V Международная научная конференция: "Результативность исследовательской деятельности в 2013-2014 году"
методическая разработка по теме
V Международная научная конференция: "Результативность исследовательской деятельности" Сентябрь - 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_zadachi_pedagogiki.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные задачи педагогики
В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Актуальная задача педагогики в том, чтобы показать родителям, что семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители- первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Родителям приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи родителям в овладении основами педагогических знаний. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и её потребностях, создающих соответствующий нравственный микроклимат.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере взаимных симпатий. Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно- эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности с родителями (затем с взрослыми и сверстниками) эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мир родителей (взрослых) и мир детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально-эмоциональное развитие ребенка.
Похожая статья: Принципы космической педагогики К. Н. Вентцеля
Основы благоприятного социально-эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый-ребенок». Смысловые, эмоционально теплые взаимоотношения родителя с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к положительно окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Чтобы эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, родителям необходимо постоянно оказывать ребенку психологическую, в том числе эмоциональную поддержку, избегать жесткой зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка. Это позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной профилактикой неврозов и других психических нарушений.
В три года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!». Начинается становление самосознания ребенка, последовательное формирование различных компонентов его структуры. В этот период очень важно родителям приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я? Какой я? Ребенок способен различать простейшие эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально - принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.
Для социально-эмоционального развития малыша в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребёнка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы. Для обогащения социального – эмоционального развития ребёнка целесообразно в семье создать такие условия, в которых ребёнок мог бы активно усваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческого – деятельностного.
Социально-эмоциональное развитие ребёнка осуществляется благоприятно при условии “представленности” в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности ребёнка в их освоении. Так, включениеценностного компонента формирует ориентацию ребёнка в общечеловеческих ценностях добра, красоты, справедливости, в ценности своей семьи. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребёнком личностно-значимыми и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими.
Познавательный компонент социального опыта информирует ребёнка о принятых в обществе нормах и способах поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций.
Коммуникативный и поведенческо-деятельностный компоненты помогают ребёнку освоить многообразие форм социального взаимодействия, сотрудничества, с использованием вербальных и невербальных средств коммуникаций, а так же культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребёнку активно выражать свои чувства и желания.
Как утверждают отечественные учёные, социально-эмоциональное развитие осуществляется постоянно, пронизывает всю жизнедеятельность ребёнка в семье. В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально – эмоционального развития является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребёнка. К ним относятся:
- Потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
- Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительные самоутверждения, формирует чувства уверенности.
- Потребность в признании достижений ребёнка со стороны родителей, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру.
- Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка.
- Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.
Степень удовлетворённости этих потребностей обусловлена теми условиями, в которых живёт и развивается ребёнок, то есть средой. Как известно, ближайшее социальное окружение ребенка – семья. Средовой подход семьи в воспитании является сегодня одним из популярных. Среда выступает в роли обобщённого, совокупного, объединённого, целостного средства. Качество среды зависит от взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения факторов и условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года
Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....
отчёт о реализации социального проекта классной детской организации "Солнышко" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года
В отчёте представлена результативность работы социального проекта "Добро начинается с тебя" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года...
анализ воспитательной работы в 4 классе за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года
анализ воспитательной работы раскрывает деятельность классного руководителя по различным направлениям...
анализ использования ИКТ на уроках в начальной школе за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года
анализ использования ИКТ на уроках...
План мероприятий, направленных на реализацию ФГОС НОО и подготовку к внедрению ФГОС ООО в 2013 – 2014 учебном году в МАОУ «Ныробская СОШ»
Реализация ФГОС НОО и подготовка к внедрению ФГОС ООО...
Наградные материалы по проектно-исследовательской деятельности за 2013/2014 уч.год
Наградные материалы моих учеников по проектно-исследовательской деятельности за 2013/2014 уч.год...
Анализ воспитательной работы в 3 "Б" классе за 4 четверть 2013-2014 учебног года
Воспитательная работа в 3" Б" классе была многоплановой и разносторонней, направленная на решение основных воспитательных задач....