Проектная деятельность в воспитании толерантности (из опыта работы)
статья по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла | Акселевич Екатерина Дмитриевна |
2. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность | ГБОУ СОШ № 574 Невского района Санкт - Петербурга |
3. Предмет | Проектная деятельность в воспитательной работе |
4. Класс | 1 - 4 |
5. Название материала | Проектная деятельность в воспитательной работе |
6. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.) | Статья и презентация к ней |
7. Название темы или раздела учебного курса | Воспитательная работа в начальной школе |
8. УМК, авторы образовательной программы | все |
9. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) | Представить опыт работы для ознакомления и использования учителями |
10. Среда, редактор, в котором выполнен продукт | Документ Mikrosoft Word 1997, презентация ppt |
11. Необходимое оборудование и материалы для занятия | мультимедиапроектор |
12. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) |
|
13. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке) | Статья, презентация. Пояснительная записка. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23.03.11.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в воспитании толерантности
(из опыта работы)
Акселевич Екатерина Дмитриевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 574 Невского района
Санкт - Петербурга
Санкт – Петербург
2012
Концепция и требования ФГОС в явном виде указывают, что «к результатам, подлежащим оценке, относятся способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений».
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса; учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана, вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой. И на первый план выдвигается концепция формирования коммуникативной культуры школьника.
Концепция образовательных стандартов акцентирует достижение школьниками не только предметных, метапредметных, но и личностных результатов, которые так же подлежат оценке по следующим параметрам: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация. Положение новых стандартов о приоритете результатов образования предлагает такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, таких как сформированность гражданской позиции, самооценки и т.д.
Поскольку состав классов на сегодняшний день везде многонациональный, воспитание толерантности играет важную роль в воспитательной работе, возникает необходимость создания программы по гармонизации личности и воспитания толерантности для работы уже в начальной школе. И такая программа была готова уже к 2006 году. Она получила название «Я в мире друзей», предназначена она для работы в системе дополнительного образования.
Критериями толерантности можно считать:
Готовность ставить себя на место других;
Способность проявлять инициативу при установлении межкультурных контактов
с целью:
Постижения ценностей, духовного наследия изучаемой культуры;
Выступления в качестве представителя собственной культуры
Умения прогнозировать и распознавать социокультурный пробелы, ведущие к недопониманию, созданию ложных стереотипов, неверной интерпретации, межкультурным конфликтам;
Объяснения участникам коммуникации реалий родной культуры;
Способности самообучаться и функционировать самостоятельно в поликультурном мире.
Формы оценки толерантности
Психодиагностика, статистический анализ, сравнительный анализ, шкалирование результатов оценивания, тестирование – наиболее объективный метод оценивания, портфолио, наблюдение.
С 2007 года в своей работе мы начали активно применять проектную деятельность учащихся как способ активизации их деятельности, развития креативности.
Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:
- способность к обнаружению и постановке проблем (интенсивность поисковой мотивации);
- способность к генерированию большого числа идей ("беглость" мысли);
- гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;
- оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы (осуществлять анализ и синтез).
Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами творческой переработки информации.
Опишем только качества творческой личности:
1.Достойная Цель.
2. Комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов
3. Высокая работоспособность и выполнение намеченных планов.
4. Хорошая техника решения задач.
5. Способность отстаивать свои идеи - "умение держать удар".
6. Результативность.Методики обучения творчеству существуют и работают. Дело в том, что детская научная работа действительно имеет свои специфические — "возрастные" — трудности. В чем же они заключаются? В неумении детей наблюдать, классифицировать, строить модели, ставить и решать проблемы? Боюсь, что все эти трудности свойственны отнюдь не только детям и успешное их преодоление зависит не столько от возраста (если речь идет о школьниках среднего и старшего звена), сколько от "вооруженности" соответствующими приемами и методиками. А современные дети "вооружены" бывают подчас лучше взрослых. В любом случае возрастные различия не выглядят здесь очевидными.
Основная трудность связана, похоже, не с "дефектами" детского мышления, а с особенностями мотивации: школьнику крайне сложно "держать далекую цель", требуется постоянное подкрепление его поисковой работы, а в реальной деятельности оно присутствует далеко не всегда.
Вторая проблема — недостаточный для "научного старта" объем знаний — ведь любая серьезная работа опирается на большой пласт уже добытой раннее информации и начинается, как правило, с "раскопок" — изучения истории вопроса.
Следующее направление — темы, позволяющие "оживить" основную часть школьной жизни — собственно уроки. Можно назвать это "творчеством для учебы" и воспитания.
При данном подходе несложно развернуть в плоскость научной работы "творчество для уроков" в таких трудных для настоящего творчества предметах, как русский язык и математика: создание кроссвордов, шифровок, придумывание задач, поиск текстов "на определенное правило" и т.д. — это, конечно, еще не исследовательская работа, но она легко может стать таковой, стоит немного уточнить задачу: не просто "придумать", а научиться придумывать, открыть приемы придумывания.
Хитрость, которая помогает детям "поднять" "неподъемную" тему, проста как день: наша "научная работа" организуется по проектам, она почти всегда коллективная. Ученик выбирает себе тему из предложенных учителем или собственную. Под эту тему собирается группа детей. Дальше мы стараемся распределить работу так, чтоб каждый ученик "прошел" все этапы, но, возможно, в разной степени: кто-то больше занят сбором материала, кто-то — его классификацией, кто-то — компьютерной обработкой. Бывает, что один ученик работает в нескольких проектах, бывает, к сожалению, и наоборот. Проекты, работа по которым затухает, закрываются, остаются наиболее "живучие", появляются новые...
Системное мышление и его развитие в младших классах
Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:
выбрать объект и определить его функцию;
определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;
выявить составляющие объекта;
определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;
осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.
Работа над проектом
как способ развития системного мышления
учащихся начальных классов
Темой проекта может стать любой объект, явление, ситуация.
Дидактические цели (результаты) . Это могут быть: новые знания о теме; развитие таких общих умений как наблюдения, сравнение, определение, анализ, измерение, работа с литературой, изображение информации в разных моделях, рассуждение, оценивание, преобразование, синтез и.т.д.; развитие специфических умений проектирования.
От реализации этой цели будет зависеть, захотят ли ученики впредь заниматься проектами, сможем ли от них дождаться большей инициативы и активности в решении разных вопросов.
Одна из важнейших целей современного образования - помочь каждому ребенку стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса. Поэтому учитель должен вооружать детей методами осмысления окружающей действительности, гуманного ее преобразования.
Каждая из двух больших тем в букваре завершается разворотом проектной деятельности. Проект – это деятельность учащихся (индивидуальная или коллективная), результатом которой является тот или иной продукт: рисунки, спектакли, стихи, поделки, макеты, коллективное дело и т.д. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер. Дети выбирают или придумывают сами интересующий их аспект темы и вид деятельности. Подготовка к реализации проектов требует от учащихся определенного времени, поэтому к началу проектной деятельности мы начинаем готовиться заранее.
Ввиду возрастных особенностей первоклассников для работы в составе малой творческой группы необходимо отработать обязательные ритуалы, которые можно назвать правила дружной работы (по сути, формировать коммуникативные УУД) :
умение договориться об очередности;
говорить так, чтобы тебя слышал только твой сосед;
быть вежливым и терпеливым;
оборудовать рабочее место так, чтобы было удобно каждому;
поблагодарить партнеров за совместную работу.
Роли учеников при работе в малой группе бывают разными. Поэтому обязательна смена ролей. Работа в группе имеет огромное воспитательное значение для детей: такая работа учит их общаться со сверстниками, а также обеспечивает потребность первоклассников в проявлении активности во внеурочное время, смене деятельности.
Еще в начале изучения букваря было решено, что традиционный праздник прощания с букварем пройдет у нас в форме большой защиты проектов под общим девизом «Нам без азбуки, друзья, на земле прожить нельзя».
Защита наших первых проектов прошла в 2007 году, отчёт о ней был опубликован в интернете с названием «Нам без азбуки, друзья, на земле прожить нельзя».
Далее наступает время объединить приобретенный опыт проектной деятельности с воспитательной функцией. Во втором классе этому был второй проект – «Моя родословная. Я горжусь». Взглянуть на истоки своей семьи. Отыскать пример для подражания и наметить путь в жизни. Здесь опять нужна помощь взрослых. Это уже серьезная работа с информационными массивами. Защита проектов стала большим событием в жизни всех.
Если говорить о воспитании гражданственности, то ее истоки надо искать в Древней Греции. Проект третьего класса – «Древняя Греция – колыбель цивилизации». А как древнегреческая культура ассимилируется в нашу жизнь? Петербуржцам ответить на этот вопрос несложно. Она окружает нас на каждом шагу, в архитектуре и скульптуре, живописи и графике. Надо только увидеть. Творческое задание – придумать новый подвиг Геракла. Праздник в греческом духе свободы и демократии – итог работы и ступенька к следующему проекту. В каком мире мы хотим жить? С кем будем дружить?
В 4 классе мы завершаем этот период большим коллективным проектом по толерантности «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила».
Подводя итог сказанному: профессиональное совершенствование учителя требует его внутренней готовности к серьезной работе по преобразованию самого себя, сочетающей формы научно-исследовательской деятельности с практическим осмыслением реальной собственной практики.
Каждый учитель может стать творческим педагогом «…при большом стремлении, ясной цели, при упорстве и трудолюбии, при непрекращающейся работе по самообразованию, развитию общей культуры личности…». Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Проектная деятельность с использованием ИКТ (из опыта работы)
Содержание1. Актуальность и целесообразность 2. Теоретические основы опыта...
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены этапы работы над проектом....
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....
"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"
"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми" Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...
Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работы)
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования....
Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.
В работе представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно описан материал проекта " Береза-символ России"...