Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
учебно-методический материал ( класс) по теме

Кувшинова Оксана Вячеславовна

 Понятие «рефлексия»

Классификация видов рефлексии

 Варианты проведения рефлексии на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_refleksii.docx141.51 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Бучальская СОШ Кимовского района Тульской области

 «Приёмы рефлексии учащихся

на уроках в начальной школе»

Из опыта работы

учителя начальных классов:

Кувшиновой О.В.

2015 г.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

        Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
  • Дать представление о классификации рефлексии
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия?

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.  

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:  

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную  (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу,  беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

•        Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

•        Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

•        Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

1.        Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2.        Рефлексия деятельности.

3.        Рефлексия содержания учебного материала.

Приемы рефлексии эмоционального состояния.

1.     Карточки с изображением лица (грустного, веселого);   показ большого пальца вверх или вниз. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось. «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно  и так далее.

Комплексы упражнений, направленных на развитие рефлексии. Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней обучения в школе. Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения:

Представь что ты….

Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.

Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.

Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.

Изобрази радость, горе, обиду.

Рефлексия деятельности.

Этот  вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов,  а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся нужно учить с первого класса. В первом классе применяется методика  безотметочного обучения, предложенная Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»),

                           

Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота)? На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

В дальнейшем сказка о лесной школе и её учениках будет продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками»:

Теперь Лисёнок сам определил и обозначил на «волшебных линеечках» качество своей работы.  Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок?»  После анализа корректируем его оценку (красным цветом).

Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы»: 

(1 этап  работы – буква, слоги – (самоконтроль, рефлексия -  закрасить кружок выбранным цветом),

2 этап  работы – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок

3 этап  работы – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия)

В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся  давать объективную оценку своим письменным работам.

Приемы рефлексии деятельности 

 «Лесенка успеха» -  нижняя ступенька  - у меня ничего не получилось;

                         средняя ступенька  - у меня были проблемы; 

                         верхняя ступенька  - мне всё удалось;

«Дерево успеха» -  зелёный лист – нет ошибок,

                                 жёлтый лист – 1 ошибка,

                                 красный лист – 2-3 ошибки;

 «Сказочное дерево» - плод, цветок и листочек

                                    листочек – у меня не получается, мне нужна помощь

                                    цветочек – было трудно, но я понял

                                    яблоко – у меня всё получается

 «Наряди ёлку» -   зелёный шар – нет ошибок,

                                 жёлтый шар – 1 ошибка,

                                 красный шар – 2-3 ошибки;

 «Поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы

«Поезд» - поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика «Поляна»  – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Часто мы проводим уроки в форме заочного, виртуального путешествия. И для такого урока можно использовать  такой вид рефлексии ракета, самолёт и машина.  

                        ракета – я уверен в себе и готов к путешествию

                          самолёт – я хочу отправиться  в путешествие, но не уверен в себе

                          машина – мне тревожно, я не хочу

   В письменных работах  я использую и такой вид рефлексии, когда ребёнок  не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок  или  рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.

      Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети  вполне объективно оценивают свою деятельность.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

        Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…)

      Закончи предложение (интервью)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:  

1.     Сегодня я узнал…

2.     Было интересно…

3.     Было трудно…

4.     Я выполнял задания…

5.     Я понял, что…

6.     Теперь я могу…

7.     Я почувствовал, что…

8.     Я приобрел…

9.     Я научился…

10.    У меня получилось …

11.   Я смог…

12.  Я попробую…

13.    Меня удивило…

14.   Урок дал мне для жизни…

Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал(а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил(а) бы себя …..

«Плюс – минус - интересно»  Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).  Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

http://festival.1september.ru/articles/626313/1.gif

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».

В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

В  методической  копилке   собраны    различные  виды  и  формы  проведения  рефлексии  на  различных  этапах   уро...

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

Приёмы рефлексии учащихся  на уроках  в начальной школе...

Презентация "Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе"

Презентация содержит материал о приёмах рефлексии учащихся в начальной школе...