Использование ИКТ в учебном процессе и внеклассной работе в начальной школе МОУСОШ № 18
методическая разработка по теме

Гребенюк Елена Николаевна

 

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsof_word_2.doc50 КБ
Файл ispolzovanie_ikt.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

              Использование  ИКТ  

      в учебном  процессе  

    и  внеклассной  работе    

       в начальной  школе

          МОУСОШ № 18

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

  1. развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  2. перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  3. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  4. проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  5. индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Современные средства информационно-коммуникационых  технологий позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках.

Хорошим  помощником  в овладении ИКТ  на  уроках  и внеурочной  деятельности  стал  индивидуальный  компьютер (классмейт)  для  каждого   учащегося  начальной  школы, полученный  в  рамках муниципальной  и краевой  программы.

 Учителями  готовятся презентации при подготовке  к урокам.(приложение№1)  

На  занятиях школьники:

  1. учатся создавать и выполнять тестирующие презентации с включением небольших программ,
  2. выполняют тесты созданные в программе      «e- Learninq», (приложение№2)
  3. готовят альбомы  классов, персональные страницы  в форме презентаций, (приложение№4)
  4. создают межпредметные проекты,  
  5. участвуют в сетевых конкурсах как учащиеся, так и учителя.(приложение№5)

Все это позволяет повышать уровень прикладных знаний и умений в области информационных технологий, развивать интерес к проектно - исследовательской деятельности на уроках и внеурочной  деятельности.

         Большую  помощь  в подготовке  и  проведении  уроков  оказывают

  1. «электронные учебники» – программные продукты комплексного характера, предназначенные для изучения нового материала, его практического освоения и последующего контроля знаний, где соответствующие типовые единицы  представлены в примерно равных пропорциях.

     библиотеки электронных наглядных пособий – комплекты цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), выполненных как отдельные (автономно используемые) объекты – иллюстрации, анимации, аудио- и видеофрагменты, интерактивные модели, обучающие игры и пр., для удобства пользования собранные в рамках единой оболочки.  Библиотека наглядных пособий»; в других образовательных комплексах обычно также предусмотрен отдельный подраздел Галерея, где отдельно собраны основные иллюстративные объекты. В своей  работе  учителя  начальной школы  используют  программный продукт  фирмы «1С»

   Серия «Семейный наставник»

Данная серия дисков (предполагающая для каждого из предметов – Русский язык (2-4 кл.) и Математика (2-4 кл.) – по одному CD для каждого класса) разработана фирмой «Инис-Софт» и представляет собой прежде всего мощные интерактивные тренажеры для коррекции знаний, снабженные развернутой системой оценивания работы учащихся. При этом предусматривается первоначальное тестирование, позволяющее определить исходный уровень знаний и умений ученика, а также получить исчерпывающую уточняющую диагностику причин возникновения пробелов в знаниях, и подробные рекомендации по работе с коррекционными заданиями (причем эти рекомендации могут далее, в процессе работы учащегося с диском, дополнительно уточняться). Предусмотрен также индикатор динамики успешности работы учащегося, отражающий не просто процент правильно выполненных заданий очередного теста, а показатель роста этого процента по мере выполнения нескольких тестов.      

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия» версия 3            

Целями УМК «Начальная  школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия» являются:

  1. Повышение эффективности подготовки детей с помощью использования имеющихся в учреждениях образования современных средств обучения — CMPC.
  2. Снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам.
  3. Широкое использование при проведении всех видов уроков — теоретических, практических, контрольных, а также при самообразовании учащихся.
  4. Мотивация учащихся и стимулирование их интереса к обучению, индивидуализация процесса обучения школьников.
  5. Обеспечение максимальной реализации принципа доступности обучения за счет использования уникальных средств визуализации учебного процесса.
  6. Обеспечение высокого уровня качества обучения, не зависимо от квалификации учителя-предметника.

2.1. Дидактические возможности УМК

УМК  эффективно использоваться при подготовке к уроку, проведении урока и во внеурочной работе .На занятиях  кружка «Юный программист», «В мире

информатики».

Учитель в соответствии с программой обучения при планировании и подготовке уроков может:

  1. использовать готовые фрагменты уроков при объяснении нового материала;
  2. осуществить предварительный просмотр объектов;
  3. использовать ИО как иллюстративный материал для разъяснения тем или проблемных ситуаций изучаемого материала;
  4. комбинировать различные виды объектов.

Во время проведения урока УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия» обеспечивает иллюстративное и информационное сопровождение урока, что позволяет учителю использовать информационные объекты (фотографии, схемы, интерактивы, видеофрагменты, анимации и др.). На этом этапе учитель также может организовывать частично-поисковые и исследовательские виды работ с использованием информационных объектов, стимулировать познавательный интерес учеников.

Во время внеурочной работы, например, на факультативных занятиях, на дополнительных занятиях, во время работы группы продленного дня и кружков, учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся, предлагая им самим решить проблемную ситуацию, обозначенную учителем.

УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия» позволяет сочетать его различные составные части в ходе проведения уроков по разнообразной тематике, проводить интегрированные занятия. Многообразие дидактических возможностей комплекта дает учителю возможность проводить не только эффективные и увлекательные уроки, но и значительно повысить мотивацию обучения у школьников, сделать процесс обучения более продуктивным и интересным.

   Также  при  использовании  на  занятиях ИКТ не  забываем  об инструкциях  и требованиях  существующих  при  работе  с компьютером , необходимых для  сохранения жизни и  здоровья  учащихся.

   Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13.

    Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером. (В.обр. 21/2003)

Рекомендации и иструкции по использованию компьютеров в начальной школе.(приложение №7)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

19.12.2012 1 Использование ИКТ в начальной школе МОУСОШ № 18

Слайд 2

19.12.2012 2 Информационно коммуникативные технологии В учебном процессе Во внеурочной деятельности

Слайд 3

19.12.2012 3 Тема для обсуждения Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Слайд 4

19.12.2012 4 ИКТ в учебном процессе Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися; активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Слайд 5

19.12.2012 5 Оборудование для подготовки и проведения уроков с использованием ИКТ есть в каждом классе начальной школы

Слайд 6

19.12.2012 6 Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Слайд 7

19.12.2012 7 Современные средства информационно-коммуникационых технологий позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках.

Слайд 8

19.12.2012 8 Классмейт для каждого учащегося Хорошим помощником в овладении ИКТ на уроках и внеурочной деятельности стал индивидуальный компьютер (классмейт) для каждого учащегося начальной школы, полученный в рамках муниципальной и краевой программы. На занятиях школьники: учатся создавать и выполнять тестирующие презентации с включением небольших программ, выполняют тесты созданные в программе« e - Learninq » готовят альбомы классов, персональные страницы в форме презентаций, создают межпредметные проекты, участвуют в сетевых конкурсах как учащиеся, так и учителя. Все это позволяет повышать уровень прикладных знаний и умений в области информационных технологий, развивать интерес к проектно - исследовательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности.

Слайд 9

19.12.2012 9 Фото для участия в сетевом конкурсе

Слайд 10

19.12.2012 10 Используем в своей работе Большую помощь в подготовке и проведении уроков оказывают «электронные учебники» – программные продукты комплексного характера, предназначенные для изучения нового материала, его практического освоения и последующего контроля знаний, где соответствующие типовые единицы представлены в примерно равных пропорциях.

Слайд 11

19.12.2012 11 «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия» версия 3 Целями УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия» являются: Повышение эффективности подготовки детей с помощью использования имеющихся в учреждениях образования современных средств обучения — CMPC . Снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам. Широкое использование при проведении всех видов уроков — теоретических, практических, контрольных, а также при самообразовании учащихся. Мотивация учащихся и стимулирование их интереса к обучению, индивидуализация процесса обучения школьников. Обеспечение максимальной реализации принципа доступности обучения за счет использования уникальных средств визуализации учебного процесса. Обеспечение высокого уровня качества обучения, не зависимо от квалификации учителя-предметника.

Слайд 12

19.12.2012 12 Дидактические возможности УМК УМК эффективно используется при подготовке к уроку, проведении урока и во внеурочной работе. Учитель в соответствии с программой обучения при планировании и подготовке уроков может: использовать готовые фрагменты уроков при объяснении нового материала; осуществить предварительный просмотр объектов; использовать ИО как иллюстративный материал для разъяснения тем или проблемных ситуаций изучаемого материала; комбинировать различные виды объектов.

Слайд 13

19.12.2012 13 Внеурочная деятельность Во время внеурочной работы , например, работы группы продленного дня и кружков(«Юный программист», «В мире информатики») учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся, предлагая им самим решить проблемную ситуацию, обозначенную учителем.

Слайд 14

19.12.2012 14 Занятия кружка

Слайд 15

19.12.2012 15 Значение и возможности ИКТ Многообразие дидактических возможностей комплекта дает учителю возможность проводить не только эффективные и увлекательные уроки, но и значительно повысить мотивацию обучения у школьников, сделать процесс обучения более продуктивным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе

В статье освещается важность и необходимость применения ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе учителя начальных классов Кузьминой Е.Г.

В данной  работе  излагается  использование  здоровьесберегающих  технологий  на  уроках  и  во   внеклассной  работе...

Творческий проект в учебной и внеклассной работе в начальной школе

Статья на тему: " Творческий проект в учебной и внеучебной работе в начальной школе"...

Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе

Презентация по теме "Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе"...

Статья по теме: «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»

Данная статья предназначена для работы с детьми ОВЗ. В ней можно найти различные методы и приёмы, которые я использую на своих уроках....

Использование проектной методики на уроках английского языка и во внеклассной работе в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например, метод ...

Использование интерактивных методов в процессе формирования орфографической зоркости в начальной школе.

Использование интерактивных методов в процессе формирования орфографической зоркости в начальной школе....