"Технология проблемно-диалогического обучения в начальной шоле"
статья по теме

Новак Наталья Владимировна

Данный материал поможет педагогу познакомиться с технологией "Проблемно- диалогического обучения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе»

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,

если им дают возможность самостоятельно

исследовать основы изучаемого материала.»

Питер Клайн

1 часть мастер-класса – теоретическая.

СЛАЙД

        В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общества. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности.

Начальная школа – это, прежде всего, творческий труд учителя.  Как правило, много детей встречаются в классе не подготовленными к обучению, так  как многие из ребят не посещали детский сад, а родители не прикладывали достаточных усилий к их развитию. Поэтому у многих детей,  как правило, узкий кругозор, слабо развито внимание.  При подготовке к уроку часто возникают вопросы:

- Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?

-  Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?

-  Как максимально развить способности каждого ребенка?

Учителю приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Возникает необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке. Чтобы реализовать цели начального образования, научить младших школьников учиться, развить их познавательный интерес один из вариантов – это использование технологии проблемно- диалогического обучения.  Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а знания открытые детьми самостоятельно, запоминаются лучше, таким образом, нет необходимости  дома зазубривать правила, которые детям не всегда понятны.

«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ

СЛАЙД

Что же такое проблемно- диалогическое обучение?

Проблемно-диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.

Ученые  выделили составляющие проблемно-диалогического обучения – это проблемная ситуация и учебная проблема.

СЛАЙД

Проблемная ситуация - означает состояние интеллектуального затруднения ребёнка, требующего от него поиска решения.

Учебная проблема – это задача, вызывающая у ребенка познавательное затруднение, разрешение которого не может быть им достигнуто по известному образцу, а требует от него нестандартного, самостоятельного мышления, дающего ему толчок к получению нового знания.   

СЛАЙД

Алгоритм создания проблемной ситуации                                   

   На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два этапа:

СЛАЙД

Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, а результатом будет являться интерес к новому материалу, познавательная мотивация);

Поиск решения (это этап формулирования нового знания, а результат – это понимание нового знания, формирование нового знания. Выход на решение проблемы).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога:

Побуждающий

Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

СЛАЙД

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.  Плюсы этого диалога: развивает творческое мышление; минусы: ученики могут увести в сторону от темы и не возможно просчитать по времени.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Плюсы – развитие логического мышления, просчитывается по времени, ведет к нужному результату, минусы – не развивает творческого мышление.

Слайд

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.

Проблемный диалог прописан в методических рекомендациях ко всем урокам ОНЗ (организации новых знаний), однако, текст предлагаемых  диалогов, как правило, претерпевает ряд изменений при подготовке к уроку. Приходится учитывать уровень подготовленности класса, социальный состав семей, ситуации на уроке.

СЛАЙД

Чем проблемно-диалогический урок отличается от традиционного?                 

Традиционное обучение – это тип  обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения излагается учителем в готовом, что не гарантирует понимания материала большинством класса.

Этапы ПД урока:

Создание проблемной ситуации учителем и формирование учебной проблемы учениками;

Выдвижение версий;

Актуализация имеющихся знаний;

Составление плана решения проблемы;

Поиск решения проблемы – открытие нового знания;

Выражение решения проблемы;

Применение нового знания на практике.

СЛАЙД

 

Классификация методов обучения в сравнении

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

постановка проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом

сообщение темы

поиск решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообщение знаний

Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. 

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Пример: Урок русск.яз. в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

Подводящий к теме диалог

 представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» 

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

Русский язык

На уроках русского языка используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать слова или предложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д. при этом возможна следующая форма организации работы в классе. Один или два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание, много мнений учеников. В какой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания, полученные результаты я озвучиваю. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.

Например:

«Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? Какой возникает вопрос? или какая будет тема урока?» Далее сформулированная школьниками учебная проблема фиксируется учителем на доске.  На этом этап постановки проблемы завершается.

Поиск решения начинается с предъявления классу языкового материала, на котором будут выдвигаться и проверяться гипотезы (это может быть набор слов или предложений). Выдвинутые варианты сразу же проверяются. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог обычно  выглядит так:

Какие есть гипотезы? (варианты проверяются)

Все ли согласны с этой гипотезой? Почему нет? Или эта гипотеза не верна, потому что… (этот этап может затянуться если ученики не смогут ответить правильно, нужно натолкнуть их на выдвижение правильной гипотезы). Правильную гипотезу лучше проверить письменно. Завершается этап поиска решения озвучиванием нового знания (вывода урока) и сравнение формулировки с формулировкой в учебнике. Если же используется проблемная ситуация со столкновением мнений, то придется вернуть к началу урока и исправить ученические ошибки, допущенные при создании проблемной ситуации.

Математика

На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса:

«В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?»

Тему записываю на доске, либо появляется на экране, этап постановки проблемы завершается. Например, урок математики во втором классе, тема: «Внетабличное умножение». Чтобы создать ситуацию с затруднением, дети получают задание на внетабличное умножение: 12 х 4. С таким заданием они еще не встречались. Каждый ребенок идет к решению своим путем. Одни предлагают начать выполнять задание с умножения десятков, другие настаивают начинать умножение с единиц, третьи предлагают заменить умножение сложением. Рассматриваем разные способы решения, обязательно кто-то из детей выделит более рациональный способ, делаем выводы, обозначаем тему урока. Таким образом, организовывая и направляя коллективный поиск решения, подхватывая нужную мысль, высказанную детьми в ходе обсуждения, делаем выводы, обозначаем тему урока, сравниваем с примерами и выводами в учебнике.

 Если новый материал не сложный, и ученики справляются с заданием, можно у нескольких учеников спросить ответы. Как правило, они бывают разные, поэтому уместна реплика:

«Задание было одно, а результаты разные. Почему так получилось? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

После возникновения разных проблемных ситуаций на каждом предмете разворачивается свой побуждающий диалог. Поиск выхода из проблемной ситуации (затруднения) на уроках математики обычно проходит на материале того же задания, с которым ученики не справились. Завершаю этап поиска решения открытием нового знания, сравниванием с детьми их формулировки (выводы) с правилом  в учебнике.

Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.  Повышается познавательная мотивация учащихся,  уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности и в целом – повышается качество обученности  учащихся.      

Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь.

Открывать новые знания надо совместно с детьми, и  надо  воплощать это на своих уроках. Я  считаю, что проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией  необходимо каждому  педагогу.

Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация знаний

-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 3 см. (Работа в тетради)

Легко выполняют задание.

Задание на новый материал.

На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см.

Испытывают затруднение.

(Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию проблемы

-Смогли выполнить задание?

-Нет, не смогли.

-В чем затруднение?

-Это новое умножение.

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

-Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали.

(Осознание проблемы).

Побуждение  к проблеме

-Какова сегодня тема урока?

Умножение на двузначное число (Тема).

Фиксирует тему на доске

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Модель проблемно-диалогического урока русского языка.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

Формулируются в соответствии с программой на основе линий развития учащихся:

1) овладение функциональной грамотностью;

2) развитие умений различных видов устной и письменной речи;

3) приобретение и систематизация знаний о языке;

4) овладение орфографией и пунктуацией;

5) развитие чувства языка.

Какие понятия или правила вводятся.

Какие из них должны обязательно усвоить все учащиеся.

Какие базовые умения развиваются (учебно-языковые, правописные, речевые).

Этапы урока

Учитель

Ученик

Языковая разминка (с 3-го класса) (комплексное повторение, развитие умений с элементами актуализации изученного)

Предлагает учащимся записать одно предложение, выполнить синтаксический разбор и комплекс заданий (группировка и объяснение орфограмм, разные виды разбора и т.д.)

Записывают предложение в тетрадях, один ученик – на доске; выполняют задания.

Вариант: ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их.

Актуализация изученного

Предлагает упражнение по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой.

Выполняют упражнение.

Постановка учебной проблемы.

Варианты:

1. Создание проблемной ситуации.

   1.1. Предлагает практическое     задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или в парах) или разные  варианты уже выполненного задания.

   1.2. Одновременно предлагает противоречивые факты или теории.

2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока).

Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Какой  же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать?

Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план.

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), называют этапы работы.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

Варианты:

1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы:

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением). Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение.

2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения.

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником.

Развитие умений- применение нового знания.

1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения).

2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение.

Читают про себя, объясняют и выполняют с проговариванием).

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог урока.

-Какая была проблема (вопрос, тема)? План?

-Выполнили ли план?

-Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?

-Как оцениваете свою работу? И т.д.

Обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка.

Обсуждение.

Домашнее задание.

Модель проблемно-диалогического урока математики.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

Формулируются в соответствии с программой на основе линий развития учащихся:

1) производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

2) читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

3) строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения;

4) узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.

Перечень вводимых на уроке понятий, правил, закономерностей, которые необходимо усвоить каждому ученику.

Перечень предметных умений.

Этапы урока, время

Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Актуализация знаний*

(5-7 минут)

Обращает внимание учеников на сделанные на доске записи и просит самостоятельно сформулировать к ним задания (все задания при этом относятся к необходимому уровню)

Поочередно придумывают задания, дают их друг другу для выполнения и контролируют полученный результат. В ходе выполнения каждого задания вслух формулируются уже известные понятия и алгоритмы действий, которые понадобятся на этом уроке как отправная точка для формулирования нового.

Создание проблемной ситуации** (3-5 минут)

Просит детей выполнить задание (в основе выполнения этого задания лежит, как правило, неизученный пока алгоритм действий).

Выполняют задание, сверяют полученные результаты, пытаются выделить среди них верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого, т.к. не знают, какой из предложенных алгоритмов действий верный.

Формулирование проблемы (темы)** (1-2 минуты)

-Какой у вас  возникает вопрос?// Что нам сегодня предстоит выяснить?// Какая же будет тема урока?

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему)

Открытие нового знания** (3-5 минут)

Просит детей обратиться к материалам учебника. Через сравнительный анализ представленных там математических моделей, путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному формулированию нового алгоритма действий. В конце обсуждения обычно задаются вопросы «чем похож и чем отличается новый способ действия от уже изученного?»

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новое понятие, сверяют свои формулировки и выводят окончательную.

Формулирование нового знания** (1-2 минуты)

Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную.

Первичное применение нового знания** (2-3 минуты)

Просит детей самостоятельно прочитать, а затем объяснить и выполнить задание.

Самостоятельно читают учебник, объясняют задание, формулируя вслух необходимый алгоритм действия.

Самостоятельная работа* (3-5 минут)

Просит детей самостоятельно выполнить задание учебника, основанное на применении нового знания, при этом работают в парах, помогая друг другу.

Самостоятельно выполняют задание, затем решение одной или двух пар выносится на доску и обсуждается всем классом, при этом анализируются допущенные ошибки.

Повторение и закрепление изученного ранее (до 15 минут)

Самостоятельно выбирает в учебнике те задания, которые, на его взгляд, являются наиболее эффективными для данного класса в данный момент.

Работают по заданию учителя.

Итог урока** (1-2 минуты)

Просит детей еще раз сформулировать цели, поставленные в начале урока и определить, достигнуты ли они.

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.

Домашнее задание** (1-2 минуты)

Называет задания для домашней работы. В случае необходимости, разъясняет задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Презентация учителя БНОШ Новак Н.В. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» Сократ «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ

Слайд 2

Причины возникновения проблемного обучения: 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В АКТИВНОЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ И САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ. 2 . ПОТРЕБНОСТЬ САМОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ; «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ

Слайд 3

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ? Проблемно–диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.

Слайд 4

Проблемно-диалогическое обучение ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – означает состояние интеллектуального затруднения ребенка, требующего от него поиска решения УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА – это задача, вызывающая у ребенка познавательное затруднение, разрешение которого не может быть им достигнуто по известному образцу, а требует от него нестандартного, самостоятельного мышления, дающего ему толчок к получению нового знания.

Слайд 5

Определить тему урока Уяснить новое знание и его тип Осуществить отбор упражнений для актуализации знаний Выбрать прием создания проблемной ситуации Подобрать практические задания, вызывающие познавательное затруднение в индивидуальной деятельности каждого ученика Прописать побуждающий диалог от проблемной ситуации АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Слайд 6

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ тему урока или вопрос для исследования интерес к новому материалу, познавательная мотивация «открытие» нового знания подлинное понимание учениками материала ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК

Слайд 7

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. ВИДЫ ДИАЛОГОВ:

Слайд 8

побуждающий подводящий структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли признаки - мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска -возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления в конце -почти не возможны неожиданные ответы -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение результат Развитие творческих способностей, речи Развитие логического мышления, речи Сравнительная характеристика диалогов

Слайд 9

Чем проблемно-диалогический урок отличается от традиционного? Традиционный урок Проверка домашнего задания учеников; Объявление темы учителем; Объяснение темы учителем; Закрепление знаний учениками . Проблемно-диалогический урок урок Создание и формулирование проблемы учениками; Выдвижение гипотез; Актуализация учениками своих знаний; Поиск решения проблемы учениками; Выдвижение решения проблемы; Применение знаний учениками на практике.

Слайд 10

Технология постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 11

Классификация методов обучения МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Сообщение темы Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение знаний

Слайд 12

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? Побуждающий от проблемной ситуации диалог МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 13

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Слайд 14

ПРИМЕР: Этап выявления причин затруднения и построение цели деятельности. Шаги диалога УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК 1 - Вы смогли выполнить данное задание? - Нет. 2 - Но вы же только же умножали на 6? Почему же это задание не получилось? - Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия ) - Там мы умножали однозначные числа, а здесь двузначные. Это мы не умеем делать. (осознание противоречия) 3 - Какую проблему мы сегодня будем исследовать? (побуждение к формулированию проблемы) - Будем создавать алгоритм умножения двузначных чисел на однозначные. (учебная проблема как вопрос, совпадающий с темой урока)

Слайд 15

Пример проблемной ситуации через задание с «затруднением» Учебник русского языка 1 класс Тема: Правила переноса слов

Слайд 16

Умение добывать знания Воспитывать самостоятельность Делает работу на уроках интересной Высокая мотивация преимущество этого опыта Творческая деятельность учителя и ученика Здоровьесберегающий характер Развитие личности ребенка Высокий уровень обученности

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы».

«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»....

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые о...

Презентация на тему "Технология проблемно - диалогического обучения в начальных классах"

В материалах презентации дано лаконичное описание методов и приемов, используемых при работе с технологией проблемно - диалогического обучения , а так же примеры использования данной технологии на уро...

Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...