Зотова Елена Викторовна

сайт учителя начальных классов

Не позволяй душе лениться!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: работа по ФГОС

Увлечения: участие в школьной самодеятельности

Регион: Магаданская область

Населенный пункт: п.Ола

Место работы: МКОУ СОШ п.Ола

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ushilkaola
Кто – то разжигает огонь, чтобы согреться и согреть тех, кто рядом, кто – то, чтобы осветить путь себе и тем, которые идут рядом, а кто – то разжигает его для того, чтобы сжечь себя и тех, кто рядом… Один огонь, но какие разные цели…


О себе

Немного о себе. . . Замужем почти четверть века. Муж- замечательный, заботливый, моя "каменная стена".  Главное приобретение семьи - две лапочки - дочки. Семья - моя огромная любовь. Школа - вторая семья. И люблю её я не меньше. Люблю своих замечательных ребят: таких непохожих друг на друга, шумных, веселых и непосредственных, но всегда смотрящих своими восторженными глазками на этот удивительный мир.

А еще люблю своих коллег, которые всегда поддержат, поймут. Мы с ними одна команда:  учимся, обсуждаем проблемы школы и учебного процесса, и всегда творим- поем, танцуем, ставим спектакли и участвуем в них. Я учу и учусь у своих коллег, и у моих  малышей, у жизни.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"

А.С. Макаренко "Педагогическая поэма"

М. Булгаков "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце".

Мой взгляд на мир

Мир непрост, но люди везде одинаковы. Относись к ним так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Мои достижения


Моё портфолио

Изменения, происходящие во всех областях современной общественной и экономической жизни, изменяющийся вокруг нас мир, предъявляют новые требования к образованию, формам и методам работы педагога. В основе этих требований-необходимость ориентации школы на сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его психического и физического здоровья, потенциальных возможностей и способностей.

      Эти новые подходы нашли отражение во ФГОСНОО. Анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показывает, что при отборе требований, обязательных для реализации в первом звене школы, разработка этого государственного документа исходила из следующих важнейших принципиальных позиций:

       - Признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования  в удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности;

         Это положение может рассматриваться как одна из стратегических линий перспективного развития российского образования и, безусловно, означает необходимость ориентации сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Здесь необходимо отметить, какой процесс обучения может считаться актуальным, т. е. соответствующим требованиям общества, государства и достижениям психолого-педагогических наук. Актуальный процесс обучения потому и называется так, что изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.

       Актуальная деятельность строится по принципу «аванса», т. е. исходит из психологического постулата, что человек всегда находится в процессе становления и по его прошлому нельзя судить о будущем: всегда остается шанс улучшить свои результаты, свою деятельность, себя самого. Накопленные школьниками знания, их умения и способности будут необходимыми, если учитель ориентируется на завтрашний день развития, на те психические процессы, кульминация развития которых еще не наступила, будет «завтра».

       - Учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

      Инновационная деятельность нашей школы, состоящая в изучении и апробировании различных личностно - ориентированных систем обучения в условиях информатизации образовательного процесса направлена на необходимость  контроля учителем деятельности, которой занимается ребенок, – ее цели, мотива, конкретных учебных действий и операций. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом.

      В стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».                       Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

      С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.                                                                                                                                                                           Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью.                   В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому. На протяжении нескольких лет, работая по УМК « Школа 2100», основные принципы которой соответствовали требованиям, предъявляемым к современному образованию, и  в которой эффективно сочетались традиционная система обучения и инновационные методы и приемы, неоднократно сталкивалась с проблемами:                                                              

 -в  необходимости учета развития индивидуальных особенностей;                                                             

- в организации деятельности ученика, при которой учитывается зона ближайшего развития;                                                                                                                                                         

- соблюдение принципа природосообразности, который требует перевода из « объекта» обучения в «субъект» обучения;                                                                                                                         

-ухудшение психического и физического состояния здоровья школьников;                                                           

- увеличение объема информации, темпа работы.

       Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это приводит к неуспеваемости. 

      Выход из создавшейся ситуации вижу в использовании дифференцированного обучения, которое создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

      Идея учета индивидуальных особенностей обучения ребенка и дифференцированного подхода к нему в процессе воспитания и обучения зародилась давно. Еще великий чешский педагог Я.А. Коменский, высоко оценивая возможности каждого ребенка, писал, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он может взойти на самую высокую ступень «лестницы образования». В конце XIX - начале XX века проблемой индивидуализации и дифференциации обучения занимались Э. Мейман, А. Бине, О. Декроли, Э.Л. Торндайк, П.П. Блонский и другие известные зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Их поиски привели к созданию различных форм организации учебно-воспитательного процесса, где идея дифференцированного обучения в той или иной степени получила свое практическое воплощение.

      Обучение всех детей по унифицированньм программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждому ребенку. Образовательная система, предоставляющая всем одинаковые временные, содержательные и процессуальные условия, кажется по замыслу справедливой и демократичной, но по сути неизбежно приводит к ситуации, о которой писал П. П. Блонский: "Развитые забивают неразвитых, учителю трудно работать в такой пестрой группе, он невольно предъявляет к слабым более высокие требования. Неграмотные привыкают в первые же дни в школе быть последними людьми своего коллектива. Товарищи относятся к ним пренебрежительно. Мы считаем, что это очень вредно. Поставить слабого в одни условия с сильным, значит создавать неравенство".

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы