Коллективная система обучения (КОС).
статья (3 класс) по теме
Для каждого учителя важна проблема гуманизации знаний, воспитания интереса к учению, формирования потребности и готовности к непрерывному самообразованию. В своём стремлении решить данные задачи учителя неизбежно приходят к активным формам обучения (развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве), среди которых достойное место ,по моему мнению, занимает коллективный способ обучения (работа в постоянных и сменных парах, в малой группе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коллективная система обучения (КСО). | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективная система обучения (КСО).
Кострубова Елена Васильевна
учитель начальных классов 119 школы
Калининского района г. Санкт-Петербурга.
Для каждого учителя важна проблема гуманизации знаний, воспитания интереса к учению, формирования потребности и готовности к непрерывному самообразованию. В своём стремлении решить данные задачи учителя неизбежно приходят к активным формам обучения (развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве), среди которых достойное место, по моему мнению, занимает коллективный способ обучения (работа в постоянных и сменных парах, в малой группе).
Чем привлекают эти формы организации работы?
При коллективном способе обучения развивается творческое мышление; формируется умение работать с литературой; излагать свои мысли, знания; навык самоконтроля и самооценки; обеспечиваются условия для активно речевой деятельности и вырабатываются хорошие знания.
Предлагаемые формы работы способствуют развитию лучших сторон личности: внимательное, заботливое отношение к окружающим людям, уважение к товарищам, чувство ответственности за свою работу и совместную работу с товарищами; готовность поделиться своими знаниями и умениями. Формируются такие качества, как терпеливость, настойчивость. Совместная работа помогает ученику избавиться от поверхности, недобросовестности.
Эти формы работы дают возможность каждому ученику, даже самому слабому, почувствовать свою необходимость, свою значимость в коллективе, испытать радость общения в процессе познания, способствуют утверждению личности.
Коллективный способ обучения, разработанный В.К.Дьяченко, находит своё применение и в начальной школе.
Так как на уроках с использованием названных форм работ применяются карточки, очень большое значение имеет их составление.
Начало карточки связано с изучением теоретического материала, поэтому в ней кратко сообщаются теоретические сведения. Далее следуют практические задания. Первое задание должно быть нетрудным. Постепенно задания усложняются.
Что следует учесть при коллективном способе обучения?
Сначала надо научить работать в постоянных парах. Ученики учатся задавать вопросы, отвечать на них, обсуждать ответы, слушать объяснение, осуществлять взаимную проверку, возражать, спорить, отстаивать своё мнение, убеждать. Постепенно овладевают умением пользоваться алгоритмами в работе.
Как организовать работу в парах постоянного состава?
Если на уроке повторяется две темы, то их можно распределить между учениками по вариантам. Тогда два ученика за одним столом будут повторять каждый свою тему. Например, «Правописание слов с разделительным ь знаком» и «Правописание слов с разделительным ъ знаком». То есть ученикам даётся возможность вспомнить , сравнить правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.
Когда ученик закончит работу над карточкой, он рассказывает теорию товарищу. Его напарник может задать вопрос, уточнить. То же делает и его товарищ. А после этого они обмениваются карточками и выполняют практические задания карточки товарища.
В конце работы сверяют выполнение заданий. В помощь учащимся раздаются памятки (алгоритм работы).
Памятка.
- Повтори теорию, правило.
- Выполни все задания в карточке.
- Расскажи правило товарищу.
- Выслушай объяснение товарища.
- Поменяйся карточками.
- Выполни практическую часть карточки товарища.
- Сверьте друг с другом выполненные задания.
- Выполните общее упражнение.
Так повторялись, например, темы «Союзы и предлоги», «Сложные и простые предложения», «Однородные члены предложения» в 4 классе.
Когда учащиеся научатся работать в постоянных парах, можно переходить к парам сменного состава.
Например, класс одновременно повторяет две темы.
Первая, третья, пятая парты получают карточку №1, а вторая, четвёртая и шестая - №2. При этом два ученика ,сидящие за одним столом, изучают одну и ту же тему.
Начинают они с работы в постоянных парах. Когда закончена работа над своей карточкой, происходит смена пар; при этом ученик с первой парты правой колонки переходит на последнюю парту, а все остальные передвигаются по цепочке на одну парту вперёд.
Образовалась новая пара, теперь у каждого свой № карточки. Начинается взаимообмен заданиями, используется памятка в постоянных парах, начиная с 3-го пункта.
И наконец, когда учащиеся научатся работать в сменных парах, можно переходить к более сложной организационной форме – работе в сменных парах в малой группе (по 4-7 человек в каждой группе, в зависимости от количества одновременно изучаемых вопросов, тем, подтем).
Малые группы формируются для выполнения блоков заданий. Состав группы определяется учителем. Число учащихся в ней – по количеству карточек в блоке (все карточки охватывают всю тему).Например, в 1 классе повторялась тема «Гласные е,ё,ю,я». В малой группе было 4 человека, т.к. дети закрепляли четыре положения по этой теме.
Карточка №1. Правописание гласных в начале слова.
Карточка №2. Правописание гласных после ъ и ь разделительных знаков.
Карточка №3. Правописание е,ё,ю,я после гласных.
Карточка №4. Правописание е,ё,ю,я после согласных.
Каждая малая группа имеет листок учёта.В малой группе можно назначить ассистента, координирующего порядок работы в ней.
Каждый ученик, приступая к работе над своей карточкой, в листке учёта напротив фамилии и карточки ставит точку. Выполнив работу, ставит +, образует пару и работает в постоянной паре, сменяя напарника по мере выполнения карточек.
Заключение
Предлагаемая форма обучения, как коллективный способ обучения (работа в постоянных, сменных парах, в малых группах) , успешно проводилась мною в начальной школе. Результат положительный будет тогда, когда работа ведётся в системе. Ребята с удовольствием работают на таких уроках, хорошо усваивают учебный материал и в контрольных работах показывают результаты выше, чем при изучении традиционным способом.
Обращает на себя внимание то, что ребята становятся терпимее друг к другу, проявляют заботу об одноклассниках, более ответственно относятся к самостоятельной работе.
Всё это убеждает, что работа в постоянных и сменных парах имеет право на применение её в практике и поможет учителю добиться высоких результатов в обучении, воспитании развитии учащихся, повысит их интерес к учёбе.
Список литературы:
- Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярский университет. Красноярск. 1998г.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. Книга для учителя. М., Просвещение,1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе
Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...
Коллективные способы обучения
Технология КСО - формирует навык сотрудничества совместной работы в парах.Ученик научится учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение....
Коллективные способы обучения
Технология КСО - формирует навык сотрудничества совместной работы в парах.Ученик научится учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение....
Коллективные способы обучения и воспитания младших школьников.
Обобщение опыта работы по теме "КСО в обучении и воспитании.Главная цель:научить детей сотрудничеству не только «учитель – ученик», но и «ученик – ученик», умению строить диалог, отстаивать свою точку...
Организация коллективной формы обучения на уроках русского языка в начальных классах (из опыта работы учителей)
Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща. Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются п...
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового вз...
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения...