Статья "Воспитательные аспекты урока"
статья по теме

Бутарова Алла Константиновна

В данной статье раскрываются основные аспекты воспитательной роли современного урока:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Наше общество постоянно меняется, меняются условия жизни людей их потребности, возможности, меняются не только люди, но и требования к ним, к их умениям, знаниям, образованию. Последнее время много говориться о новом подходе к получению знаний, об изменениях в самой системе образования.

 Какова была главная цель образования всего несколько лет назад? Сформировать личность, обладающую определенными знаниями, умениями и навыками. Теперь же Закон об образовании  ставит перед педагогическим сообществом куда более трудную задачу.

Слайд 2

"Содержание образования должно обеспечивать…формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества" (Закон РФ «Об образовании», ред. 2005 г.) Таким образом, задачей современной школы является не только и не столько вооружение учеников определенными знаниями, но и воспитание этих учеников активными, способными к саморазвитию личностями, готовыми к жизни в современном меняющемся мире.

Слайд 3

О воспитательных аспектах образования говориться  и в  

  1. законе об образовании РФ;
  2.  концепции  модернизации    российского образования ;
  3. письме  Министерства образования РФ от 2.04. 2002г.;
  1.                    -     федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)

Слайд 4

Еще К.Д. Ушинский говорил, что «...обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая"

Но , безусловно, педагоги и сами понимают значение воспитания для своих учеников. Однако, все больше предметов в учебном плане, все сложнее материал, у некоторых предметников все меньше часов...когда же заниматься воспитанием личности? Очень соблазнительно оставить решение этих вопросов классному руководителю, на внеурочное время: классные часы, экскурсии... Но давайте рассмотрим следующие факты.

Слайд 5

Оказывается ( в среднем, конечно) учитель общается с учеником вне уроков и урочной деятельности всего 3 процента времени! Вывод напрашивается сам:

воспитательный и образовательный процесс должны быть едины. Сам урок должен воспитывать.

Слайд 6

"Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке." - говорил известный педагог Е.Ильин

Слайд 7

В чем же состоит воспитательный потенциал урока? Согласно исследованиям РАН, он включает в себя:

                                       

1.Постановку четкой достижимой воспитательной цели и задач урока(ов)

            2. Содержание

            3. Стиль образовательного общения

            4. Культуру управления образовательной деятельностью

            5. Дидактическую структуру

            6. Методические приемы

Рассмотрим каждый из аспектов более подробно и выясним что, где и как можно и необходимо изменить, чтобы получить лучший результат

Слайд 8

Итак, начнем с пункта 1: постановки четкой цели и задач

Еще со времен педагогического ВУЗа нам известно, что  воспитание -целенаправленный процесс формирование личности, а значит, прежде, чем идти вперед, необходимо сформулировать цель каждого урока, в том числе и воспитательную

Слайд 9

Еще А. Макаренко говорил:

«Хорошее в человеке всегда приходится проектировать, и педагог обязан делать это»,

Но не будет большой пользы от наших вечных отписок. Здесь важно следующее:

  1. цель и задачи должны быть конкретные и достижимые (не «воспитывать уважение к людям», а «воспитать умение выслушать чужое мнение и выразить спокойное согласие или аргументированное несогласие с ним»...
  2. они должны быть сформулированы для нескольких уроков (невозможно за урок воспитать ни уважение, ни любовь, ни самостоятельность!)
  3. отслеживать работу над воспитательными задачами также необходимо постоянно

Слайд 10

Следующим воспитательным аспектом  урока является стиль образовательного общения педагога с детьми  

  1. Трудно предположить, что из ребенка, которому вечно давали  командные указания и наказывали за инициативу, может вырасти современный взрослый, открытый новым знаниям.

А потому, авторитарно-командный и нормативно-оценивающий стиль общения неприемлемы в современной школе.

Слайд 11

По тем же исследованиям европейских коллег давно известно, что инициативность, ответственность, смелость и независимость, стремление помочь другому, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства  легче всего формируются  у детей при демократически-требовательном или поддерживающе-сотрудническом стиле общения учителя. При этом необходимо твердо различать демократию и попустительство, веру в силы ребенка и равнодушие, сотрудничество детей с учителем и фамильярность, стремление к «дешевому» авторитету у детей.

Слайд 12

Попустительский стиль общения приводит к страху и зависимости ребенка перед «лидеров» класса, воспитывает в детях психологию «круговой поруки», «подростковой стаи», без контроля взрослого, его правильной поддержки каждого ребенка в коллективе, происходит подавление личности ученика , возникают и становятся нормой проявления агрессии.

Слайд 13

Стиль общения учителя и учеников, как мы видим, безусловно, имеет огромное значение для воспитания , но не менее, оказывается, важна даже структура урока!

Исследования, проводимые группой ученых Швеции и других стран, показали, что учащиеся, которые обучались в системах, где структура урока вариативная, отличается подвижностью, имели более оригинальные , неожиданные решения , более гибко подходили к проблемам, успешнее находили ответы на вопросы, сомнения. Они легче приспосабливались к ситуации, ведь и на своих обычных уроках им приходилось , что называется, «на ходу» ориентироваться в образовательном пространстве: сегодня урок начался с диспута, а продолжился примерами из домашнего задания, а завтра учитель, проведя проверочную работу , предлагал задания в парах и заканчивал объяснением.

Дети, каждый урок которых начинался, продолжался и заканчивался одинаково, конечно, были более спокойны, более уверены в себе, но при этом редко проявляли инициативу, предпочитали работать по образцу, а в ситуации, требующей неординарного мышления, многие из них терялись. Из них вышли бы хорошие исполнители, но не творческие работники со своими идеями и предложениями.

Слайд 14

Не стоит забывать и о таком аспекте современного урока, как  применяемые учителем методические приемы обучения. Достаточно сказать, что при их многообразии в арсенале учителя у ребенка проявляются такие качества личности как подвижность интеллекта, вариативность мышления, взаимопонимание, взаимосочувствие, принятие другого

мнения, толерантность.

Слайд 15

Мы рассмотрели основные воспитательные аспекты урока.

Все изложенное выше  позволяет сделать вывод о следующем: чтобы добиться положительного воспитательного эффекта урока необходимо

       1. Ставить четкие, продуманные воспитательные цели и планомерно

           вести работу над их достижением

       2. Использовать демократически-требовательный или

            поддерживающе-сотруднический стиль образовательного общения

 

       3. Отойти от  командной культуры управления классом

       4. Использовать  вариативные структуры урока и разнообразные

           методические приемы

Надеюсь, эти выводы помогут в вашей непростой, но такой необходимой обществу работе.

А закончить свое выступление я хочу словами одного из современных  педагогов

Слайд  16

  1. «...Для хорошей школы совершенно недостаточно высоких достижений ЗУНов…Хорошая школа должна не только натаскивать на поступление в ВУЗ, но и «сеять разумное, доброе, вечное», и,     кстати не только сеять, но и отвечать за полученный урожай…»

Слайд 17

Спасибо за внимание!

                         Государственное бюджетное образовательное учреждение

                                                     средняя школа № 630

                                                     Санкт — Петербурга

                                                             Выступление

                        по теме : «Воспитательные аспекты современного урока»

                        в рамках педагогического совета  от 27 марта 2011 года

                                    « Проблемы современного образования»

                                                                       Подготовила Бутарова Алла Константиновна,

                                                                       учитель начальных классов

Конспект № 2

Тема. "Числовой отрезок".

Цели.

Образовательные: cформировать умение присчитывать и отсчитывать несколько единиц с помощью числового отрезка, то есть записывать свернутое выражение и находить результат с помощью числового выражения; познакомить с геометрическими фигурами: шар, конус, цилиндр. Научить распознавать предметы формы шара, конуса и цилиндра в окружающей обстановке, называть и рисовать их; закрепить знание состава чисел 2–4, навыки счета в пределах 4.

Развивающие: развивать мыслительные операции сравнения, классификации, творческое воображение (нахождение предметов определенной формы в окружающей обстановке).

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе по учебнику.

Оборудование. Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. 1 часть. М.: Баласс, 2000. С. 38–39.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Повторим счет прямой и обратный в пределах 20, понятия последующий и предыдущий, а также состав чисел 3 и 4.

Линейка вывешивается на боковую стену, что дает возможность учителю видеть, кто из учеников усвоил прямой и обратный счет, а в дальнейшем и арифметические действия, а кому нужна еще помощь. Все ученики знают, что если трудно выполнять какие-то действия в уме, то помощь может оказать линейка. Для учителя главное, чтобы деятельность ученика на уроке была успешной.

Прямой и обратный счет до 20 хором со всем классом.

У. Посчитайте от 9 до 15, от 18 до 11.

 Назовите последующее число для 3, 15. На сколько последующее число больше предыдущего?

 Назовите предыдущее число для 4, 12. На сколько предыдущее число меньше последующего?

 Какое число стоит между 9 и 11, 16 и 18?

 Какое число стоит справа от 14, 19, слева от 13, 17?

 Назовите соседей числа 10.

 Установите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа: 2, 4, 6, 8, …

 Что помогло вам выполнить задание?

Д. Можно воспользоваться для выполнения задания линейкой, ритмическим упражнением, сложением в уме, счетом и т.д.

У. Установите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа: 3, 6, 9, …

Ритмическая игра "Счет через 3".

Задание "Цветы на поляне"

На доску вывешены цветы: 1 большой и 3 маленьких, из них 2 синих и 2 красных.

У. Составьте равенства буквенные и числовые.

Б + М = Ц

+ =

 Ц – Б =

– =

 1 + 3 =

+ =

 4 – 1 =

– =

Как обозначены все цветы? Как обозначены части?

 Вставьте в "окошки" пропущенные буквы и цифры. Объясните решение.

 Что обозначают равенства Б + М = Ц и Ц –Б = М? Какие числовые равенства им соответствуют?

 Назовите целое и части в числовых равенствах.

 Как найти целое? Как найти часть?

 Каких цветов больше: больших или маленьких – и на сколько? Каких цветов меньше и на сколько?

Ответ поясняется на рисунке с помощью составления пар.

– По какому еще признаку можно разбить цветы на части?

Д. По цвету – синие и красные.

У. На какие части разобьется тогда число 4?

Д. На числа 2 и 2.

II. Физкультминутка (активная)

У. Мы присядем столько раз,

 Сколько елочек у нас: 1, 2, 3, 4, 5.

 Мы подпрыгнем столько раз,

 Сколько яблочек у нас: 1, 2, 3.

III. Постановка учебной проблемы

Задания записаны на доске.

I

2 + 1

 4 – 1        

II

2 + 2

 3 + 1

III

3 + 1 + 1

 3 + 1 + 1 + 1        

IV

9 – 1 – 1

 9 – 1 – 1 – 1 – 1

У. Решите примеры в первом и во втором столбце.

Дети выполняют задание.

У. Что интересного вы заметили?

Д. В первом столбце результат равен 3, а во втором – 4.

У. Работаем с учебником, выполните задание № 1 на с. 38. Вставьте числа в окошки:

3 – = 1

+ 2 = 4

+ 2 = 3

– 3 = 1

4 –= 2

 1+ = 4

– Что интересного вы здесь заметили? Чем отличаются примеры, записанные на доске, от примеров в учебнике?

Д. Примеры в учебнике с окошками.

У. Решаем примеры с комментированием и записью в учебнике.

 А теперь опять посмотрите на доску на столбцы III и IV. Чем отличаются данные выражения от всех предыдущих? Давайте попробуем их решить. Кто-нибудь сразу может сказать ответ? Как вы нашли ответ? Как еще можно найти ответ?

Д. С помощью числового отрезка, заменяя все маленькие стрелки одной большой.

Учитель показывает образец вычислений с помощью числового отрезка.

У. На числовом отрезке отмечаем точкой число 3. Нужно прибавить один, значит, нужно нарисовать стрелку от числа 3 на одну единицу вправо, затем еще на одну единицу вправо и так три раза. Конец стрелки укажет ответ. Следовательно, 3 + 3 = 6. При вычитании стрелку рисуем от числа влево.

3 + 1 + 1 + 1 = 6

 3 + 3 = 6

9 – 1 – 1 – 1 – 1 = 5

 9 – 4 = 5

IV. Первичное закрепление

У. Выполните задание в учебнике № 2 на с. 38 с комментированием и записью ответа в учебнике.

– Совместно выполним задание № 4 а.

– Нужно в мешках нарисовать фигуры. К двум треугольникам нужно прибавить 2. Что нарисуете во втором мешке?

Д. Я нарисую два треугольника.

 – Я нарисую два круга.

 – Я нарисую два квадрата или две звезды.

У. Что нарисуете в третьем мешке?

Д. У меня было 4 треугольника, вычту 3, останется 1 треугольник. Его я и нарисую.

 – У меня останется 1 круг, потому что у меня было 2 треугольника и 2 круга, вычту 2 треугольника и круг.

V. Самостоятельная работа

У. Самостоятельно решите № 3 на с. 38, нарисуйте стрелки, впишите числа.

VI. Физкультминутка

У. Зарядка для шеи: 4 раза наклоним голову вперед-назад. 4 раза наклоним голову влево-вправо. 4 раза повернем голову влево-вправо.

VII. Развивающие упражнения

У. Посмотрите, у меня на столе лежат тела: шар, цилиндр, конус. Выделите особенности данных тел.

ЦИЛИНДР

Д. Это цилиндр.

У. Посмотрите, из чего он состоит?

Д. Два круга: нижний и верхний – и прямоугольник.

У. Найдите на столе предметы цилиндрической формы.

Д. Стакан, консервная банка и др.

У. Назовите другие предметы, имеющие форму цилиндра.

Ответы детей.

– Найдите в учебнике на с. 39 внизу изображение цилиндра. Подумайте, как его нарисовать. Обведите цилиндр. Нарисуйте сами цилиндр.

Дети выполняют задание.

ШАР

Д. Это шар.

У. Что в нем особенного?

Д. Шар катится.

У. Найдите на столе предметы формы шара.

Д. Мяч, яблоко и др.

У. Назовите предметы шарообразной формы.

Дети называют.

– Как нарисовать шар? Может быть, нарисовать круг? Как тогда по рисунку отличить круг от шара, круглый предмет от шарообразного?

Посмотрите в учебнике на с. 39. Найдите изображение шара. Чем оно отличается от круга? Обведите шар, нарисуйте шар.

КОНУС

Д. Это конус.

У. Посмотрите, из чего он состоит?

Д. Вид снизу: круг. Вид со стороны: треугольник.

У. Найдите на столе предметы формы конуса.

Д. Пирамидка, кулек, колпак у Буратино и др.

У. Назовите другие предметы, имеющие форму конуса.

Дети называют.

– Как нарисовать конус? Найдите в учебнике на с. 39 внизу изображение конуса. Подумайте, как его нарисовать. Обведите конус. Нарисуйте сами конус.

Дополнительные вопросы

У. Как дальше может продолжаться нарисованный вами ряд?

Д. Цилиндр, шар, конус.

У. Назовите номер места цилиндра в данном ряду.

Д. 1, 4, 7, 10.

У. Что вам напоминают данные числа?

Д. Ритмический счет.

У. Попробуем посчитать по-новому: 1, 4, 7, 10. Давайте придумаем упражнения на данный счет. На счет один – прыжок на месте, на счет 2 – хлопок по столу, на 3 – хлопок в ладоши, на 4 – хлопок в ладоши с соседом. 1, 4, 7 говорим вслух хором, все остальные числа – шепотом.

Дети выполняют упражнение.

У. Назовите номера места шара.

Д. 2, 5, 8, 11, 14.

У. Выполним задание № 7, с. 39. Возьмите карандаш указанного цвета и отметьте фигуры, которые нужно закрасить. Каким цветом вы будете закрашивать фигуры?

Ответы детей.

VIII. Домашнее задание

У. Кто захочет, может потренироваться в рисовании тел формы шара, конуса и цилиндра. Интересно, у кого предметов будет больше. Выполним задание № 6 на с. 39.

Чем больше предметов нарисовал ребенок, тем более развито у него творческое воображение.

IX. Итог урока

У. Чему мы сегодня научились? Что вы нового узнали?

Д. Мы учились присчитывать несколько единиц. Познакомились с шаром, цилиндром и конусом.

У. Что у вас хорошо получается, а что не получается? Над чем вы будете работать на следующих уроках?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный аспект уроков в начальной школе в рамках введения ФГОС.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня ...

Презентация к статье "Воспитательные аспекты урока"

Можно использовать данную презентацию вместе со статьей, получится выступление на МО , педсовете.....

Физминутки как здоровьесберегающий аспект урока

Данная статья предназначена   учителям начальных классов для работы в урочное и внеурочное время. Содержит упражнения для сохранения здоровья младших школьников....

Нравственный аспект уроков литературного чтения

        Проблемы нравственности всегда интересовали человечество и это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и т.д. Философское представление о нравственнос...

"Педагогический аспект урока"

Представленный материал содержит классификацию методов и приёмов, используемых педагогами в традиционном и в современной уроке, а также анализ урока по ФГОС...

Эмоциональный аспект урока.

Краткое представление о поддержании положительного эмоционального фона на уроке....

Здоровьесберегающий аспект урока

В работе рассмотрены факторы, влияющие на благополучное психо-физиологическое развитие каждого ребенка на школьном уроке....