Коллективные способы обучения
статья (2 класс) на тему

Барташевич Надежда Васильевна

Технология КСО -  формирует навык сотрудничества совместной работы в парах.Ученик научится учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kollektivnogo_sposoba_obucheniya.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коллективного способа обучения

К личностно-ориентированным технологиям обучения относится и технология коллективного взаимообучения А.Г.Ривина и его учеников. Методики Ривина имеют различные названия «Организованный диалог», «Сочетательный диалог», «Коллективное взаимообучение», «Коллективное взаимообучение», «Коллективный способ обучения» (КСО), «Работа учащихся в парах сменного состава». КСО – такая форма обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.

Я применяю элементы технологии КСО на основе трудов профессора В.К. Дьяченко. Дьяченко Виталий Кузьмич (1923-2008 гг.) - Российский педагог и психолог. Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член Международной Педагогической академии (с 1996 г.), современный теоретик коллективного способа обучения (КСО). Автор 13 монографий по дидактике и проблемам создания коллективного способа обучения. Заведующий кафедрой Новые педагогические технологии Красноярского краевого ИПК РО. 

Общие правила организации парной работы:

 Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи.  Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;

Разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия.

Детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому «слабому» ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь.

При оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества)

Перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.

Золотые правила при организации парной работы:

  1. Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
  2. 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
  3. Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
  4. Не наказывать лишением работы в паре.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.

Парную работу можно строить в трёх видах:

- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями (учитель- ученик), так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, слабый-сильный при условии взаимного расположения;

- динамическая пара четверо учеников готовят одно задание, но имеющие четыре части, после подготовки своей части задания и самоконтроля, школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнёром);

- вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения, обеспечивает успешность каждому ребёнку.

Виды работ в отдельно взятой паре: 

Обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

 На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Результат:

В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

 - В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

 - Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

 - Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит обеспечивает более прочное усвоение.

На уроках русского языка провожу взаимные диктанты со сменой партнёра.

При проведении взаимодиктантов:

  1. у обучающихся вырабатываются навыки совместной работы;
  2. они активнее включаются в учебный процесс;
  3. у них быстрее вырабатывается навык самоконтроля;
  4. повышается орфографическая зоркость.

Для того чтобы ученики научились диктовать, проверять, выполнять работу

над ошибками, оценивать, учитель предварительно организовывает взаимные

диктанты: вызывает учеников и показывает перед классом всю процедуру проведения данного вида деятельности.  На взаимодиктанты отводится от 10 до 25 минут. Над одной темой можно работать на протяжении нескольких уроков. К наиболее трудным темам можно возвращаться неоднократно. Анализ допущенных ошибок дает возможность учителю грамотно

спланировать дальнейшую работу по устранению пробелов в знаниях

учащихся. Например,

Тема: Перенос слов

Задание: разделить слова для переноcа

№ 1. Стройка, волейбол, прутья,

Ульяна, жильё, зайчата, воробьи,

перья, майка, поют.

_____________________________________________

№ 2. Вьюга, майский, Илья,

семья, чайник, друзья, сучья, льют,

зайка, Васильевна.

_______________________________________________

№ 3. Веселье, лейка, стулья,

клочья, пойдём, соловьи, счастье,

чайка, война, ручьи.

_________________________________________________

№ 4. Ученье, двойка, линейка,

братья, крылья, балалайка, хлопья,

ненастье, прилежанье, вьют.

________________________________________________

№ 5. Дарья, печенье, прийти,

жилье, тайна, осенью, ружьё, прутья,

здоровье, Марья.

______________________________________________

№ 6. Колосья, прочитайте,

бьёт, обезьяна, Татьяна, рой, платье,

свинья, лужайка, Аксинья.

__________________________________________

№ 7. Шалунья, стройте, братья,

улей, чай, гостья, вьюнок,

иней, Наталья, колосья.

___________________________________________

№ 8. С радостью встречают,

воскресенье, бежит рысью, пью,

листья, Валерьевич, войска, идёт

степью, волчьи следы, отдыхали

у ручья.

_______________________________________

№ 9. Лисьи хвосты, трамвайный,

мойка, облетают с деревьев,

обезьянка, ловит сетью, пойма,

сели под тенью, семейный, польёт

огород.

_______________________________________

№ 10. В ручейке, барсучьи

норы, прийти, слой, солью воду,

шьёт платье, землеройка, стирает

бельё, пойми, зарядить ружьё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...

Коллективные способы обучения

Технология КСО -  формирует навык сотрудничества совместной работы в парах.Ученик научится учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение....

Коллективные способы обучения и воспитания младших школьников.

Обобщение опыта работы по теме "КСО в обучении и воспитании.Главная цель:научить детей сотрудничеству не только «учитель – ученик», но и «ученик – ученик», умению строить диалог, отстаивать свою точку...

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

         В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового вз...

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения...