Деятельностный подход в обучении.
статья (1 класс) по теме

Прокофьева Наталия Вадимовна

 

В   основу   Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  обеспечении    соответствия  учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности. Процитируем замечательного исследователя Д.Б.Ковина: "Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания". Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности.   А значит, главной задачей  системы образования сегодня состоит воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать  за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему  учебная деятельность является универсальным средством развития. Освоив ее, ребенок оказывается способным учить себя там и тогда, где и когда у него  возникает в этом потребность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyat._statya_2.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Прокофьева Наталия Вадимовна

Учитель начальных классов МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №11»,

г. Усть- Илимск

 

Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
до чего он может додуматься сам.
Давайте возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие

Э.И. Александрова

В   основу   Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  обеспечении    соответствия  учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности. Процитируем замечательного исследователя Д.Б.Ковина: "Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания". Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности.   А значит, главной задачей  системы образования сегодня состоит воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать  за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему  учебная деятельность является универсальным средством развития. Освоив ее, ребенок оказывается способным учить себя там и тогда, где и когда у него  возникает в этом потребность.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Эффект каждого воздействия на учащегося обусловливается его отношением к учению, уровнем подготовленности, другими индивидуальными особенностями. Взаимодействие учителя и ученика должны вызвать процесс самодвижения, саморазвития. Учебные действия, умственные и практические операции и действия, сознательная и целенаправленная регуляция собственного поведения и учения, формирование индивидуального стиля учебной деятельности являются главными продуктами учебно-воспитательного процесса.

Учебный предмет ”Математика” уникален в деле формирования личности. Образовательный,  развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

Создание условий для развития выше перечисленных качеств  личности и её саморазвития является одна из функций  универсальных учебных действий, формированию которых необходимо уделять особое внимание уже на первой ступени обучения.    Автор  курса  математики   Э.И. Александрова  «Классическая начальная школа» реализует  основной принцип - единства сознания и деятельности. Учащиеся работают по схеме: делаю-осознаю-руковожу следующими действиями. Часть заданий учебника – это поэтапное выполнение действий (работа по алгоритму). Следующий принцип – это опора на ведущую деятельность (учение).

С первых дней изучения математики дети выполняют практические задания, работают руками  (прикладывания одного предмета к другому, перекраивания фигур, переливания, пересыпания, ощупывания, т.е. опоры на все органы чувств). Для это ученик использует на уроках бумагу, нитки, ножницы, проволоку,  пластилин, конструкторы и т. д.  Вся учебно-поисковая деятельность на первом году обучения связана с овладением  способами сравнения различных предметов, окружающих ребенка.  Характер заданий, их использование и подбор основаны на принципе составления обратной задачи по отношению к данной. Использование различных  типов заданий позволяет не только учить ребенка думать, развивать  интуицию, воображение, но и включать эмоции, ставить новые исследовательские задачи и создает  атмосферу сотворчества и соразмышления.

В связи с этим уместно вспомнить о емком и образном выражении А.Н. Леонтьева «прожить обучение», которое   становиться частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий   практический смысл.

Центральной   задачей 1 класса   является формирование мотивации учебной деятельности. Решению этой задачи  совместная деятельность.  В её основе лежит эмоциональная поддержка, что  особенно важно на первых этапах       вхождения в учебный процесс, в период адаптации. Другая цель  совместной деятельности – совместное решение проблемы, стоящей перед учениками. Наиболее распространенной формой кооперации  является работа  по типу – «часть - целое»: один ребенок начинает, другой продолжает  или  сравнивает  индивидуальные  решения, выбирает оптимальное и т.д. Совместная   деятельность  организовывается  для решения учебно-практических  задач. А решать учебную задачу  - это действовать  с учебным  материалом в неопределенной  ситуации, преобразовывать его.  В  период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объем его незначителен. Ученики как бы накапливают потенциал для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.

Содержание  учебника  даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам, но и для своевременного развития многогранной личности, обладающей коммуникативной компетенцией.   Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Литература:

  1. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.
  2. А.Б. Воронцов. Организация учебного процесса.- ВИТА Пресс   Москва, 2011
  3. Серия «Стандарты второго поколения» - «Просвещение» Москва, 2010
  4. А.К. Дусавицкий Е.М. Кондратюк И.Н. Толмачева З.И. Шилкунова

«Урок  в развивающем обучении»  - ВИТА Пресс   Москва, 2010

  1. Федеральный   государственный  образовательный стандарт начального общего образования.
  2. www/standart/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...