Деятельностный подход в обучении.
статья (1 класс) по теме
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Процитируем замечательного исследователя Д.Б.Ковина: "Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания". Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. А значит, главной задачей системы образования сегодня состоит воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Освоив ее, ребенок оказывается способным учить себя там и тогда, где и когда у него возникает в этом потребность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyat._statya_2.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Прокофьева Наталия Вадимовна
Учитель начальных классов МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №11»,
г. Усть- Илимск
Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
до чего он может додуматься сам.
Давайте возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие
Э.И. Александрова
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Процитируем замечательного исследователя Д.Б.Ковина: "Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания". Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. А значит, главной задачей системы образования сегодня состоит воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Освоив ее, ребенок оказывается способным учить себя там и тогда, где и когда у него возникает в этом потребность.
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Эффект каждого воздействия на учащегося обусловливается его отношением к учению, уровнем подготовленности, другими индивидуальными особенностями. Взаимодействие учителя и ученика должны вызвать процесс самодвижения, саморазвития. Учебные действия, умственные и практические операции и действия, сознательная и целенаправленная регуляция собственного поведения и учения, формирование индивидуального стиля учебной деятельности являются главными продуктами учебно-воспитательного процесса.
Учебный предмет ”Математика” уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.
Создание условий для развития выше перечисленных качеств личности и её саморазвития является одна из функций универсальных учебных действий, формированию которых необходимо уделять особое внимание уже на первой ступени обучения. Автор курса математики Э.И. Александрова «Классическая начальная школа» реализует основной принцип - единства сознания и деятельности. Учащиеся работают по схеме: делаю-осознаю-руковожу следующими действиями. Часть заданий учебника – это поэтапное выполнение действий (работа по алгоритму). Следующий принцип – это опора на ведущую деятельность (учение).
С первых дней изучения математики дети выполняют практические задания, работают руками (прикладывания одного предмета к другому, перекраивания фигур, переливания, пересыпания, ощупывания, т.е. опоры на все органы чувств). Для это ученик использует на уроках бумагу, нитки, ножницы, проволоку, пластилин, конструкторы и т. д. Вся учебно-поисковая деятельность на первом году обучения связана с овладением способами сравнения различных предметов, окружающих ребенка. Характер заданий, их использование и подбор основаны на принципе составления обратной задачи по отношению к данной. Использование различных типов заданий позволяет не только учить ребенка думать, развивать интуицию, воображение, но и включать эмоции, ставить новые исследовательские задачи и создает атмосферу сотворчества и соразмышления.
В связи с этим уместно вспомнить о емком и образном выражении А.Н. Леонтьева «прожить обучение», которое становиться частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл.
Центральной задачей 1 класса является формирование мотивации учебной деятельности. Решению этой задачи совместная деятельность. В её основе лежит эмоциональная поддержка, что особенно важно на первых этапах вхождения в учебный процесс, в период адаптации. Другая цель совместной деятельности – совместное решение проблемы, стоящей перед учениками. Наиболее распространенной формой кооперации является работа по типу – «часть - целое»: один ребенок начинает, другой продолжает или сравнивает индивидуальные решения, выбирает оптимальное и т.д. Совместная деятельность организовывается для решения учебно-практических задач. А решать учебную задачу - это действовать с учебным материалом в неопределенной ситуации, преобразовывать его. В период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объем его незначителен. Ученики как бы накапливают потенциал для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.
Содержание учебника даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам, но и для своевременного развития многогранной личности, обладающей коммуникативной компетенцией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Литература:
- Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.
- А.Б. Воронцов. Организация учебного процесса.- ВИТА Пресс Москва, 2011
- Серия «Стандарты второго поколения» - «Просвещение» Москва, 2010
- А.К. Дусавицкий Е.М. Кондратюк И.Н. Толмачева З.И. Шилкунова
«Урок в развивающем обучении» - ВИТА Пресс Москва, 2010
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- www/standart/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение в первом классе - обучение на опережение
Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...
Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...