
2.3 План реализации проекта
Этапы проек-та | Сроки испол-нения | Задачи этапа | Ожидаемый результат | Ответст-венные |
1. Подготовительный | Сентябрь 2013 г. | 1. Организационные: проанализировать проблему и разработать план по реализации проекта в соответствии с поставленными задачами. | Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта | Педагог, родители |
2. Мотивационные: выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса. | Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта. | Педагог | ||
3. Содержательные: изучить литературу по формированию ИКТ-компетентности первоклассников; обобщить передовой педагогический опыт учителей; разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами. | Изучение литературы по теме. Отработка методов работы над проектом. |
Педагог | ||
4.Информационные: обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса. | Информационная готовность участников проекта. | Педагог | ||
2. Практический | Октябрь-апрель 2013-2014 гг. | 1. Создать различные проекты, подходящие для учащихся 1 класса, ролевые и дидактические игры, поисковые формы деятельности на занятиях внеурочной деятельности для формирования ИКТ-компетентности. | Реализация целей и задач проекта | Педагог |
2. Организовать проектную деятельность учащихся во внеурочное время. | Обучение первоклассников планированию своей деятельности, приобретение учащимися первых навыков работы в данном направлении. | Педагог, родители | ||
3. Внести при необходимости коррективы в содержание проекта. | Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании. | Педагог | ||
4. Построить процесс внеурочной деятельности в школе на основе предлагаемого проекта | Внедрение организационной модели процесса внеурочной деятельности, основанной на содержании проекта | Педагог | ||
3. Контрольно-оценочный | Май 2014 г. | Осуществить анализ эффективности проекта. Обобщить опыт работы. Соотнести прогнозируемы результаты с реально достигнутыми. | Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Внедрение результатов проекта. | Педагог |
2.4 Ожидаемые результаты:
Формирование ИКТ- компетентности позволит:
- адаптировать первоклассников к новым для них условиям;
- усилить мотивацию и дифференциацию обучения;
- привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- повысить познавательный интерес к учебе;
- создать условия для самореализации личности в урочной и во внеурочной деятельности.
При освоении личностных действий сформируется:
- критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
- основы правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
- оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
- использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
- создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий
ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
- поиск информации;
- фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
- структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
- создание простых медиасообщений;
- построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
- обмен гипермедиасообщениями;
- выступление с аудиовизуальной поддержкой;
- фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
- общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
2.5.Дальнейшее развитие проекта
В своей работе я опиралась на опыт педагогов школы своей школы. Мною были проведены анкетирование родителей и опрос учащихся, которые подтвердили актуальность выбранной темы проекта. В программе я попробовала систематизировать работу школы и личный опыт по формированию ИКТ-компетентности младших школьников. После реализации проекта мною будет продолжена работа по формированию ИКТ-компетентности младших школьников во 2, 3 и 4 классах.
Работа представляет интерес для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. Они могут использовать программу внеурочной деятельности в своей работе.
2.6. Содержание программы по внеурочной деятельности
«Мой проект»
В нашей школе несколько лет проводится работа по приобщению учащихся начальных классов к проектной деятельности. Для облегчения процесса исследования учащихся необходимо обеспечить дополнительными средствами сбора и обработки информации. С этой целью, во внеурочное время для учащихся первых классов, можно организовать занятия по использованию ИКТ в проектной деятельности.
Следует познакомить учащихся с учебной аппаратурой, показать возможности обработки информации и развить интерес к использованию современной учебной технике. Учитывая, что все учащиеся первых классов работают над одной темой, помочь собрать и обработать информацию по конкретной теме. При этом учебное время на каждом занятии делиться на две части: теоретическую и практическую. На теоретической части занятия учащиеся создают материальную базу данного проекта, а на практической переводят собранную информацию в электронный вид.
Учащиеся первых классов в основном не обладают умением работать с учебной техникой. В связи с этим на практических занятиях проводится ознакомление учащихся с учебной аппаратурой и прививается умение работать с ней под руководством учителя информатики. На занятиях применяются компьютер, веб-камера, микрофон, сканер, принтер, фотоаппарат, видеокамера. Для работы используются: среда для программирования ПервоЛого, Paint , Microsoft Power Point, Microsoft Movie Maker, средства Интернет.
Проектная деятельность младших школьников при изучении курса «Мой проект» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Содержание курса
Тема 1. Бейджик
Оформление альбома в среде программирования ПервоЛого. Оформление титульного листа (1 лист). Создание фотографии с помощью Веб-камеры. Вставка фотографии в электронный альбом. Создание надписи с данными ученика.
Тема 2. Мой класс
Знакомство с цифровым фотоаппаратом. Проведение фотосессии. Оформление страницы (2 страница). Вставка фотографии в электронный альбом. Создание надписей, содержащих фамилию и имя одноклассников.
Тема 3. Я и мое имя
Знакомство с возможностями поиска информации в сети Интернет. Изображение цветка в среде ПервоЛого. Собирание имени из букв. Оформление страницы в электронном альбоме (3 страница).
Тема 4. Моя школа
Изображение школьного здания с помощью графического редактора. Фотосессия школьного здания и внутреннего интерьера. Вставка рисунков и фотографий в электронный альбом. Оформление страниц альбома (4 страница).
Тема 5. Осенние листья
Фотосессия осенних листьев. Знакомство с анимацией в среде ПервоЛого. Создание мультфильма «Приключение осеннего листочка».
Тема 6. Школьная жизнь
Изображение правил поведения в школе с помощью графического редактора. Фотосессия учеников на различных режимных моментах. Вставка фотографий и рисунков в электронный альбом. Оформление страниц альбома(5 страница).
Тема 7. Моя семья
Знакомство со сканером. Сканирование фотографий членов семьи. Оформление страницы альбома «Моя семья». Вставка изображений, полученных с помощью сканирования, на страницу альбома ( 6 страница). Создание надписей. Завершение создания альбома. Оформление. Создание кнопок для перехода между страницами. Демонстрация. Знакомство с принтером. Вывод на печать готового альбома.
Тема 8. Скороговорки
Работа по поиску информации в средствах Интернет. Создание альбома скороговорок в среде ПервоЛого. Создание иллюстраций к скороговоркам с помощью графического редактора или сканирование заранее нарисованных работ. Вставка изображений на страницы альбома.
Тема 9. Здоровье и правильное питание
Знакомство с оформлением работ в виде презентаций. Создание и оформление слайдов. Вставка заранее подготовленных фотографий на слайды. Создание надписей на слайдах. Показ слайд-шоу.
Тема 10. Космос
Поиск информации с помощью средств Интернет. Сканирование фотографий. Создание презентации. Вставка анимированных картинок на слайды. Показ слайд-шоу.
Тема 11. Моря и океаны
Создание альбома в ПервоЛого. Анимация в ПервоЛого. Создание изображения подводных жителей, с помощью встроенного графического редактора в среде ПервоЛого. Вставка фотографий, создание надписей. Знакомство с микрофоном. Озвучивание мультфильма.
Тема 12. Экология
Знакомство с программой Windows Movie Maker. Знакомство с видеокамерой. Создание видеороликов. Сканирование фотографий. Вставка видеороликов и фотографий в фильм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С первых дней пребывания ребенка в школе включается не только механизм приспособления, но и начинается постепенное формирование универсальных учебных действий. Основным средством при этом могут выступать информационно-коммуникационные технологии. Сегодняшние первоклассники, большинство из которых уже умеют пользоваться мобильной связью и делать фотоснимки и видеозаписи встроенной в телефон камерой, многие из которых учились читать дома не по книжкам, а используя компьютерные диски, с удовольствием будут выполнять задания и в тетради, и на компьютере, с помощью цифрового фотоаппарата или микроскопа. Открытие нового, в том числе и новых средств обучения, – большая радость для ребенка. Впервые учебные недели первоклассники осваивают много видов деятельности с использованием следующих технологий:
- фиксация звуковой и видеоинформации;
- управление экраном компьютера, его файловой системой, открытие и сохранение собственных информационных объектов;
- первоначальное знакомство с графическим редактором и создание компьютерных рисунков;
- цифровая фиксация наблюдений и всего вокруг происходящего;
- создание цифровых коллекций, альбомов, слайд-фильмов.
Данные технологии в дальнейшем будут использоваться детьми во всех предметных областях.
В ходе выполнения учебных проектов учителю предстоит проделать работу, которая обеспечит эффективность дальнейшего пребывания ребенка в школе. В частности, ему необходимо познакомить учащихся с теми техническими средствами, которые есть в классной комнате, и по возможности организовать работу с ними. Это может быть интерактивный комплекс, содержащий специальное программное обеспечение: цифровые камеры, цифровой микроскоп, графические планшеты и т.д. Очень важно приучить детей к правилам пользования техническими средствами. Учащиеся должны понимать, находится ли это оборудование в данный момент времени в свободном доступе или для его использования требуется специальное разрешение.
На собственном опыте мы убедились, что использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.
При этом мы должны понимать, что использование ИКТ – это не дань моде, а реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
Список литературы
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
- Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
М.: Просвещение, 2011. - Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 2005г.- 16с.
- Ильин Г.Л. – Проектное образование как способ осмысления развития ребенка. // Школьные технологии. – 2007.
- Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
- Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2006.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. – Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Графф, 2002г. -112с.
- Профессиональные педагогические проекты: сборник педагогических проектов педагогов высшей квалификационной категории Центрального района. Выпуск II. Новосибирск. 2010.
- Профессиональные педагогические проекты: сборник педагогических проектов педагогов высшей квалификационной категории Центрального района. Выпуск III. Новосибирск. 2011.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.Народное образование, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект «Мой бэйджик»
Актуальность: На первом же школьном занятии возникает необходимость учителя и учащихся обращаться друг к другу, но они пока не знают, как кого зовут. Изготовление бэйджей с именами для всех учащихся (и для учителя) – простой и естественный выход из сложившегося затруднения. Это задание может одновременно послужить основой для знакомства ребенка с учителем и одноклассниками и дать ребенку чувство безопасности и уверенность в себе в новом школьном коллективе. Скорее всего, дети предложат его сами, обратив внимание на имеющийся у учителя бэйдж, на котором читающие дети, а такие в классе, скорее всего, найдутся, смогут прочитать его имя и отчество.
Цель проекта: используя известное средство информирования окружающих о своем имени и статусе – бэйдж, учитель знакомится с учащимися и знакомит учащихся друг с другом.
Продолжительность: 1 ч.
Предметные области: филология, технология.
Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:
- печатать свое имя на клавиатуре компьютера;
- с помощью учителя распечатывать карточку-бэйдж на принтере;
- вырезать ножницами карточки для бэйджа.
Что узнает учитель при проведении этого проекта:
- знают ли его ученики буквы своего имени;
- насколько спокойно и адекватно они относятся к освоению нового, в частности, к работе с программой, которая позволяет создать и распечатать бэйджи;
- умеют ли ученики вырезать ножницами;
- достаточно ли хорошо у детей развита моторика рук, чтобы вставить распечатку в стандартную пластиковую карточку.
ИКТ-компетентность:
понятие о способах передачи информации – в данном случае с помощью букв;
- понятие о письме как клавиатурном наборе текста, в данном случае – отдельного слова;
- знакомство с правилами жизни людей в мире информации – уважение к личной информации другого человека;
- первоначальное знакомство с компьютером (управление экраном с помощью мыши, ввод символов с клавиатуры, вывод результата на печать).
Описание проекта.
Общее обсуждение-игра. В ходе общего обсуждения выясняется, какие у детей в классе имена и фамилии, есть ли в классе дети с одинаковыми именами или фамилиями. Для этого можно предложить короткую игру. Пятеро первых желающих называют свои имена и выходят на свободное пространство. По сигналу учителя (хлопок, колокольчик и т.п.) к ним должны подбежать дети с такими же именами. Каждый ребенок в образовавшейся группе называет тот вариант своего имени, который он хотел бы использовать в школьной жизни. Если дети будут охотно участвовать в игре, ее можно повторить 2–3 раза. Участие детей в обсуждениях и играх должно происходить только по их желанию. Ребенок высказывается только тогда, когда готов это сделать.
Изготовление бэйджа. На время проведения проекта лучше занять кабинет информатики или воспользоваться мобильным комплектом техники, или использовать время после урока. Имея в своем распоряжении мобильный или стационарный компьютерный класс, учитель может организовать работу индивидуально или в парах в зависимости от количества компьютеров. Каждый ребенок самостоятельно набирает свое имя. Если дети работают в паре, они могут помогать друг другу, находя нужные буквы на клавиатуре, но ввод своего имени каждый ребенок все равно делает сам.
Для изготовления бэйджа необходима компьютерная заготовка, о которой учитель должен позаботиться заранее. Для этой цели можно использовать интегрированные среды Лого. Так, для первоклассников вполне подойдет программа ПервоЛого. В ней можно заранее разметить карточку бэйджа подходящего размера и подготовить поле букв (например, алфавитную цепочку), из которых учащиеся будут собирать свои имена. В этом случае им даже не придется пользоваться клавиатурой.
Возможны и другие варианты изготовления бэйджа. Главное, чтобы используемый компьютерный вариант позволял распечатывать готовый бэйдж. Интересно распечатывать бэйджи на цветной бумаге, например, заправить принтер разноцветной пачкой по числу учащихся. Ребенок с интересом будет ждать, лист какого цвета компьютер «выберет» для него.
Желательно, чтобы в классе были столы, где дети могли бы сесть с готовыми распечатками, чтобы заняться вырезанием и изготовлением бейджей.
Учителю, конечно, нужно заранее позаботиться о выборе наиболее удобной оболочки, «корочки» для бэйджа. Имя должно занимать почти всю карточку, фамилия может быть меньше, внизу, но быть достаточно крупной, чтобы быть различимой, если не подносить бэйдж к глазам.
Завершение проекта. По окончании изготовления бэйджей можно предложить детям объединиться в группы, например, по цвету карточек, и попросить познакомиться друг с другом с помощью бэйджиков, прочитав, что там напечатано. Затем учитель договаривается с детьми, что они будут надевать свои бэйджи каждый день, так как им предстоит запомнить друг друга и познакомиться с большим количеством новых людей.
Возможные трудности. Иногда даже не читающие дети знают, как пишется их имя, однако бывают дети, которые на момент поступления в школу не знают букв. В этом случае учитель должен быть готов «открыть ребенку секрет его имени», например, выложить на парте из карточек его имя (в той форме, которую предложит ребенок). После этого учащийся сам или с помощью одноклассника (или другого взрослого) сможет набрать слово по образцу на клавиатуре компьютера.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект «Мое имя»
Цель проекта: раскрыть многообразие и вариативность имен в России, продолжить знакомство детей друг с другом.
Продолжительность: 1–2 ч.
Предметные области: окружающий мир, филология, технология.
Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:
- придумывать разные варианты своего имени по аналогии с известными;
- составлять варианты своего имени из отдельных букв и набирать имена на клавиатуре компьютера;
- вырезать ножницами и делать красивую аппликацию из цветной бумаги.
Что узнает учитель при проведении этого проекта:
- готовы ли учащиеся к групповой работе.
ИКТ-компетентность:
- понятие о сортировке информационных объектов;
- структурирование и организация знаний;
- фиксация результатов образовательной деятельности;
- размещение результатов образовательной деятельности в
информационной среде.
Описание проекта.
Этот проект имеет смысл проводить в начале адаптационного периода, как продолжение работы над проектом «Мой бэйджик». Дети уже немного познакомились и обращаются друг к другу по имени. Нетрудно заметить, что в классе найдутся дети с одинаковыми именами, а вот надписи на бйджах будут отличаться. Например, Таня, Танечка, Татьяна, Танюша и т. д. Обсуждать и придумывать варианты имен можно всем классом, это очень интересно. При изготовлении бэйджа важно было узнать имена, приятные для учащихся. На данном проекте можно остановиться на других вопросах:
«Чем отличается имя от фамилии?»
«Какие имена мы считаем официальными, а какие «домашними»?»
«Как образуются «домашние» имена?»
Подготовка списка имен. Переходя к обсуждению вариантов конкретных имен, учитель старается зафиксировать все варианты, предлагаемые детьми. Желательно делать это сразу в текстовом редакторе, по возможности проецируя на доску с помощью проектора и наглядно демонстрируя детям, или используя интерактивный комплекс. Программное обеспечение комплекса часто позволяет переводить письменный текст в печатный, поэтому если записывать имена на интерактивной доске, то можно получить и печатный вариант списка имен. Этот список можно будет распечатать на принтере и раздать детям для разрезания (или разрезать на отдельные имена заранее).
Организация групповой работы. Далее дети могут поработать в группах, помогая друг другу находить в общем списке варианты одного и того же имени, которое встречается в их группе. О правилах сортировки можно договориться предварительно.
Разобрав по кучкам листочки с подходящими именами (и отложив в отдельную кучку листочки с именами, не подходящими для их группы), дети приступают к изготовлению именных ромашек. Для каждого исходного (официального) имени изготавливается своя ромашка.
Ромашка создается в технике аппликации. Листочки дети обводят по заранее приготовленному шаблону на цветной бумаге, затем вырезают и наклеивают, создавая красочный цветок с разноцветными лепестками. На каждом лепестке размещается табличка с именем, которая была отобрана при сортировке. Таким образом, в каждой детской группе появляется несколько именных ромашек, которые в совокупности образуют именную поляну всего класса, которая может украшать его в течение длительного времени.
Завершение работы над проектом. В заключение необходимо устроить презентацию готовых работ. По ходу презентации дети стараются подсчитать лепестки (количество вариантов имен) на своих ромашках и разобраться, почему для разных имен число лепестков может сильно отличаться. Говоря о конкретных именах, дети могут рассказать о своих версиях происхождения имени, о семейных историях и причинах, почему их так назвали. Все это помогает дальнейшей социализации ребенка в новом коллективе, осознанию собственного «Я», подготавливает необходимую зону доверия и безопасности для дальнейшей работы, в частности, для обращения к теме семьи.
В ходе презентации результаты деятельности фиксируются цифровой камерой и публикуются в информационной среде. Это вторая встреча ребенка с информационным пространством его класса. Теперь он может быть более самостоятельным. Например, учащийся сам может войти в пространство и открыть нужный форум для публикации результатов проекта. Сообщение, а точнее, фотографию своей работы ребенок размещает с помощью учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников...
«Внеурочная деятельность по программе «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ», как средство формирования нравственности младших школьников»
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо кажд...
Нестандартные задачи как средство формирования УУД младших школьников
Материал данной публикации адресован учителям, работающим по УМК "Перспективная начальная школа", и поможет в работе по формированию УУД первоклассников посредством решения нестандартных з...
Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска
Одной из особенностей нового стандарта является то, что образовательный стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...
Групповые формы обучения как средство формирования УУД младшего школьника
Эта статья о Педагогической мастерской и об этапах ее построения....
ПАТРИОТИЗМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. В 90-е гг. ХХ в. мы часто слышали такие суждения, что-де служение только России для российского гражданина должно уйти в прошлое. Е...
доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"
реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...