Портфолио ученика (содержание и оформление) как оценка достижений планируемых результатов.
статья по теме

Зотова Елена Викторовна

 Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся в определенный период его образовательной деятельности. Особенностью портфолио является  то, что его можно использовать и как внешнюю оценку, и как  внутреннюю форму самоанализа, самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого обучающегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio-dokladv.docx53.15 КБ
Файл portfolio-prezentaciya.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

областная конференция в г. Магадане" Проблемы и перспективы перехода начальной школы на работу по новым образовательным стандартам"

Доклад по теме:

Портфолио ученика (содержание и оформление) как оценка достижений планируемых результатов.

                                                              подготовлен учителем

                                                               начальных классов Зотовой Е.В.

                                                               МБОУСОШ п. Ола

                                декабрь,2011
                                                                         
                                                                                                   

 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира) и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курсов, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе.

 Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся в определенный период его образовательной деятельности. Особенностью портфолио является  то, что его можно использовать и как внешнюю оценку, и как  внутреннюю форму самоанализа, самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого обучающегося

Виды портфолио

Портфолио можно рассматривать и как технологию, и как продукт.

Портфолио как технология основано на аутентичном оценивании результатов образовательной деятельности.

Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности, предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни.

Портфолио как продукт может рассматриваться в качестве:

-портфолио документов,т.е.документированные индивидуальные образовательные достижения. Это дает возможность как качественно, так и количественно оценить материалы портфолио, но не описывает процесса индивидуального развития личности, разнообразия ее творческой активности.

- портфолио работ-это собрание различных творческих и проектных работ обучающихся: участие в конкурсах, олимпиадах, спортивные и художественные достижения. Портфолио работ предполагает качественную оценку таких параметров, как полнота, разнообразие, убедительность материалов, дает представление о динамике учебной и творческой активности, но портфолио работ не может войти в образовательный рейтинг личности в качестве суммарной составляющей.

- портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения личности к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, а также письменный самоанализ самого ученика. Это дает возможность включить механизмы самооценки обучающегося, что повышает степень осознания процессов, связанных с обучением и развитием. Основная сложность заключается в формализации и учете собранной информации.

- портфолио- отчет по процессу обучения заключается в описании того, что обучающийся узнал, чему научился, т.е. его взаимодействие на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.

Итак, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио ученика:

·        является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

·        реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

·        позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
·        предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

.       сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

·        содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

·        разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;

·        учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

·        позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

Структура портфолио.        

  Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.

  Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания/оглавления (с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.).

    Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику,  и т.п.  Здесь обязательно помещается вступительная статья – обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в данный раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ.

Страницы раздела «Портрет»

·        Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)

·        Место для фото (или автопортрета)

·        Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья

·        Нарисуй портрет своей семьи

·        Родословное дерево

·        Чем я люблю заниматься

·        Я ученик

·        Я могу делать

·        Я хочу  научиться в этом году…

·        Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет        

Чему научусь        

Рисунок или пример

Русский язык        

 Литературное чтение        

 Математика         

Окружающий мир        

·        Я читаю.

·        Мой класс,  мои друзья,  мой первый учитель

·        Мой распорядок дня

 Время        Дела         Рисунок

Утро

День        

Вечер        

 Чем я люблю заниматься?        

  Какая игрушка у  меня самая любимая?        

  Сколько у меня друзей и как их зовут?        

  Какие поделки я очень хочу научиться  мастерить?        

В данный раздел включены и индивидуальные особенности обучающегося.  Сведения вносятся классным руководителем в соответствии с данными личных дел, документов, классных журналов и другими сведениями, полученными от родителей (законных представителей) и специалистов, работающих в образовательном учреждении. В  программы  «Комментарий социального педагога»,  «Комментарий педагога-психолога» вносятся постоянные коррективы. Допуск к данной информации ограничен.

     Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося - создателя портфолио. Иными словами, «Коллектор» - это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет привлекаться совсем

·        Страницы раздела «Коллектор»

Правила поведения в школе

·        Законы жизни класса

·        Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

·        План – памятка Решения задачи

·        Памятка  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

·        Памятка  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

·        Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

·        Памятка: Правила  общения

  Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые выполняются  учеником.

В данный раздел включаются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам. Примерами могут быть работы:

по русскому и иностранному языкам, литературному чтению-диктанты, изложения, сочинения, иллюстрированные авторские работы детей;

по математике - математические диктанты, оформленные результаты мини - исследований, математические модели, аудиозаписи устных ответов и т.д.;

по окружающему миру - дневники наблюдений, результаты мини-исследований, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии;

по предметам эстетического цикла - аудиозаписи, фото- и видео- изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, продукты собственного творчества, аудиозаписи высказываний- описаний, материалы самоанализа и рефлексии;

по технологии-фото - и видео- изображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества;

по физкультуре - видеоизображения продуктов исполнительской  деятельности, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений;

   В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

В данный раздел можно включить и социальную  практику  обучающихся. Включает в себя  данные обо всех видах социальной практики,  в которой активно принимают участие обучающиеся. Например, кружки, секции, социальные проекты, оказание помощи нуждающимся. Участие конкретного  ученика  в каком-либо виде социальной деятельности подтверждается  родителями, классным руководителем, работниками системы дополнительного образования, представителями общественности в различной форме.

 Внутри этих разделов могут выделяться рубрики, помогающие систематизировать материал и формирующие структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики – это тот материал, который является принципиально важным для данного портфолио и должен быть у учащегося. Свободно выделяемые рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем портфолио.

  Количество обязательных рубрик должно быть строго ограниченным – необходимым и достаточным для отражения особенностей портфолио, оно оговаривается отдельно.

  Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.

    Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать…). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.

  Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.

Алгоритм запуска портфолио

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

Вероятно, нет необходимости приниматься сразу за создание портфолио со сложной структурой. В зависимости от того, какую цель преследует педагог, принявший решение использовать в учебном процессе портфолио учащихся, запуск портфолио может быть организован по-разному.

Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.

Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: «Соберите все свои лучшие работы за четверть», или «Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и станет первым шагом к созданию портфолио.

В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.

Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:

 мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио,

определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся,

определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,

определение общей структуры портфолио,

определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев),

определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.

Следует отметить, что материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, т.е. перепроверки результатов иными лицами. Педагог должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.

ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

1. НАЧАЛЬНЫЙ  уровень использования системы оценки.

На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и, без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.

1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок (см. «Личный еженедельник первоклассника», издательство «Баласс»).

В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.

3-е правило (Одна задача – одна оценка)  используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений»)  используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:

в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),

в 24 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).

6-е правило (Уровни успешности)  используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). Для текущего оценивания учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

7-е правило (Итоговые оценки)  используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

Если учитель не находит сил и времени для использования других правил (частей правил) оценивания, то он может остановиться на достигнутом. Таким образом, ведение новой системы оценивания не потребует от учителя БОЛЬШИХ дополнительных временных затрат.

3. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.

4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений»)  используется уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ.

5-е правило (Право отказа от отметки и право пересдачи) – новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

6-е правило (Уровни успешности) – используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.

7-е правило (Итоговые оценки)  используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть, и комплексную оценку за год.

Таким образом, при использовании полного набора правил оценивания:

учитель будет тратить заметно больше времени (ведение таблиц результатов, выделение времени на пересдачи учениками контрольных работ и т.п.).

Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха». Заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности__

Достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам

«Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

Стартовая диагностика: показатели, дидактические и раздаточные материалы

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса.

Показатели «предметной» готовности первоклассников к изучению данного курса основываются на приводимых ниже показателях ожидаемой подготовки первоклассников.

Эти показатели, представляют собой обобщение опыта многочисленных экспериментальных исследований, а также обобщения опыта наблюдений. Они определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе.

Предметная стартовая диагностика проводится с целью

-выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;

-выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

ПОКАЗАТЕЛИ ОЖИДАЕМОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ КУРСОВ

МАТЕМАТИКА

АРИФМЕТИКА. ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ: СЧЕТ

ДЕТИ МОГУТ

٧устанавливать и моделировать числовое соответствие в пределах 5-10, подбирая заданное устно учителем количество предметов

Накройте на стол для четырех друзей

٧подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах 10, ведя подсчет единицами и называя цифры от 1 до 10

например, объединяясь вместе так, как того требуют считалочки/ песенки, предполагающие прямой и обратный счет в пределах 10;

٧описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных в пределах 5

например, называя «чемпионов», тех, кто первый вошел в класс и т.п.

٧оценивать "на глаз" и сравнивать группы предметов

например, отвечая на вопрос учителя: "Где предметов больше?"

٧вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 5 и даже от 1 до 10

например, отвечая на прямую просьбу учителя

АРИФМЕТИКА. ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ: ЧИСЛА

ДЕТИ МОГУТ

ПРИМЕРЫ

٧узнавать некоторые числа (от 1 до 10) в непосредственном окружении

например, на часах или на клавиатуре компьютера

٧записывать (часто, каракулями) некоторые числа, которые получаются при счете предметов

например, отвечая на прямую просьбу учителя

٧моделировать числовые отношения в пределах 10 при выполнении действий с

- Покажи карточку с цифрой, на один больше,чем3

- Отними от этих кубиков два

АРИФМЕТИКА. ВЕЛИЧИНЫ

ДЕТИ МОГУТ

ПРИМЕРЫ

٧выявлять, описывать и сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим, в форме высказываний или действий с предметами

٧размеры

٧массы и вместимость

٧температура

٧“Мой карандаш длиннее”, ”Ее мешок тяжелее”, используя слова: длиннее, короче, больше, меньше, такой же, тяжелее; легче, пустой, полный, теплее, холоднее;

٧Расположи числа(предметы) по порядку и покажи, какой у тебя порядок!

٧устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий) в устной форме или в форме рисунка

٧Изобрази то, что было вчера, и что может случиться завтра

٧Объясни, что было сначала, а что потом

ГЕОМЕТРИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ: ТЕЛА И ФОРМЫ

٧на основе сопоставления с реальными объектами сравнивать различные геометрические формы

Покатятся ли объекты/ формы или же загромоздят дорогу?

На что это больше похоже – на шкаф или мячик?

٧не называя геометрические формы (кубы, параллелепипеды, многогранники, шары, цилиндры), группировать_их по ряду признаков

например, по размерам и объему (большой/ маленький, высокий/ низенький, занимает много/мало места и т.п.) и форме (круглый с углами, острый”)

ГЕОМЕТРИЯ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ДЕТИ МОГУТ

٧устанавливать и моделировать пространственные отношения: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п. в устной форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в виде практических действий

Встань рядом с Петей

Встань сбоку от Коли.

Маша, встань пред Олей и слева от Ани.

٧описывать направления движения: вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево и выполнять указания учителя и/или простой схемы

РАБОТА С ДАННЫМИ. СТАТИСТИКА

ДЕТИ МОГУТ

٧группировать и сортировать реальные предметы и пояснять, как они разложили предметы на группы и по какому признаку

Дети раскладывают смесь предметов по кучкам: монетки, камушки, крышки от бутылок с водой, орехи и т.п.

٧читать простую пиктограмму и сравнивать представленные на ней данные (в пределах 5)

У кого больше всех грибов?

У кого меньше всех?

У кого поровну?

У кого больше – у Пети или Маши?

На сколько больше?

РАБОТА С ДАННЫМИ. ВЕРОЯТНОСТЬ

ДЕТИ МОГУТ

٧участвовать в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться никогда, случится обязательно

Пройдет ли слон через нашу дверь? А мышка?

Будет ли сегодня дождь? Снег?

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ

ЯЗЫК. РЕЧЬ

ДЕТИ МОГУТ

٧описать свои потребности, чувства и мысли

٧испытывать и демонстрировать любопытство и интерес

к печатному тексту, знакам, словам, символам, к книгам, рассказам, схемам, стихам, песням

к продуктам визуального ряда

Экспериментируют и играют с написанием и “чтением” букв, слов, символов

Рассматривают и создают иллюстрации, цитируют любимых героев детских телепередач

ЗВУКИ И БУКВЫ

ДЕТИ МОГУТ

٧выделять звуки речи среди других звуков (музыкальных, природных, шумов и т.д.)

например, во время прогулки по ближайшим окрестностям, или при прослушивании аудиозаписей

٧отличать звуки в начале и окончании слов, узнавать первые и последние звуки в знакомых словах

например, в собственных именах или сортируя карточки с рисунками или фотографиями знакомых детей

٧стараться говорить ясно, чтобы быть понятым, экспериментировать с произношением слов

например, меняя ударение

٧различать символы, числа, буквы и слова

Сортировка карточек: Отложи карточки

-с картинками;

- с буквами;

- со словами;

-со значками;

- с цифрами;

٧писать буквы и наделять их значением

например, в игре с песком, осязаемыми буквами и т.п.

٧“читать” знакомые печатные знаки (например, дорожные знаки, этикетки, вывески и т.п.)

Что означает этот знак?

٧"подписаться" рядом с соответствующей буквой своего имени, демонстрировать частичное знание букв алфавита

Где твоя буква?

Подбери картинки к знакомым буквам

٧демонстрировать понимание направления письма (слева-направо) и делать попытки образовывать буквы четко и согласно принятым правилам их написания

СЛОВА И СЛОВОБРАЗОВАНИЕ

ДЕТИ МОГУТ

٧узнавать написанные слова из базового списка общеупотребительных слов, узнавать собственные имена и другие знакомые имена

например, я, и, большой, собака, любит

они могут “читать” наиболее простые и часто встречающиеся надписи и слова (например, стоп), подписи, сопровождающие иллюстрации в книге и т.п.

٧экспериментировать с маркировкой слов

группировать имена и объяснять, как они их сгруппировали

٧продемонстрировать достаточный словарный запас и опыт речевой деятельности для того, чтобы адекватно откликнуться на приветствия, просьбы, вопросы, простые инструкции и объяснения

Здравствуйте, дети! Садитесь

Передай, мне, пожалуйста, книгу“,

Ты умеешь читать?“,

Возьмите карандаши“,

Сейчас мы будем читать вот эту книгу. Откройте ее. Видите, как много здесь картинок, а слов почти совсем нет. Как вы думаете, если рядом с картинкой что-то написано, что это может быть? Правильно, это название предмета, который изображен на картинке. Давайте вместе прочитаем первое слово

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

ДЕТИ МОГУТ

٧использовать в устной речи простые, распространенные и нераспространенные, предложения с правильным порядком слов, строить предложения, в целом соблюдая грамматические нормы

ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ТЕКСТЫ (УСТНАЯ РЕЧЬ)

ДЕТИ МОГУТ

٧говорить о своих собственных рассказах, сочинениях, картинах и моделях

например, пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни, опыт проживания трудного дня или такого дня, когда они были огорчены) и т.п.

٧слушать внимательно, чтобы продолжить пересказ и описать случившиеся события

Кто продолжит рассказывать нам историю

(по иллюстрированной книге)

٧поддерживать беседу

٧при помощи опоры, пересказать избранный рассказ или стих

٧задавать вопросы, и давать верные ответы

٧следовать простым инструкциям

С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.

НАБЛЮДЕНИЯ – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

Можно пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.), описанными ниже.

Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись учителем, как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков

Так, например, для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов.

Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).

Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).

Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).

Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты).

Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).

Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий).

Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения).

Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).

Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например

способность принимать ответственность;

способность уважать других;

умение сотрудничать;

умение участвовать в выработке общего решения;

способность разрешать конфликты;

способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы:

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ

ОЦЕНКА РАБОТЫ В ГРУППЕ

ДАТА ________________

ИМЯ, ФАМИЛИЯ

___________________________________________

чередует говорение и слушание;

задает уместные вопросы;

говорит по теме;

пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе;

Учитель, наблюдая за работой детей, может вести аналогичные записи параллельно.

Подобная работа целесообразна также и при формировании других навыков. Так для отработки навыков устной речи можно предложить учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист наблюдений:

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ

ОЦЕНКА УСТНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

наглядно передает содержание и структуру сообщения

выбирает доступное содержание

выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения

привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона

использует специальные слова и выражения

использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь

Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией, как

умение формулировать вопрос, ставить проблему;

умение вести наблюдение;

умение спланировать работу,

умение спланировать время;

умение собрать данные;

умение зафиксировать данные;

умение упорядочить и организовать данные;

умение проинтерпретировать данные;

умение представить результаты или подготовленный продукт.

Для фиксации результатов наблюдений в этом случае наиболее целесообразно пользоваться так называемыми линейками достижений, которые позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка. Ниже приводятся примеры таких линеек достижений для фиксации оценки результатов наблюдений для некоторых из указанных навыков.

ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСОВ, ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Задает простые вопросы

Задавая вопрос, использует вопросительные слова

Задает конкретные вопросы, показывающие область интересов

Пытается формулировать ясные вопросы по теме исследования

Ставит исследовательские вопросы

Активно участвует в постановке вопросов по теме исследования

Параметры оценки порфолио

Анализ ,интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио осуществляется с учетом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта.

Оценка портфолио должна вестись на критериальной основе и сопровождаться специальными документами, описывающими состав портфолио и критерии, на основании которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопительную оценку.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения. Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.  

Доклад по теме:

Портфолио ученика (содержание и оформление) как оценка достижений планируемых результатов

                                                                    подготовлен учителем

                                                                    начальных классов

                                                                    Зотовой Е. В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад по теме: Портфолио ученика (содержание и оформление) как оценка достижений планируемых результатов. подготовлен учителем начальных классов Зотовой Е.В.

Слайд 2

Портфолио (от франц. « porter » - излагать, формулировать, нести и « folio » - лист, страница) – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его образовательной деятельности

Слайд 3

ВИДЫ ПОРТФОЛИО Портфолио технология продукт Аутентичное оценивание Портфолио документов Портфолио работ Портфолио отзывов Портфолио -отчет

Слайд 4

Портфолио ученика Формирование УУД Учет возрастных особенностей Учет особенностей развития критического мышления Вовлечение родителей Инструмент сопровождения

Слайд 5

Преимущества рабочего портфолио сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования; содержание заданий портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты; разделы портфолио (Портрет, рабочие материалы, коллектор, достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике.

Слайд 6

Структура портфолио I раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике, отображает особенности личности автора портфолио.

Слайд 7

Магаданская область Ола МБОУ «СОШ» ПОРТФОЛИО Фамилия…………………………………………………………………………………………………….. Имя……………………………………………………………………………………………………………… Отчество…………………………………………………………………………………………………… Число, месяц, год рождения……………………………………………………………………… Класс…………………………………………………………………………………………………………… Место для фото

Слайд 10

Я умею Я люблю

Слайд 11

Время Мой режим дня Подъем Зарядка Умывание Завтрак

Слайд 12

Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах Учебный год Название кружка, секции, клуба Название учреждения, в котором он организован

Слайд 13

II раздел «Коллектор» - содержит материалы, авторство которых не принадлежит ученику (памятки, схемы, выдержки из статей, иллюстративный материал)

Слайд 14

Страницы раздела «Коллектор» Правила поведения в школе Законы жизни класса Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения. План – памятка Решения задачи Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ» Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ» Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.) Памятка: Правила общения

Слайд 15

III раздел «Рабочие материалы»- включает материалы, выполняемые учеником. материалы стартовой диагностики; - материалы промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам;

Слайд 16

Виды работ, подлежащие обязательному оцениванию (для портфолио) Предметы Диктант Сочинение Изложение Творческие работы Дневники наблюдений Результаты исследовательских проектов Фото-, видео-, аудиозаписи Продукты самостоятельного творчества Комплекс физических упражнений Иллюстрации по темам Математические модели Примеры учебных задач Контрольные работы Устные ответы Результат самоанализа и рефлексии Русский язык + + + + + + + + Литературное чтение + + + + + + + + Математика + + + + + + Окружающий мир + + + + + + Предметы эстетического цикла + + + + + + + Технология + + + + + Физкультура + + + + Иностранный язык + + + + + + +

Слайд 17

Предметы Стартовая диагностика Промежуточная диагностика Текущее оценивание Итоговое оценивание Русский язык + + + + Литературное чтение + + + + Математика + + + + Окружающий мир + + + + Предметы эстетического цикла - - + + Технология - - + + Физкультура - - + + Иностранный язык - - + +

Слайд 19

Достижения планируемых результатов освоения программы начальной школы в 1 классе Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе. Предметная готовность основывается на показателях ожидаемой подготовки первоклассников. Предметная стартовая диагностика проводится с целью: а) выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или курса; б) выяснения уровня готовности конкретного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Слайд 20

IV раздел «Достижения» - помещаются материалы, отражающие лучшие результаты учащегося и демонстрирующие его успехи. Данный раздел включает в себя все виды социальной практики: кружки, секции, социальные проекты, оказание помощи нуждающимся

Слайд 21

Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС 1. Начальный уровень использования системы оценки 2. Стандартный уровень использования системы оценки 3. Максимальный уровень использования системы оценки ПРАВИЛО 1. Различие оценки и отметки. ПРАВИЛО 3. Одна задача – одна оценка. ПРАВИЛО 4. Таблицы результатов и «Портфель достижений») – полное использование. ПРАВИЛО 2. Самооценка. ПРАВИЛО 4. Таблицы результатов и «Портфель достижений») – частичное использование. ПРАВИЛО 5. Право отказа от отметки и право пересдачи. ПРАВИЛО 6. Уровни успешности. ПРАВИЛО 7. Итоговые оценки.

Слайд 22

Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов. МАТЕМАТИКА Арифметика. Числа и вычисления: счет Дети могут Примеры устанавливать и моделировать числовое соответствие в пределах 10, подбирая заданное устно учителем количество предметов. накройте стол для четырех друзей. подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах 10. объединитесь вместе так, как того требуют считалочки, предполагающие прямой и обратный счет в пределах 10. описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных. кто стоит третьим, пятым? оценивать и сравнивать группы предметов. ответьте на вопрос: «Где предметов больше?» вести счет в прямом и обратном порядке. например, отвечая на прямую просьбу учителя.

Слайд 23

Арифметика. Величины Дети могут Примеры выявлять , описывать и сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим, в форме высказываний или действий с предметами размеры массы и вместимость температура «Мой карандаш длиннее», «Ее портфель тяжелее», используя слова длиннее, короче, больше, меньше, такой же, тяжелее, теплее, холоднее. устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда) в устной форме или в форме рисунка Изобрази то, что было вчера, что может случиться завтра; объясни, что было сначала и что было потом.

Слайд 24

Русский язык. Чтение Язык. Речь Дети могут Примеры описывать свои потребности, чувства и мысли. испытывать и демонстрировать любопытство и интерес к печатному тексту, знакам, словам, символам; к книгам, рассказам, стихам, песням, схемам; к продуктам визуального ряда. Экспериментируют и играют с написанием и «чтением» букв, слов, символов. Выбирают тексты для совместного чтения вслух или самостоятельного «перечитывания». Рассматривают и создают иллюстрации, цитируют любимых героев передач или книг.

Слайд 25

Звуки и буквы. Дети могут Примеры выделять звуки речи среди других звуков (музыкальных, природных, шумов) н., во время прогулки, при прослушивании аудиозаписей отличать звуки в начале и окончании слов, узнавать первые и последние звуки в знакомых словах н., в собственных именах стараться говорить ясно, чтобы быть понятым, экспериментировать с произношением слов н., меняя ударение различать символы, буквы, слова сортировка карточек: с картинками, с буквами, со словами, со значками писать буквы и выделять их значением н., в игре с песком «читать» знакомые печатные знаки (дорожные знаки, этикетки, вывески) «Что означает этот знак?» «подписаться» рядом с соответствующей буквой своего имени «Где твоя буква?» демонстрировать понимание направления письма (слева направо) и делать попытки образовывать буквы четко и согласно принятым правилам их написания

Слайд 26

Высказывания и тексты (устная речь) Дети могут Примеры говорить о своих собственных рассказах, сочинениях, картинах и моделях н., пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни, случай проживания трудного дня) слушать внимательно, чтобы продолжить пересказ и описать случившиеся события «Кто продолжит рассказывать нам историю?» (например, по иллюстрированной книге) поддерживать беседу при помощи опоры пересказать избранный рассказ задавать вопросы и давать верные ответы следовать простым инструкциям

Слайд 27

Наблюдение Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности класса или ученика.

Слайд 28

Лист наблюдений Оценка работы в группе Дата________________ Ф.И.________________ чередует говорение и слушание; задает уместные вопросы; говорит по теме; пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе; Оценка устной презентации Дата________________ Ф.И.________________ наглядно передает содержание и структуру сообщения; выбирает доступное содержание; использует специальные слова и выражения; использует разнообразные предложения и словосочетания, оживляющие речь; Сбор и организация данных Ф.И.________________ в качестве источника информации использует (учебник / различные источники информации); описывает наблюдения (с помощью учителя / использует знакомые способы: рисунки, таблицы); Формулировка вопросов, постановка проблемы Ф.И.________________ задает вопросы (простые / конкретные, показывающие область интересов / ставит исследовательские вопросы); использует вопросительные слова / пытается формулировать ясные вопросы по теме исследования / активно участвует в постановке вопросов;

Слайд 29

Параметры оценки портфолио Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио осуществляется с учетом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых ФГОС; Оценка портфолио должна вестись на критериальной основе; Портфолио должно сопровождаться специальными документами, описывающими его состав и критерии, на основании которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопительную оценку;

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка достижений планируемых результатов. ФГОС.

Новые стандарты устанавливают общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение "обязательного минимума содержания образовани...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Оценка достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

С 1 сентября 2011 года начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в рамках которого все учителя планируют на уроках достижение...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....