Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
учебно-методический материал ( класс) по теме
Понятие «рефлексия»
Классификация видов рефлексии
Варианты проведения рефлексии на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_refleksii.docx | 141.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Бучальская СОШ Кимовского района Тульской области
«Приёмы рефлексии учащихся
на уроках в начальной школе»
Из опыта работы
учителя начальных классов:
Кувшиновой О.В.
2015 г.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
- Дать представление о классификации рефлексии
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия?
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
а) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
• Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
• Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
• Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2. Рефлексия деятельности.
3. Рефлексия содержания учебного материала.
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось. «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно и так далее.
Комплексы упражнений, направленных на развитие рефлексии. Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней обучения в школе. Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения:
Представь что ты….
Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.
Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.
Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.
Изобрази радость, горе, обиду.
Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся нужно учить с первого класса. В первом классе применяется методика безотметочного обучения, предложенная Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»),
Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота)? На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).
В дальнейшем сказка о лесной школе и её учениках будет продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками»:
Теперь Лисёнок сам определил и обозначил на «волшебных линеечках» качество своей работы. Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок?» После анализа корректируем его оценку (красным цветом).
Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы»:
(1 этап работы – буква, слоги – (самоконтроль, рефлексия - закрасить кружок выбранным цветом),
2 этап работы – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок
3 этап работы – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия)
В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.
Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся давать объективную оценку своим письменным работам.
Приемы рефлексии деятельности
«Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось;
«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок,
жёлтый лист – 1 ошибка,
красный лист – 2-3 ошибки;
«Сказочное дерево» - плод, цветок и листочек
листочек – у меня не получается, мне нужна помощь
цветочек – было трудно, но я понял
яблоко – у меня всё получается
«Наряди ёлку» - зелёный шар – нет ошибок,
жёлтый шар – 1 ошибка,
красный шар – 2-3 ошибки;
«Поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы
«Поезд» - поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика «Поляна» – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Часто мы проводим уроки в форме заочного, виртуального путешествия. И для такого урока можно использовать такой вид рефлексии ракета, самолёт и машина.
ракета – я уверен в себе и готов к путешествию
самолёт – я хочу отправиться в путешествие, но не уверен в себе
машина – мне тревожно, я не хочу
В письменных работах я использую и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок или рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…)
Закончи предложение (интервью)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.
Мне было легко выполнять…..
Я испытывал(а) трудности ……
У меня особенно получилось ….
Я бы похвалил(а) бы себя …..
«Плюс – минус - интересно» Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
|
Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».
В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Что такое рефлексия?...
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
В методической копилке собраны различные виды и формы проведения рефлексии на различных этапах уро...
«Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».
Сценарий мастер-класса....
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе...
Презентация "Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе"
Презентация содержит материал о приёмах рефлексии учащихся в начальной школе...
Сценарий мастер - класса по теме Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе....