Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
статья по теме
Информационные технологии всё глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность всё более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyutera.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Воеводина Г.А., учитель начальных классов,
высшая категория
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.
Информационные технологии всё глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность всё более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования. От того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.
Внедрение новых информационных технологий – это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Информационные технологии способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке позволяет мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности. Применение информационных технологий позволяет проводить уроки:
- на высоком уровне (эстетическом и эмоциональном);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
Применение информационно-коммуникационных технологий:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Я, учитель, выступаю лишь в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимися различные обучающие и демонстративные программы, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащегося к учению.
Одной из наиболее удачных форм подготовки представления учебного материала к урокам в начальной школе считаю создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е те факторы, которые наиболее надолго удерживают внимание ребёнка. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование информационных технологий для решения частных задач урока, чтобы ребёнок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.
Основными типами уроков, используемыми мною в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:
- урок контроля и коррекции знаний обучающихся;
- урок совершенствования универсальных учебных действий.
Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программ, во время проведения устного счёта, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников рекомендую проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний использую компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.
При активном использовании информационно-коммуникационных технологий достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Надо всегда помнить, что информационно-коммуникационных технологий – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.
Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе.»
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер...
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе
Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как здоровье наших детей...
ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.
ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...
"Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе".
Из опыта работы для представления на МО...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе
Актуальность использования ИКТ; причины,побуждающие педагога использовать ИКТ; цели, задачи проекта; условия реализации; предполагаемые результаты....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...