Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
методическая разработка по теме

Сёмочкина Фарида Фаридовна

 

В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.

Пособие печатается по итогам проведения районного конкурса на лучшую разработку универсальных учебных действий.

Данные материалы адресованы в помощь учителям начальных классов и могут быть использованы ими как на уроках, так и во внеурочной деятельно­сти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Методические материалы для учителей начальных классов

Санкт-Петербург 2011


Авторский коллектив: Сёмочкина Фарида Фаридовна Бурняшева Марина Владимировна Сёмкина Наталья Алексеевна Костюченко Елена Валерьевна Тихомирова Людмила Николаевна

В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.

Пособие печатается по итогам проведения районного конкурса на лучшую разработку универсальных учебных действий.

Данные материалы адресованы в помощь учителям начальных классов и могут быть использованы ими как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Содержание

  1. Введение         4
  2. Определение понятия «универсальные учебные действия»         5
  3. Номенклатура универсальных учебных действий          7
  1. Личностные универсальные учебные действия         7
  2. Регулятивные действия          7
  3. Познавательные универсальные действия          8
  4. Коммуникативные универсальные действия          9
  1. Типовые задачи для оценки сформированное™

универсальных учебных действий                         11

  1. Личностные универсальные учебные действия         11
  2. Регулятивные действия         12
  3. Познавательные универсальные действия         16
  1. Задания на формирование знаково-символических действий ... 16
  2. Проблемная ситуация: «Посадка на Луну»         20
  3. Работа с тестом         23
  4. Логические умения         25
  1. Коммуникативные универсальные действия         29

Список литературы         31

1. Введение

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Целью образования становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов его организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

2. Определение понятия «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  1. познавательные и учебные мотивы;
  2. учебную цель;
  3. учебную задачу;
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий включают:

  1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

  1. определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированное™ личностных качеств и универсальных учебных действий;
  2. построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях;
  3. определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
  4. выделения возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированное универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
  5. определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
  6. разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.

Перспективной задачей должна стать разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию Программы развития универсальных учебных действий на этапе начального образования. Учебно-методический комплекс должен обеспечить организацию полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; поэтапную отработку действия, обеспечивающую переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) на основе решения системы задач, выполнение которых обеспечит формирование обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности универсальных учебных действий.

3. Номенклатура универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

Представим названные блоки УУД более подробно.

3.1. Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  2. действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  3. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

3.2. Регулятивные действия

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

  1. целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата: составление плана и последовательности

действий;

  1. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  2. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  3. коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  4. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  5. волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3.3. Познавательные универсальные действия

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
  3. знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  4. умение структурировать знания;
  5. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  6. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  7. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  8. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  9. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  4. подведение под понятия, выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей;
  6. построение логической цепи рассуждений;
  7. доказательство;
  8. выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  1. формулирование проблемы;
  1. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.4. Коммуникативные универсальные действия

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  5. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий - их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность

ю

4. Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий

4.1. Личностные универсальные учебные действия

Действия самоопределения и смыслообразоваиия

Групповое упражнение «Необитаемый остров»

Цели: - выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия;.

  1. демонстрация стратегий лидерства в группу;
  2. обучение группы сотрудничеству. Возраст: (10 - 14 лет)

Процедура проведения: Группе учащихся даётся следующая вводная:

«Ваш корабль, на котором вы все путешествовали, попал в шторм и затонул. Всем вам удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительное время невозможна. На острове нет пресной воды, нет съедобных продуктов. У вас есть большой лист бумаги и набор фломастеров. Также вы знаете координаты острова. У вас есть бутылка, в которую вы можете положить своё послание».

Задание: создать послание, для того, чтобы членов группы спасли. При создании послания необходимо учитывать какого-либо проходящего мимо судна.

Презентация совместных проектов.

Можно ограничить группу во времени, а можно и не ограничивать.

Немаловажное значение в данном взаимодействии играет доверие и процесс фасциации.

Данная игровая деятельность формирует межличностные отношения:

  1. достижения согласия;
  2. получение эмоциональной поддержки, одобрения;
  3. стремления принятия себя как личность, например, через самораскрытие и доверительное общение.

4.2. Регулятивные действия

Методика запоминания словарных слов Задание 1.

Цель: выявление сформированности действия поискового планирования, как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели.

Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий.

Возраст: ступень начального обучения (9-11 лет).

Форма и ситуация оценивания: групповая и индивидуальная форма.

Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

Цель: научить правильно писать словарные слова. Средство: использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика:

Записать словарное слово(Сл. слово) и поставить ударение. Например: береза

Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: бе. - ре - за

Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: б_Е., бе..

Найти ассоциативный образ (Ас. образ), связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

  1. цвету;
  2. месту расположения;
  3. форме;
  4. звучанию;
  5. действию;
  6. вкусу;
  7. материалу;
  8. назначению;
  9. количеству;
  10. и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Сл. слово Ас. образ

  1. береза - по цвету        б Е лая
  2. береза - кудрявая:        нужен гр Е бень - чтобы расчесать

- по форме        как буква Е

Результат: б_Е.реза - б_Е лая,

- гр_Е день (_Е.)

Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

б

б Ервза л а я

Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму,

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ученику своей ассоциации.

Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Аналогично показать классу разбор 3-5 словарных слов.

Произвести совместный разбор 3-5 новых словарных слов.

Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

Для проверки дать еще 2 слова.

Дать самостоятельную работу (1 несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.

Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.

Тестовая проверка.

(Количество словарных слов определяет учитель).

ВНИМАНИЕ! Подробность шагов сделана с целью "не потерять" кого- нибудь из учеников. После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему "шаг". Методика - не догма, а источник творчества.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета - бумАга        кАрман - дырА

дИректОр - крИк, рОт,        кОнцерт - н Ота, дО, хОр

зАвод - трубА,        кОрабль - вОлны, бОцман, кОк

инЕй - бЕлый, снЕг,        лАдонь - лАпа,

кАпуста - зАяц        мАшина - шинА

кАрандаш - грАнь, бумАга сОбака - хвОст

Пример объединения словарного и ассоциативного слова:

т        \з/        в        н

р        к А пуста        к Орабль        кОнцерт

у        я        л        т

б        ц        н        а зАвод

Задание 2. (формирование действий контроля)

Цель: выявление сформированности действия поискового планирования, как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели.

Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий.

Возраст: ступень начального обучения (9-11 лет).

Форма и ситуация оценивания: групповая и индивидуальная форма.

А и В. Ученик 4 класса, Петя Иванов, решал примеры на умножение. Вот что у него получилось.

735-67 = 49 180         

  1. 876-384 = 720 384         
  2. 860-472= 134 992 5 324-87 = 9 188 634-28=17 862

Его одноклассник, Витя Сидоров, посмотрев на решённые примеры, сказал, что он может в некоторых случаях, не решая, указать ошибки Пети.

? Согласен ли ты с Витей? Если «да», то отметь «галочкой» те примеры, которые он имел в виду и покажи, на что он обращал внимание.

Оставшиеся случаи проверь умножением «в столбик».


4.3. Познавательные универсальные действия

4.3.1. Задания на формирования знаково-символических действий Методика «Раскодирование»

Цель: - выявление умения ребенка осуществлять раскодирование с помощью символов; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и логического характера.

Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково- символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смысло- образования).

Возраст: (9-10 лет)

Форма: индивидуальная (или можно использовать данный вид деятельности и при групповой работе с учащимися)

Инструкция:

Задание 1. Поставь в выражение знаки действий «х» и «- », учитывая указанный порядок действий. Рассмотрите всевозможные случаи.

2 3 1 с О * О тО Р

Ключ: с х а - (м - р)

т ... п ... г ... а

с-а- м х р

Задание 2. Впиши пропущенные знаки действий в выражение, учитывая схему.

Если необходимо, поставь скобки.


Задание 3. Читая книги английских или американских писателей о путешествиях, приключениях, наверняка, вам приходилось сталкиваться с английскими мерами длины.

»«приблизительно равно»

Приведём некоторые приблизительные их значения в наших стандартных единицах длины.

1 дюйм « 25 мм 1 фут « 305 мм 1 ярд « 915 мм I миля » 1609 м

Выразите, опираясь на приведённую таблицу, «английские» расстояния в привычных для нас единицах длины.

  1. 9 дюймов к ... см ... мм
  2. 7 футов «... м ... см ... мм
  3. 4 ярда «... м ... см ... мм
  4. 3 мили «... км ... м
  5. 4 фута 5 дюймов «... м ... см ... мм

Ключ: 1) 225мм или 22см 5мм

2) 2135мм или 2м 13см 5 мм

  1. 3660мм или Зм 66см
  2. 4827м или 4км 827м
  3. 1345 мм или 1м 34см 5мм

Задача 4. Моделирование.

Задание 4.1. Составьте выражение для нахождения неизвестного по графической модели и найдите его.

 

на 50

785

5

б)

а)

(км)

(ч)

(км/ч)

$46

6

13

9

Г |J

 

Ключ: (546: ((546: 6) хЗ)) = 2        Ключ: (785-50) + (785: 5) = 872

Задание 4.2. Петя и Ваня находили значение выражения: 109200: (156-60+ 156-40).

При обсуждении полученных результатов учитель спросил ребят, сколько нужно выполнить арифметических действий, чтобы вычислить результат. Петя сразу же выдал ответ: «Это очень просто. Нужно просто пересчитать все знаки действий в выражении. Значит, в данном выражении четыре арифметических действия. Я так и вычислял. И по-другому быть не может. Это законное правило».

Ваня, послушав Петю, попытался ему возразить: «Я выполнил всего три действия и у меня получился такой же результат .. .»

Петя не дослушав, сказал: «Такого не может быть».

С кем из ребят ты согласен. Как бы ты на его месте рассуждал, чтобы убедить оппонента в своей правоте?

Ключ:

Я согласился как с Петей, так и с Ваней. Но более удобный способ, второй. Так как 156 является общим множителем и данное выражение можно следующим образом: 109200: (156 х (60+40)) = 7

Задание 4.3. Один не очень хорошо знающий математику человек решил покрыть весь пол в своей комнате целым куском ковра (не составляя его из отдельных частей). Вот план этой комнаты.

1

1

1

1

1

1

1 1

:

1 м

Комната человека, не очень хорошо знающего математику

!

1

)

1

Г -

j—

1

1

!

н        

!

j |

!

Mill

I

1

L

I

I

        ш „

i !

В магазине «Ковер-самолет» ковры имеются в рулонах шириной 2, 4 или 6 м. От выбранною покупателем рулона отрезают кусок требуемой длины.

? Помоги человеку, не очень хорошо знающему математику, выбрать рулон так, чтобы при покрытии пола ковром осталось как можно меньше отходов.

? Какой будет в этом случае плошадь купленного ковра?

? Сколько материала уйдет в отходы?

Ключ: 1. Рулон шириной 4 метра

2. Площадь купленного ковра равна 16 квадратных метров 3.1 квадратный метр материала уйдёт в отходы

4.3.2. Проблемная ситуация: «Посадка на Луну»

Цель: Решить проблемную ситуацию.

Формирование УУД идет в заданиях, где нужно проранжировать выделенные факторы ситуации. Ребенок должен их расположить по степени важности, на первое место, ставя самый важный фактор, затем чуть менее важный и т. д.

Возраст: ступень начального обучения (10-11 лет).

Решаемые задачи:

  1. Анализ проблемной ситуации.
  2. Самостоятельное нахождение способа решения проблемы.
  3. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
  4. Установление причинно-следственных связей.

Алгоритм проведения задания: Задание 1.

Прочитай текст.

Посадка на луну.

Вы - капитан космического корабля. Ваша ракета потерпела крушение. Вынужденная посадка произошла на темной стороне Луны. На светлой стороне вас ожидает исправный ракетоплан без экипажа. До него - 250 километров. Половина пути пролегает по темной стороне Луны, половина - по светлой. Ракетоплан снабжен радиомаяком. Вы и команда при крушении не пострадали.

Задание 2.

На борту корабля имеется определенное количество предметов. Значение предметов для выживания:

  1. Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг. Необходимы для дыхания.
  2. 25 л воды.

Необходимы для утоления жажды.

  1. Звездная карта лунного небосклона. Необходима для ориентации на темной стороне Луны.
  2. Приемопередатчик на солнечных батареях.

Необходим для ориентации на светлой стороне Луны.

  1. Пищевые концентраты. Необходимы для поддержания сил в пути.
  2. 20 м нейлонового шнура.

Может использоваться для транспортировки груза и преодоления группой людей горных хребтов.

  1. Аптечка первой помощи.

Необходима для оказания помощи при травмах, стимуляции сердечной деятельности и т. д.

  1. Шелковый купол парашюта.

По назначению использовать невозможно, но можно связать стропы, получив длинную веревку и шелк - для транспортировки грузов.

  1. Самонадувающая спасательная лодка.

На Луне может быть использована для транспортировки грузов или раненого человека.

  1. Коробка сухого молока.

Может служить как дополнительный резерв питания, хотя острой необходимости в ней нет.

  1. Переносной обогреватель на солнечных батареях.

Никакого значения для путешествия не имеет, так как на темной стороне не работает, а на светлой стороне температура поднимается до 200° С. Имеет более высокую стоимость по сравнению с другими, следующими за ним предметами.

  1. Сигнальные ракеты.

В условиях Луны бесполезны, так как без воздуха ракета гореть не будет.

  1. Магнитный компас.

Луна лишена магнитного поля. Компас не работает.

  1. Коробка спичек.

Без воздуха гореть не будут.

Вам как капитану нужно поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает его важность и полезность для пути. У самого важного ставите цифру 1, цифру 2- у второго по значению и так далее до 14, наименее важного для вас.

Коробка спичек-

Пищевые концентраты- □

20 м нейлонового шнура- |

Шелковый купол парашюта- | |

Переносной обогреватель на солнечных батареях

Коробка сухого мо.чока-\

Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг- |

Звездная карта лунного небосклона-

Самонадувающая спасательная лодка- £

Магнитный компас- j^j

25 л воды-

Сигнальные ракеты- j j Аптечка первой помощи- Q~J Приемопередатчик на солнечных батареях- |

Ответ:

Самыми важными в этой ситуации являются предметы, необходимые для поддержания жизни. Это кислородные баллоны и вода.

На следующее место по важности нужно поставить средства навигации. На Луне полезными могут быть только карта звездного неба - для ориентации при движении на темной стороне и приемопередатчик на солнечных батареях - для движения по радиомаяку на светлой стороне.

Путь должен занять не менее 5 дней. Поэтому, для поддержания сил, следующими по важности следует поставить продукты питания:: пищевые концентраты и сухое молоко.

Коробка спичек-14 Пищевые концентраты-5 20 м нейлонового шнура-9 Шелковый купол парашюта-10

Переносной обогреватель на солнечных батареях-11 Коробка сухого молока-б Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг-1 Звездная карта лунного небосклона-3 Самонадувающая спасательная лодка-8 Магнитный компас-13 25 л воды-2

Сигнальные ракеты-12 Аптечка первой помогу и-7 Приемопередатчик на солнечных батареях-4


4.3.3. Работа с тестом

Цель: Выявление умения работать с информацией, формулировать самостоятельные выводы и обоснованные суждения.

Решаемые задачи:

  1. Умение работать с научно-популярными текстами.
  2. Понимать информацию, представленную в виде таблиц и диаграмм.
  3. Формулировать самостоятельные выводы.
  4. Выстраивать логические связи по содержательной линии текста.
  5. Усваивать детальную информацию.
  6. Давать самостоятельные обоснованные суждения.

Алгоритм проведения задания: Задание 1.

Прочитай текст.

Александр Невский.

Князь Александр родился в Переславле- Залесском в 1220 году, а уже в 1223 году в пере- славском Преображенском соборе был торжественно совершен обряд пострига - старинный обряд признания ребенка законным сыном и наследником отца - князя Ярослава Всеволодовича.

Много времени уделялось обучению маленького Александра. Его учили и письму, и счету, и чтению. Но самое трудное было постигнуть ратное дело. Князь должен был не хуже профессиональных воинов - дружинников управлять конем, сражаться в конном и пешем строю, владеть рубящим, колющим оружием. Не со слов можно было этому научиться, только в деле! Поэтому с пятнадцати лет вместе с отцом Александр воевал против немцев. И одержал первую победу.

В двадцатилетнем возрасте молодой новгородский князь Александр Ярославович был назван Невским в честь знаменитой Невской битвы, которая закончилась победой русских войск над шведами. Произошла эта битва на берегах Невы 15 июля 1240 года.

Невская битва отсекла одну жадную руку, протянувшуюся к новгородской земле, - шведскую, но оставались еще немецкие рыцари - Ливонский орден.


Коробка спичек- ГП

Пищевые концентраты- □

20 м нейлонового шнура- |

Шелковый купол парашюта- | j

Переносной обогреватель на солнечных батареях

Коробка сухого молока-\

Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг- |

Звездная карта лунного небосклона-

Самонадувающая спасательная лодка- | |

Магнитный компас- j^j

25 л воды-

Сигнальные ракеты- j j Аптечка первой помощи- P^j Приемопередатчик на солнечных батареях- |

Ответ:

Самыми важными в этой ситуации являются предметы, необходимые для поддержания жизни. Это кислородные баллоны и вода.

На следующее место по важности нужно поставить средства навигации. На Луне полезными могут быть только карта звездного неба - для ориентации при движении на темной стороне и приемопередатчик на солнечных батареях - для движения по радиомаяку на светлой стороне.

Путь должен занять не менее 5 дней. Поэтому, для поддержания сил, следующими по важности следует поставить продукты питания:: пищевые концентраты и сухое молоко.

Коробка спичек-14 Пищевые концентраты-5 20 м нейлонового шнура-9 Шелковый купол парашюта-10

Переносной обогреватель на солнечных батареях-11 Коробка сухого молока-6 Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг-1 Звездная карта лунного небосклона-3 Самонадувающая спасательная лодка-8 Магнитный компас-13 25 л воды-2

Сигнальные ракеты-12 Аптечка первой помогуи-7 Приемопередатчик на солнечных батареях-4


4.3.3. Работа с тестом

Цель: Выявление умения работать с информацией, формулировать самостоятельные выводы и обоснованные суждения.

Решаемые задачи:

  1. Умение работать с научно-популярными текстами.
  2. Понимать информацию, представленную в виде таблиц и диаграмм.
  3. Формулировать самостоятельные выводы.
  4. Выстраивать логические связи по содержательной линии текста.
  5. Усваивать детальную информацию.
  6. Давать самостоятельные обоснованные суждения.

Алгоритм проведения задания: Задание 1.

Прочитай текст.

Александр Невский.

Князь Александр родился в Переславле- Залесском в 1220 году, а уже в 1223 году в пере- славском Преображенском соборе был торжественно совершен обряд пострига - старинный обряд признания ребенка законным сыном и наследником отца - князя Ярослава Всеволодовича.

Много времени уделялось обучению маленького Александра. Его учили и письму, и счету, и чтению. Но самое трудное было постигнуть ратное дело. Князь должен был не хуже профессиональных воинов - дружинников управлять конем, сражаться в конном и пешем строю, владеть рубящим, колющим оружием. Не со слов можно было этому научиться, только в деле! Поэтому с пятнадцати лет вместе с отцом Александр воевал против немцев. И одержал первую победу.

В двадцатилетнем возрасте молодой новгородский князь Александр Ярославович был назван Невским в честь знаменитой Невской битвы, которая закончилась победой русских войск над шведами. Произошла эта битва на берегах Невы 15 июля 1240 года.

Невская битва отсекла одну жадную руку, протянувшуюся к новгородской земле, - шведскую, но оставались еще немецкие рыцари - Ливонский орден.


Александр встретился с немецкими рыцарями в битве на Чудском озере. И в этой битве замысел его удался: немецкий клин глубоко втянулся между русскими конными дружинами, боевой рыцарский строй сломался. И часть рыцарского войска удалось загнать на хрупкий лед. Всадники и кони, закованные в тяжелое железо, тонули и не имели возможности выбраться из воды. Так победой русских войск закончилась битва на Чудском озере.

Александр Невский совершил и другие походы. Благодаря внушительным победам, полководец добился главного: остановил широкую агрессию на западные и северо-западные рубежи Руси.

В 1742 году останки великого полководца перенесены из Владимира в петербургский Александро-Невский монастырь, который был основан Петром 1 поблизости от предполагаемого места битвы.

Задание 2.

Проверяет умение вычитывать текстовую информацию в явном виде.

Запиши, в честь какого события Александр был назван Невским и в каком году это произошло?

Задание 3.

Проверяет умение объяснять смысл словосочетания.

Объясни значения выражений ратное дело, обряд пострига.

Задание 4.

Проверяет умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

Если тебе захочется побольше узнать об Александре Невском, в каком из перечисленных источников ты найдешь материал на данную тему?

  1. в энциклопедии        3) в сборнике сказок
  2. в сборнике исторических рассказов        4) в Интернете

Задание 5.

Проверяет умение понимать смысл текста в целом (главную мысль).

Напиши, как ты думаешь. Чтобы стать великим полководцем, какими качествами должен обладать человек, что он должен уметь делать?

4.3.4. Логические умения Задание 1

Цель: развивать универсальные логические действия. Решаемые задачи:

  1. Формировать умение проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  2. Формировать умение выстраивать логические цепочки рассуждений.
  3. Формировать умение осуществлять контроль и доказывать свою точку зрения.

Алгоритм проведения задания:

Вчера был четверг Сегодня пятница Послезавтра понедельник Завтра суббота Позавчера была среда

Какой день недели был позавчера? Поставь рядом с ним цифру 1. Определи дальнейшую последовательность дней, расставив цифры по порядку. Какие знания тебе понадобились для выполнения этого задания? Проверь себя. расставив дни на луче и подписав их.

Ответ:

  1. Позавчера была среда
  2. Вчера был четверг
  3. Сегодня пятница
  4. Завтра суббота
  5. Послезавтра понедельник ( должно быть «воскресенье»)

Понадобится знание дней недели, их порядок и значение слов «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».

Ср Чт Пт Суб Вс

Задание 2

Цель: развитие общеучебных познавательных универсальных действий. Решаемые задачи:

i. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать учебную цель.

  1. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.
  2. Формировать умение осуществлять рефлексию способов и условий действия. контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Задание (описание содержания): задание носит интегрированный характер, так как затрагивает область окружающего мира и математики. Предназначено для выполнения учащимися 3 классов.

Алгоритм проведения задания:

Выясни из дополнительных источников, когда началась и закончилась битва на Курской дуге (число, месяц, год). Какими источниками ты можешь воспользоваться? Проверь себя с помощью следующего задания. Перед тобой список книг.

  1. Энциклопедия «Мифы мира»
  2. Щербаков А. Куликовская битва
  3. Арсланов А., Керров В.В. и др. История России с древнейших времен до конца 20 века.
  4. История Отечества. Справочник школьника.

В каких их них ты можешь найти нужную тебе информацию о битве на Курской дуге? Вы знаешь, ч го в Интернете есть поисковые системы. Какие ключевые слова нужно ввести в поисковой системе, чтобы узнать нужные тебе даты?

Найди нужные тебе даты одним из способов и определи, сколько дней длилась битва на Курской дуге.

Ответ:

Подойдут книги под номерами 3,4. Битва началась 5 июля 1943 г. закончилась 23 августа 1943 г. Длилась 50 дней. ((31 - 4)4 23.»

Задание 3

Предмет: математика. Класс: 2

Цель: формировать знаково-символические познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные умения.

Решаемые задачи:

1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  1. Формировать умение моделировать учебный материал с помощью схем.
  2. Формировать обобщенные знания.

Задание (описание содержания): задание по математике составлено для учеников 2 класса. В ходе выполнения задания учащиеся не только закрепляют термины «числовое и буквенное выражения», но и находят их сходства и отличия.

Алгоритм проведения задания:

а + в = с 15 + 4= 19

а)        Прочитай равенства разными способами.

б)        Чем похожи и чем отличаются равенства? Помести сходства и отличия в схему.

а+е=с        15+4=19

Ответ:

а)        Сумма чисел айв равна с; первое слагаемое а, второе слагаемое в, сумма равна с; а плюс в равно с.

Сумма чисел 15 и 4 равна 19; первое слагаемое 15, второе слагаемое 4, сумма 19; 15 плюс 4 равно 19.

б)        Похожи: сложение, два слагаемых. Отличаются: первое буквенное, второе числовое. Сходство нужно поместить в пересечение овалов («общее»), а различие в раздел «уникальное»

Задание 4

Цель: развивать универсальные логические действия. Решаемые задачи:

  1. формировать умение проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  2. формировать умение сравнивать и делать логические выводы.
  3. формировать умение доказывать свою точку зрения.
  4. развивать вариативность мышления.

Задание (описание содержания): задание по русскому языку составлено для учеников 3 класса. В ходе выполнения задания учащиеся должны во время групповой работы составить задания к имеющимся словам.

Алгоритм проведения задания:

Прочитайте слова.

Книги, нос, морозы, полка, дерево, книга, носы, мороз, полки В группах придумайте задание к этим словам.

Проверка получившихся заданий (возможны задания: распределить слова в два столбика в зависимости от числа, составить пары слов «единственное число множественное число»).

Как вы думаете, являются ли слова дух, вес, час формой единственного числа слов духи, весы, часы? Почему? Докажите.

Ответ:

Слова дух и вес не являются формой единственного числа слов духи и весы. так как слова имеют разное лексическое значение. А вот слова час и часы можно рассматривать с разных точек зрения. Если, часы - это прибор для измерения времени, то нельзя считать их формой одного числа, а если в значении «проходили часы, а она все не приходила», то можно считать данные слова изменением по числу.

4.4. Коммуникативные универсальные действия

Задание: «Совместная сортировка»

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: ступень начальной школы (10,5 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одно- му(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

  1. продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

-умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

  1. умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-•взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

-эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень - задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

  1. средний уровень - задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
  2. высокий уровень - в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек - белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

5. Список литературы

  1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  2. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
  3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого- педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова). - М.: Гардарики, 2002.
  4. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М„ 1978.
  5. Костюк Г.С., Андриевская В. В., Балл Г.А., Кисарчук З.Г., Мусатов С.А., Чмут Т.К. Сравнительное исследование индивидуального и совместного решения мыслительных задач младшими школьниками.— Психологический журнал, 1983, т. 4, № 5.
  6. Панфилова А.П. Управление человеческими ресурсами. - СПб, 2008.
  7. Мишакина ТЛ., Гладкова С.А. Тренажер для учащихся 4 класса. «Формирование универсальных учебных действий».
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «ГРИНГО», 2008.
  9. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии, № 5, 2001.
  10. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1999.
  11. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии, № 2,1993.
  12. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1999.
  13. Чарнецкая Р.Т. Формирование стратегических тенденция при решении конструктивно-технических задач младшими школьниками / Психологическая наука: проблемы и перспективы. - Киев, 1990.
  14. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии, № 2,1990.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Методические материалы для учителей начальных классов

Информационно-методический центр Приморского района Санкт-Петербурга 197343, Санкт-Петербург, ул. Омская, 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать...

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В данной работе рассматривается вопрос о психолого-педагогических основах формирования УУД. Развитие УУД обеспечивает формирование новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь опре...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала

Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников....

Лингвистический анализ текста как условие формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Статья над работой по лингвистическому  анализу текста как условие формирования универсальных учебных действий у младших школьников...

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...