Статья к Международной заочной конференции
статья по теме
В материалах статьи отражена работа по социализации учащихся на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_mezhdunarodnoy_zaochnoy_konferencii.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый современный молодой человек своими личностными качествами, поведением, социальной активностью должен способствовать целостности, самосохранению и развитию общества, которое, в свою очередь создаёт соответствующие условия для жизнедеятельности, развития и самореализации граждан.
Содержательными составляющими в воспитании молодёжи должны быть: успешность в решении социальных и личностных задач; вариативность мышления; способность к адаптации в новых социально – экономических условиях; социальная мобильность: готовность к освоению смежных и новых специальностей; духовность: осознание смысла жизни и понимание того, что в мире существуют ценности более высокие и значительные, чем вещественные и практические.
Образование должно культивировать сознание социальной ответственности. Оно становится в современных условиях не только процессом обретения знаний, умений и навыков, но и способом бытия человека, важнейшим фактором социальной динамики, механизмом воспроизводства общества в условиях состязательности в различных сферах человеческой деятельности.
Учебно-методический комплект проекта «Начальная школа ХХI в. «(руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) предусматривает при грамотной организации учебно- воспитательного процесса формирование у учащихся общеучебных умений и навыков таких как анализ и самоанализ, оценка и самооценка, классификация, выделение главного, сравнение, обобщение и др. Предоставляемая учащимся возможность выбора упражнений в соответствии со своими силами, работа в парах и группах, а также организация исследовательской деятельности учащихся – всё это формирует учебно – познавательные мотивы, позитивное отношение учащихся к предмету, самому себе и к одноклассникам. Закладываются первые «кирпичики» социальных качеств жизнеспособной личности: патриотизма, гуманизма, ответственности, трудолюбия, а также возникает стремление к самоизменению и саморазвитию.
. Для развития логического мышления ставлю учащихся перед необходимостью выдвинуть гипотезу, поспорить, порассуждать, сравнить своё мнение с мнением других и с текстом учебника. Учу детей отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделять существенные признаки. Приведу примеры осознанной и творческой работы учащихся над задачей в первом и четвёртом классах, формирующих у них социальные качества
Считаю важным, чтобы при выборе способа решения и доказательстве правильности своих действий учащиеся пользовались памяткой :
1 Прикидка ответа.
2. Соотнесение полученного результата и условия задачи.
3.Решение задачи другим способом
4. Составление и решение обратной задачи.
Представляю для рассмотрения работу над задачей в первом и в четвёртом классах.
Задача №7, стр.66, Рудницкая, В.Н Математика 1класс часть 2, М.: Вентана-Граф , 2008, - 126 с.
Учащиеся составляют две задачи;
задача 1
На клумбе росло 6 тюльпанов и 4 нарцисса. Сколько цветов росло на клумбе?
Задача 2
На клумбе росло 6 тюльпанов и 4 нарцисса. На сколько больше тюльпанов ,
чем нарциссов?
Перед решением задач задаю учащимся вопрос: «Каким может быть число в ответе?» Отвечая на него, в первой задаче рассуждают так: число в ответе должно быть больше 6, так как только тюльпанов было 6, а кроме них на клумбе были ещё нарциссы. А во второй задаче объясняют, что разница между 6 и 4 меньше, чем 6. Таким образом, формирую у учащихся умение предвидеть результат своего труда.
Подобрав выражения для решения задач ( учащиеся для уверенности используют при рассуждении фишки, можно использовать чертежи, таблицы - в зависимости от цели урока) и получив ответы, совпадающие с числом или промежутком в прикидке, учащиеся убеждаются в правильности своих рассуждений. Подставив также полученный результат в условие задачи (если к количеству нарциссов прибавим 2, то получим число, равное количеству тюльпанов), учащиеся снова убеждаются в том, что решение задачи верно.
Перед изучением раздела, например, «Задачи на движение» мотивирую действия учащихся: ради чего? Зачем? Аргументирую надобность действий словами: «Это нам всем очень полезно». Так обеспечиваю развитие у школьников умение ставить цель и планировать свою деятельность.
Задача №459, стр.107, Рудницкая, В.Н., Юдачева, Т.В. Математика 4 класс часть 1, М.:Вентана-Граф, 2009, -127
В таких заданиях с избыточными данными (В 8 часов утра) у учащихся развивается способность к оценочным действиям . умение выделять главное. Перед решением задачи предлагаю поразмышлять над результатом ответа. (Число в ответе будет обязательно больше суммы 100 и 85, так как на такое расстояние удаляются мальчики за 1 минуту, а в пути они были больше минуты.) Предлагаю карточки-помощницы учащимся, неуверенным в своих силах, но по их желанию. Например:
-Найди расстояние, пройденное Антоном.
-Найди расстояние, пройденное Олегом,
-Найди расстояние между мальчиками.
По плану урока учащиеся решают задачу одним из способов:
1 способ
1) 100 + 85 = 185
2) 185 х 5 = 925
2 способ
1) 100 х 5 = 500
2) 85 х 5 = 425
3) 500 + 425 =925
Ответ : 925
По окончании решения, сравнив полученные ответы с прикидкой, учащиеся объединяются в группы по рядам и продолжают советуясь, обсуждая выполнять работу по задаче.
1 группа отвечает на вопрос:
- Какое расстояние будет между мальчиками через 6 минут? Через 4 минуты?
(Выбирают и объясняют любой из способов: 185 х 6 = 1110 или 925 + 185 = 1110. Так выполняют элементы исследовательской работы и делают выводы: при увеличении времени движения расстояние между объектами увеличивается, а при уменьшении – уменьшается.)
2 группа составляет и решает обратную задачу, в которой время движения – неизвестная величина.
3 группа составляет и решает обратную задачу, в которой скорость одного из мальчиков – неизвестная величина.
Оформив фломастером на листе формата А3 решение, руководители групп у доски объясняют его всему классу, тем самым обучают одноклассников. Слабые учащиеся чувствуют себя комфортно, ведь они тоже принимали участие в обсуждении плана решения задачи.
Таким образом, осознавая ценность совместной деятельности, учащиеся закрепили умение решать задачи по нахождению неизвестных величин при одновременном движении объектов из одной точки в противоположных направлениях и доказали правильность решения. Можно продолжить работу по задаче, изменяя одну из величин.
Решив эту задачу, учащиеся осознают социальную, практическую и личностную значимость учебного материала и дают оценку своим знаниям : что понял хорошо, над чем необходимо поработать; что я приобрёл, когда узнал и что я потерял бы, если бы не узнал.
Оценочные критерии в тетради «Дружим с математикой» также помогают учащимся осуществить самооценку своей деятельности (выполнил быстро ,правильно и самостоятельно; правильно, но медленно; правильно, но с помощью других; сомневаюсь в правильности решения и др.)
Формирование приёмов анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. успешно реализуется при составлении карты-дерева изучаемой темы или раздела. Она составляется на уроках в процессе изучения раздела тематического планирования. По завершении изучения этого раздела учащиеся целостно осознают изученное.
___________________
Можно продолжить карту-дерево, детализировать её относительно одновременного (неодновременного) начала движения, величин скорости движущихся объектов.
Кропотливая повседневная работа учителя и учащихся приводит к качественным изменениям в развитии детей. Они могут ответить себе на вопрос: «Какой я ученик на самом деле, каким я хочу и могу стать?»
При установлении причинно-следственных связей, выборе и обсуждении способа решения задачи и в других ситуациях на уроке учащиеся в общении друг с другом используют речевые клише: »Позволь, Сережа, мне с тобой не согласиться, так как …» или «Я думаю, Таня не права, так как …» и др. Речевые клише и ненавязчивые дыхательные и физические упражнения как коллективные, так и индивидуальные позволяют снять эмоциональную напряжённость, таким образом улучшить межличностные отношения в классе, формировать толерантность у учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сертификат участника YII Международной интернет конференции "Образование: вчера, сегодня, завтра"
Сертификат участника YII Международной интернет конференции "Образование: вчера, сегодня, завтра", статья "Интеллектуальное воспитание школьника в учебно-воспитательной деятельности"...
V Международная научная конференция: "Результативность исследовательской деятельности в 2013-2014 году"
V Международная научная конференция: "Результативность исследовательской деятельности" Сентябрь - 2016г....
Из опыта моей работы: внеклассные мероприятия, уроки, технологические карты, авторская статья. Итоги областного заочного конкурса детских творческих работ "Мы - твои друзья!
Внеклассные мероприятия "Чудеса под Новый год" . «Масленица наша, нет тебя краше». Семейные посиделки «Союз родных сердец». Конспект урока по курсу...
Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...
"Актуальные вопросы педагогики и психологии" Материалы I Международной заочной научно-практической конференции. 2018г.
В сборнике материалов I Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии» представлены статьи, посвященные актуальным проблемам современной...
Иванова Е.В. Теоретические основы организации обучения в начальной школе // Наука и образование в контексте глобальной трансформации: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 января 2024 года. – Петрозаводск: Меж
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы организации обучения в начальной школе. Сделан акцент на том, что цель начального образования - это развитие личности школьника, формирование у...
Мотивация учебной деятельности учащихся. (СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ «ПРОФЕССИЯ, ЧТО ВСЕМ ДАЁТ НАЧАЛО: РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ» III международная педагогическая конференция.(стр.147)
Статья посвящена вопросу мотивации учебной деятельности учащихся. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учебной деятельности....