ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья (3 класс) по теме
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; повышению активности и инициативности обучающихся на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rubanova_e.a_ispolzovanie_ikt.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
МБОУ СОШ №1 Город Серафимович, Волгоградская область
Рубанова Е.А. учитель начальных классов
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».
Современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию компьютерной техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Выпускники школы должны быть готовыми успешно интегрироваться в информационное общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Без новых информационных технологий невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; повышению активности и инициативности обучающихся на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
При выполнении индивидуальных заданий учащимися учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого школьника для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.
Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.
На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.
Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
В первом классе на уроке математики при изучении темы «Сложение и вычитание круглых чисел» можно использовать: мультимедийный проектор, музыкальный центр, карта путешествия, индивидуальные путевые листы для учащихся. Проектор демонстрирует слайды со станциями, где «останавливаются» дети во время путешествия, а также задания по теме урока. Аудиозапись звучит при проведении физкультминутки.
При изучении темы «Вода и её свойства» в третьем классе на уроке окружающего мира компьютер помогает в работе с тестом, в показе слайдов, которые передают красоту водной стихии, в оформлении вывода по уроку. Видеофильм (фрагменты) сопровождается рассказом учителя и детей.
Сочинение по теме «Краски осени», сопровождается магнитофонной записью для эмоционального настроя на работу. Через компьютер выводятся на экран картины осени, по которым идет обсуждение красок этого времени года.
Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. В процессе применения информационных технологий на уроке происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Компьютерные технологии приводят к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств информационных и коммуникационных технологий; обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого обучающегося; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс, но и повышает мотивацию в обучении.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Библиографический список
- Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.
- Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г
- Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
- Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”
При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...
Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС
В статье раскрываются следующие вопросы: Какой он учитель, обладающий ИКТ-компетентностью? Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облег...
Статья " Новые требования к учителю начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО"
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудир...
Использование ИКТ в начальных классах в условиях внедрения ФГОС НОО.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что, ребёнок, переступающий по...
Лапшина В.А., учитель начальных классов "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"
Лапшина В.А., учитель начальных классов СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВАФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Современная школа стремительно меняется, стремясь попасть в ногу со временем. ...