Технология проблемного обучения
материал по теме
В статье кратко представлено описание проблемно-диалогического обучения и приемы создания проблемной ситуации. Материал разработан на основе книги Мельниковой Е.Л. Проблемное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулировке учебной проблемы |
С удивлением | между двумя (или более) положениями между житейским представлением учащихся и научным фактом | 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием 3.Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. | О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Сколько же в нашем классе мнений? Вы сначала как думали? А как на самом деле? | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Технология проблемного обучения
(опорные сигналы)
Классификация методов обучения
МЕТОДЫ | ПРОБЛЕМНЫЕ «Классические» «Сокращенные» | ТРАДИЦИ |
Постановки проблемы | Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации | Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации | Побуждаю- щий диалог от проблемной ситуации | Подводя- щий к теме диалог | Сообщение темы с мотивиру-ющим приемом | Сообщение темы |
Поиска решения | Сообщение гипотез, проверки учителем | Выдвижение проверка гипотез учениками | Побуждаю- щий к гипотезам и проверке диалог | Подводя- щий от проблемы диалог | Подводя- щий без проблемы диалог | Сообщение знания |
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
структура | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез устной практической |
Общее побуждение | К гипотезам Какие есть гипотезы? | К аргументу/контраргументу Согласны с этой гипотезой? Почему? | К плану проверки Как можно проверить эту гипотезу? |
Подсказка | К решающей гипотезе | К аргументу/контраргументу | К плану проверки |
сообщение | решающей гипотезы | аргумента/контраргумента | плана проверки |
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий | Подводящий |
Структура | Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль | Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли |
Признаки | - мысль ученика делает скачок к неизвестному - переживание учеником чувства риска - возможны неожиданные ответы учеников - прекращается с появлением нужной мысли ученика | - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления от открытия в конце диалога - почти невозможны неожиданные ответы учеников - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение |
Результат | Развитие творческих способностей | Развитие логического мышления |
Мотивирующие приемы, обеспечивающие принятие темы учениками
1. «яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.д.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность) 2. «актуальность» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся |
Алгоритм подготовки урока с одной проблемой
0. Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип. 1. Обеспечить постановку проблемы: побуждающий диалог от проблемной ситуации подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом 2. Обеспечить поиск решения: если проблема есть: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог подводящий от проблемы диалог если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог 3. Выбрать из списка уместные продуктивные задания (проделать самому) |
Алгоритм анализа урока изучения нового материала
ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ | 1. Определить количество учебных проблем: одна или несколько |
Одна: 2. Определить метод постановки проблемы (см. таблицу методов обучения) 3. Определить метод поиска решения |
Несколько: 2. Определить характер постановки проблем: |
Одновременная: 3. Определить метод формули-рования: - темы; - пунктов плана; 4. Определить метод поиска решения для каждого пункта плана | Последовательная: 3. определить метод формулирования темы 4. По каждому пункту плана определить метод постановки проблемы и поиска решения |
ВОСПРОИЗВЕ-ДЕНИЕ ЗНАНИЙ | Определить наличие продуктивных заданий |
Пути усиления проблемности урока
- от наличия только поиска решения к наличию постановки проблемы; - от непроблемных методов к «сокращенным», от «сокращенных» к «класическому» - в «классических» методах – от сообщения учителем к побуждающему диалогу - от отсутствия к наличию продуктивных заданий на воспроизведение |
Список литературы по теме «Проблемное обучение»
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
- Кудрявцев Т.В. проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.,1974.
- Матюшкин А.И. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М., 1972.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М., 1975.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.,1968.
- Блохин И.А., Ляхин В.В. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа –1973-№6.
- Мельникова Е.А. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. – М., 2002.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.,1985.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.
- «Школа 2000…» Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Выпуск 4. – М., 2002.
- «Школа 2100» (любой выпуск).
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М.,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."
Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....
Реферат "Технология проблемного обучения"
в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...
Технология проблемного обучения
В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....
Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике
Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения
педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...