ТРИИК
статья по теме
В статье рассказывается о формировании познавательных умений в системе ТРИИК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_umeniya.doc | 40 КБ |
prezentaciya_5-1_-_03.03.12.16-00._ppt.ppt | 1.53 МБ |
tk.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных умений в процессе освоения учебной темы
СЛАЙД 1 - Формирование познавательных умений в процессе освоения учебной темы
Мы живём в информационном веке. Общество предъявляет к современникам множество требований, главное из которых - умение ориентироваться в потоке информации, управлять им и использовать его для решения различных практических задач. Для реализации этих изменений в образовании утвержден Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором четко обозначены требования к результатам образования: личностным, метапредметным, предметным.
СЛАЙД 2 – Познавательные умения по стандарту
Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности, что является метапредметным результатом, включающим познавательным умения.
Но для этого учителю необходимо быть информационно образованным, что предполагает не только умение работать с информационно-коммуникационными средствами, но и умение работать с информацией: знать виды и особенности информации, требования логико-информационной корректности к ее использованию, владеть методами работы с информацией и эффективно это использовать в профессиональной и социальной деятельности. Приобрести это умение возможно в рамках повышения квалификации.
Поэтому выбор программы обучения новой технологии для нас был осознанным, благодаря мнению коллег, мы знали, что на курсе ТРИИК мы не только узнаем, но и поймем ЧТО, ЗАЧЕМ, КАКИМ ОБРАЗОМ необходимо изменить в своей деятельности, чтобы получить результаты школьников, обозначенные в стандарте.
Обучение на курсе в форме данной технологии позволило научиться не только работать с информацией, но и использовать это умение при проектировании технологической карты и организации учебного процесса в соответствии с требованиями нового стандарта.
СЛАЙД 3 – Тема технологической карты и авторы разработки
Технологическая карта - это новый вид методического инструмента, обеспечивающий эффективную организацию учебного процесса для достижения планируемых результатов.
Наша творческая группа разрабатывала технологическую карту по теме: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». У некоторых из вас, уважаемые коллеги в регистрационном пакете
СЛАЙД 4 – ситуативное задание
На первом этапе «Самоопределение в деятельности», чтобы вызвать интерес школьников к изучению темы, предлагается следующее ситуативное. При подготовке к конкурсу «Русский медвежонок» у Почемучки и Любознайки, при выполнении задания возникли разногласия, которые не удалось разрешить. Чтобы им помочь, школьникам надо изучить эту тему. Это позволило стимулировать школьников не только осваивать учебную тему, но и готовиться к данному конкурсу.
СЛАЙД 5 – название содержательных блоков
На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивали учебное содержание, которое представлено в содержательных блоках, название которых вы видите на экране.
СЛАЙД 6 – задания на «знание», «понимание», «умение», «диагностику»
Учащиеся изучая содержание темы, выполняя учебные задания:
на «знание», которые включали работу с отдельными терминами, понятиями, высказываниями;
на «понимание», которые предполагали обоснование приобретенного знания;
на «умение», которые включали применение приобретенных знаний и понимания;
диагностические задания, которые по своему характеру соответствуют заданию на умение, но их цель – установить степень освоения содержательного блока.
Один из вариантов этой цепочки заданий мы видим на слайде.
СЛАЙД 7 – Результаты учащихся по диагностике и контролю
Выполнение диагностических и контрольных заданий показало, что все 78 обучающихся показали высокий уровень заинтересованности и включенности в изучение темы. Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что сформированы не только предметные, но и познавательные
умения, которые проявились в определении признака одушевленных и неодушевленных имен существительных которые были предложены в контрольных заданиях
СЛАЙД 8 – Результаты интеллектуально-преобразовательная деятельность
Этап интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование приобретенных знаний и умений темы для выполнения вариантов ситуативного задания. Школьники выбирали вариант задания, способ деятельности и выполняли конкурсное задание, которое вызвало разногласия у Почемучки и Любознайки, а после его выполнения, определяли и обосновывали, кто из героев оказался прав.
Сводная оценка результатов наблюдения
Информативный вариант выбрали 26 человек,
импровизационный 28 человек,
эвристический 24 человек.
СЛАЙД 9 – Содержание познавательных умений
Безусловно, для выполнения ситуативного задания, учащиеся использовали приобретенные знания и умения, среди которых ведущими были познавательные, благодаря которым, школьники справились с непростым конкурсным заданием. Содержание умений вы видите на слайде.
СЛАЙД 10 - Рефлексивная деятельность
На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносили цель и полученные результаты.
На слайде представлен один из вариант задания на самоанализ и самооценку. Высокий уровень самоанализа проявили 65 учащихся, самооценки – 63 .
Для школьников, которые в рамках изучения данной темы впервые выполняли такие задания в системе, мы считаем, что это достойный результат.
Изучение проявления познавательных умений в процессе освоения темы показало, что из 78 учащихся
- ярко проявили умения – 67 школьников,
- свободно демонстрировали – 6 учащихся,
- демонстрировали, если побуждали взрослые – 5 учеников,
- школьников, не проявиляющих умений совсем – нет.
Это дает основания утверждать, что при освоении темы школьники достигли планируемых результатов в учебно-познавательной деятельности и научились:
- выбирать вариант выполнения задания;
- использовать приобретённые знания для определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных;
- различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, для выполнения ситуативного задания и могут помочь Почемучке выполнить задание правильно.
СЛАЙД 11 – наблюдения за познавательными умениями – конкретные результаты
В результате апробации были очевидны изменения школьников:
- повысился интерес к изучению темы
- активнее стали работать на уроке
- каждый стремился высказать свое мнение
- работа в группе позволила каждому ученику себя проявить
- появилась потребность каждому школьнику получить редультат.
Апробация технологии и технологической карты показала, что:
- удается объективно определить возможности каждого ученика;
- существует условия для формирования личностных, метапредметных умений и особенно умению работать с информацией;
- больше времени на уроке уделяется рефлексии, но это позволяет формировать личностные и регулятивные умения
- значительно увеличилась доля самостоятельной работы школьников
- очевиден конечный результат обучения школьников при освоении учебной темы.
СЛАЙД 12 – Итоговый
Было трудно! Было сложно! Но решая возникающие трудности, мы преодолевали себя. Пришло осознание, как работать иначе, чтобы получить результат, обозначенный в новом стандарте. Практическая работа над созданием технологической карты вселила уверенность в собственные силы, позволила обогатить профессиональный опыт и подготовиться к деятельности в рамках ФГОС.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
3 класс
УМК «Начальная школа XXl века»
Русский язык
Технологическая карта
Авторы разработки: Л. И. Егорова, Т. Ю. Мячикова, А. А. Нечаева, О. А. Шелестова
Раздел | Как устроен наш язык |
Тема | Имена существительные одушевленные и неодушевленные (2 часа) |
Цели
| Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Основное содержание темы
| Актуализация знаний о существительных, имеющих разные значения. Изучение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Освоение правила написания падежных окончаний одушевленных и неодушевленных имен существительных. Изучение образования одушевленных и неодушевленных имен существительных. Правописание одушевленных и неодушевленных имен существительных. |
Термины и понятия | Имя существительное (без определения), имя существительное одушевленное, имя существительное неодушевленное, многозначные слова, омонимы (без определения), падежи и число имен существительных. |
Планируемый результат
|
Личностные умения - проявлять интерес к изучению темы; - желание помочь Почемучке; - проявлять творческое отношение к выполнению конкурсного задания; - осознание успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «омонимы» и использовать его в активном словаре; - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение; - определять способ образования имён существительных одушевлённых от неодушевлённых и наоборот, и обосновывать свое мнение; - определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение; - использовать приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; - соотносить учебные действия с известным правилом; - выполнение учебного действия в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Предметные умения - Определять в художественном тексте имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. - Определять омонимы и составлять с ними предложения. - Образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных. - Распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов. - Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило. - Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение Тема – Сергей Есенин «Пороша» Окружающий мир; Тема – «Живая и неживая природа» | Информационный материал Учебник «Русский язык» ч.2 С. В. Иванов Демонстрационный материал Электронная презентация Карточки, изображения предметов Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. Самоопределение к деятельности |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать желание помочь Почемучке.
| Почемучка и Любознайка решили принять участие в конкурсе "Русский медвежонок". При подготовке к конкурсу одно из заданий вызвало у героев разногласие. В задании необходимо было разделить слова: «стол», «собака», «улитка», «дерево», «карандаш», «слон», «сестра», «стена», «окно», «кукла», «народ» на группы одушевленных и неодушевленных предметов: вот, что получилось у Почемучки: стол собака карандаш слон стена сестра окно народ кукла улитка Любознайка прочитала вариант Почемучки и не согласилась. Ребята, почему Любознайка считает вариант выполнения задания Почемучки ошибочным? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные. Есть ли у вас желание научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, чтобы помочь Почемучке выполнить задание правильно? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помочь Почемучке подготовиться к конкурсу «Русский медвежонок». |
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
Цели деятельности
| Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат |
Блок А. Работа с именами существительными, отвечающими на вопросы кто? и что? |
Цели: • Актуализировать знания школьников о признаках имени существительного; • Актуализировать умения распределять слова по тематическим группам. • Ввести понятие «омонимы». • Научить школьников: - определять имена существительные и обосновывать свое мнение; - определять одушевленные и неодушевленные имена существительные; - определять омонимы и обосновывать свое мнение; - определять омонимы в тексте предложений; - составлять предложения со словами-омонимами; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) Назовите признаки имени существительного. Прочитайте слова каждой группы и назовите признак, который объединяет эти слова. Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф. Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан. Задание 2 (П) Верно ли, что существительное «жаворонок» является неодушевлённым? Задание 3 (У) Из предложенных букв определите шесть слов и обведите каждое в овал. ырадугардьарбелкамрол асцрозатцъьрыбкавпар чвгусеницарнконфетатэ Напишите слова по группам: - одушевленные имена существительные:…… ( белка, гусеница, рыбка ). - неодушевленные имена существительные:…... ( радуга, роза, конфета ). Сообщение учителя В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения, называют омонимы. Например: лист тетради и лист растения, месяц в календаре и на небе, рукав у реки и у одежды. Среди омонимов есть слова, которые бывают одушевленными и неодушевленными, поэтому меняют свое лексическое значение в зависимости смысла, в котором употребляются. Например: рыжий конь и белый конь на шахматной доске, хищная рысь и бежать рысью. Задание 4 (З) Назовите значение слова «омонимы». Назовите известные вам значения слова «гусеница». Задание 5 (П) с взаимопроверкой Можно ли утверждать, что слово "гусеница" является одушевленным существительным? Обоснуйте свое мнение. Верно ли, что слово «мышка» может быть только одушевленным предметом? Обоснуйте свое мнение. Задание 6 (У) с взаимопроверкой Составьте предложения со словом «гусеница» так, чтобы в первом предложении слово «гусеница» было одушевлённым предметом, во втором предложении - неодушевлённым и напишите их. Задание 7 (П) с взаимопроверкой Прочитайте предложения, определите омонимы. Под кустом росли лисички и волнушки. На поляне резвились лисички. Задание 8 (У) с взаимопроверкой Прочитайте слова: конь, мышка, зебра, бабочка, киви, зебра, норка, и составьте, с любым из предложенных слов, два предложения: в первом, это слово должно быть одушевленным именем существительным, во втором – неодушевленным. | Диагностические задания Прочитайте слова, выпишите имена существительные. Камыш, бежит, мышка, медведь, большой, берёза, плавает, хорошо. Подчеркните имена существительные, отвечающие на вопрос кто? синим карандашом. Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «омонимы» и использовать его в активном словаре; - определять имена существительные и обосновывать свое мнение; - определять одушевленные и неодушевленные имена существительные; - определять омонимы и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - определять омонимы в тексте предложений; - составлять предложения со словами-омонимами.
|
Блок Б. Работа с именами существительными одушевлённых и неодушевлённых предметов |
Цели: • Ввести понятие «одушевленные предметы», «неодушевленные предметы». • Научить: - определять имена существительные одушевленных и неодушевленных предметов и обосновывать свое мнение; - составлять фразу-конструкт; - классифицировать; существительные на группы одушевленных и неодушевленных предметов; - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. - | Задание 1 (З) Назовите значение выражения «одушевленные предметы», «неодушевленные предметы». Назовите существительные неодушевленных и одушевленных предметов. Задание 2 (П с взаимопроверкой Верно ли, что каждое из предложенных существительных; «ворона», «ворота», «корова», «корона», «собака» является одушевленным? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (У) с взаимопроверкой Напишите фразу-конструкт: Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________. Задание 4 (У) Учебник с. 45 №2 с взаимопроверкой. Напишите слова: пароход, дым, капитан, море, волна, кит, шторм, чайка, айсберг, солнце, моряк, ветер, дельфин, медуза по группам: 1 - одушевлённые: …………. 2 – неодушевлённые: ……………. Допишите в каждый столбик по два слова на заданную тему. Задание 5 (У) с взаимооценкой Определите в каждой группе слов лишнее, подчеркните его и представьте выполненное задание. 1) стол, яблоня, котенок, линейка, ягода 2) гнездо, птица, комар, собака, бабочка 3) дом, береза, машина, мальчик, цветок 4) друг, приятель, сосед, подруга, дружба 5) поход, турист, дорога, костер, палатка 6) ученик, ученица, школа, директор, школьник.
| Диагностические задания 1. Напишите вопрос к каждому существительному: Птица (…….?) Песня (… .?) Люди (……..?) Машины (….?) 2. Составьте предложения: первое - с существительным одушевленным, второе – с существительным неодушевленным. 3. Прочитайте предложения и определите часть речи выделенного слова. Подчеркните неодушевленные имена существительные. Мы будем печь хлеб. Печь топится. На полке кусок мыла. Мама мыла дочку. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена. Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «одушевленные предметы», «неодушевленные предметы»; - определять имена существительные одушевленных и неодушевленных предметов и обосновывать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - составлять фразу-конструкт; - классифицировать существительные на группы одушевленных и неодушевленных предметов; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
Блок В. Изменение окончаний имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по падежам. |
Блок Г. Образование имён существительных одушевлённых от неодушевлённых |
Цели: • Актуализировать умение определять имена существительные одушевленные и неодушевленные. • Ввести способ образования существительных одушевленных от неодушевленных. • Научить: - определять способ образования имён существительных одушевлённых от неодушевлённых и наоборот и обосновывать свое мнение; - различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в определенном контексте и обосновывать свое мнение; - формулировать вопрос к существительному одушевленному и неодушевленному; - образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и наоборот; - изменять по падежам имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; - составлять и писать предложения с именами существительными одушевлёнными и неодушевлёнными; - соотносить учебные действия с известным правилом; - согласовывать позиции и находить общее решение.
| Задание 1 (З) Прочитайте и назовите пары слов: поэт, машина, чтение, математик, ученик, чтец математика, поэзия, машинист, учебник, учусь. Назовите признак, по которому вы образовали пары слов. Задание 2 (П) Закончите фразу. Трактор водит-…………………. Электричку -……………………. Стены выкрасит- ………………. Доску выстругал-………………. В доме свет провёл-……………. В шахте трудится-……………… В жаркой кузнице -…………….. Кто всё знает – молодец! Можно ли утверждать, что слова, которыми закончили каждую фразу являются неодушевлёнными именами существительными? Можно ли утверждать, что слова «конь» и «зебра» обозначают только одушевленные предметы? Обоснуйте свое мнение. Верно ли, что существительные «мышка» и «жучок» обозначают только неодушевленные предметы? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (У) Сформулируйте вопрос к слову «бабочка», значением которого является слово «капустница» и к слову «бабочка» в значении «галстук». Поставьте каждое существительное во множественное число и измените его по падежам. Изменения в окончании существительных выделите графически бабочка-капустница бабочка-галстук И.п. ...то? …то? Р.п. ...ого? …его? Д.п. …ому? …ем? В.п. …ого? …то? Т.п. …ем? …ем? П.п. о …ом? о …ем? Задание 4 (У) Составьте предложение с каждым словом так, чтобы в первом оно было одушевленным существительным, во втором – неодушевленным. Конь, ежик, муравей, жучок, стрекоза, мышка, зебра. Например: 1. У коня красивая грива. 2. На уроке физкультуры я прыгнул через коня.
| Диагностическое задание: 1. Образуйте от одушевлённых имён существительных неодушевлённые и наоборот. Физика-………………. Сатирик-…………. Юмор-…………………… Город-…………… Школьник-……… Зверь-……….. 2. Выпишите из каждого ряда имена существительные и выделите их графически. Бедный, бедняк, бедность, обеднеть, бедняжка. Побелить, побелка, белизна, белый. Запевать, певец, петь, певучий. Спас, спасатель, спасение, спасательный. Познавательные умения: - определять способ образования имён существительных одушевлённых от неодушевлённых и наоборот и обосновывать свое мнение; - различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в определенном контексте и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - соотносить учебные действия с известным правилом. Коммуникативные умения: - согласовывать позиции и находить общее решение. Предметные умения: - формулировать вопрос к существительному одушевленному и неодушевленному; -образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и наоборот; - изменять по падежам имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; - составлять и писать предложения с именами существительными одушевлёнными и неодушевлёнными. |
Блок Д. Неодушевлённые имена существительные в тексте литературных произведений |
Цели: • Актуализировать знания об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых. • Актуализировать умения определять имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в художественных текстах. • Научить: - определять имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в литературном произведении и обосновывать свое мнение; - раскрывать значение слова «лист» и использовать его в активном словаре; - рассказывать правило написания имен имена существительных одушевлённых и неодушевлённых; - определять в тексте художественного произведения неодушевлённые имена существительные; - проверять написанное (предложение, текст), вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания; - адекватно взаимодействовать со сверстниками в рамках учебного диалога.
| Задание 1 (З) Учебник с.50, № 1 с взаимопроверкой. Прочитайте слова и назовите неодушевленные имена существительные. Песня, поле, облако, соловей, ветер, конь, дятел. Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что слово «конь» всегда является одушевленным существительным? Обоснуйте свое мнение Задание 3 (У) Учебник с.50, №2. с взаимооценкой Прочитайте текст и определите существительные одушевлённые и неодушевлённые. Раскройте значение слова «лист» в данном тексте и определите, каким предметом он является: одушевленным или неодушевленным. Как-то вечером я шёл на телефонную станцию и за мной увязался кленовый лист. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже шёл быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл: там слишком крутая для него гранитная лестница. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. (По К. Паустовскому) Задания 3 (У) Учебник, с. 51. с взаимооценкой Прочитайте утверждение: часто в художественном произведении о неодушевленном предмете говорится как об одушевленном, однако, имя существительное остается неодушевленным. Определите в тексте стихотворения С.Есенина такие существительные.
Задания 4 (У) с взаимооценкой Спишите текст стихотворения С. Есенина «Пороша», и подчеркните неодушевленные имена существительные, которые в нем «оживают». Пороша
| Диагностическое задание 1. Подберите подходящие по смыслу слова и напишите их в текст стихотворения. В лесу осиновом Дрожат ………. (осинки) Срывает……….(ветер) С осин косынки. С осинок ветер- Косынки сбросит- В лесу осиновом Наступит осень. ( Г. Чокой ) 2. Определите в тексте стихотворения имя существительное, о котором говориться как об одушевленном предмете. Кот гуляет под столом, песню начиная. Засыпает тихий дом… спи, моя родная! Познавательные умения: - определять имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в литературном произведении и обосновывать свое мнение. - раскрывать значение слова «лист» и использовать его в активном словаре; Регулятивные умения: - проверять написанное (предложение, текст), вносить корректировку. - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать со сверстниками в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать правило написания имен имена существительных одушевлённых и неодушевлённых; - определять в тексте художественного произведении неодушевлённые имена существительные. |
Блок К. Диагностика качества освоения темы |
Цель – установить степень усвоения темы, а именно: - писать текст под диктовку; - определять и обозначать имена существительные одушевленные и неодушевленные в тексте; – выполнять в соответствии с целью. | Контрольное задание Диктант Помощь зайцу Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Гоша принёс зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у зверька срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю. Грамматическое задание: 1. Определите имена существительные в тексте, подчеркните их. 2. Укажите одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Регулятивные умения: – выполнять в соответствии с целью. Предметные умения: - писать текст под диктовку; - определять и обозначать имена существительные одушевленные и неодушевленные в тексте. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
|
Цели деятельности
| Варианты заданий | Планируемый результат деятельности |
• Стимулировать интерес к изучению имен существительных одушевленных и неодушевленных. • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - использовать приобретенные знания для выполнения задания; - классифицировать имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов; - составлять предложения со словами-омонимами; - представлять результат свой деятельности.
| Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический); • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный); • самоорганизацию по выполнению задания: - планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант 1.Распределите имена существительные: «стол», «карандаш», «стена», «окно», «кукла», «матрёшка», «собака», «слон», «сестра», «народ», «улитка», «матрёшка», «снеговик» на группы одушевленных и неодушевленных предметов. Для этого используйте вопросы: «что?», «кто?». Допишите в каждую группу еще по два слова, словосочетание с омонимом. 2. Определите, кто оказался прав: Почемучка и Любознайка, когда выполняли задание при подготовке к конкурсу «Русский медвежонок». Импровизационный вариант Внесите исправления в задание, которое выполнял Почемучка. Допишите в каждую группу еще по два словосочетания с омонимом. Прочитайте слова: удочка, уточка, коса. Из каждого предложенного неодушевленного существительного образуйте существительное одушевленное, из предложенного одушевленного существительного образуйте существительное неодушевленное, и напишите полученные слова. Эвристический вариант Подберите существительное, которое могло быть одушевленным и неодушевленным предметом, составьте с ним два предложения. | Личностные умения: - проявлять творческое отношение к выполнению конкурсного задания; - раскрывать значение омонимов. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретённые знания для определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Регулятивное умение: - выполнение учебного действия в соответствии с планом. Коммуникативное умение: - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - классифицировать имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов; - составлять предложения со словами-омонимами. |
IV этап. Рефлексивная деятельность |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности.
| 1. Задание на самоанализ. Допишите предложение. Мне важно различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, потому что………………………….. . 2. . Задание на самооценку. Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что……………… . | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью. • Оценить результат своей деятельности.
| Цели темы: Сформировать представление об именах существительных одушевленных и неодушевленных. Ввести правило написания имен существительных одушевленных и неодушевленных. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - проявлять творческое отношение к выполнению конкурсного задания. Познавательные умения: - использовать приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов. Регулятивные умения: -соотносить учебные действия с известным правилом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)
Актуализация знаний о правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....
Технологическая карта. Технология ТРИИК.4 класс.Русский язык.
Разработка серии уроков по теме"Правописание глаголов на- ться, -тся"....
Неопределенная форма глагола ТРИИК
На материале 4 уроков дается тема "Неопределенная форма глагола" 4 класс "Школа России"...
Неопределенная форма глагола ТРИИК
На материале 4 уроков дается тема "Неопределенная форма глагола" 4 класс "Школа России"...
Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы (технология ТРИИК)
Достижение личностных результатов по технологии ТРИИК на примере изучения темы "Делу время-потехе час" (литературное чтение, 4 класс)....
Статья "Возможности технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности учащихся (ТРИИК) при реализации ФГОС НОО"
Статья "Возможности технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности учащихся (ТРИИК) при реализации ФГОС НОО"...
Дидактический потенциал технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Умение школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в...