Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства в начальной школе
статья

Актуальность проблемы сохранения здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_k_prezentacii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Микина А.М.,

учитель начальных классов

первой кв. категории

Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства в начальной школе

Актуальность проблемы сохранения  здоровья детей сегодня  понятна каждому участнику образовательного процесса. По данным министерства образования РФ сегодня среди первоклассников едва ли наберется 15% детей, не имеющих хронических заболеваний на момент поступления в школу, понятие синдрома хронической усталости прочно вошло в нашу жизнь и  его жертвой все чаще становятся  дети.

Именно поэтому в президентской инициативе «Наша новая школа» одно из основных направлений развития – «Здоровье детей в  современной школе».

ФГОС (реализуется в лицее с 2008 года на уровне эксперимента) четко обозначает требования к результату обучения и условиям его достижения, в том числе и здоровьесберегающим.

В нашем лицее четвертый год реализуется программа сохранения и развития здоровья «Путь к здоровью – путь к себе!». В основе этой программы лежат идеи здоровьесбережения В.Ф. Базарного, В.П. Казначеева, Н.П. Толоконской и других современных практиков образования и здравоохранения.

Являясь учителями начальных классов, мы изо дня в день видим и ощущаем необходимость применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Поэтому наша основная цель - поиск условий, способов и форм конструирования здоровьесберегающего процесса обучения в современной начальной школе.

Большую часть времени в школе ребенок проводит на уроке, и поэтому организация здоровьесберегающего пространства урока является основой успешного обучения и развития детей.  Основными направлениями моей деятельности в этом плане являются:

Организация режима учебной нагрузки

Мотивирующая организация учебной деятельности

Организация контрольно-оценочной деятельности

Организация психологического климата на уроке

Организация двигательной активности обучающихся

Подробнее…

1. «Учебная нагрузка» это объём учебного труда, предлагаемый ученику в ходе его познавательной деятельности, включающий в себя физический, интеллектуальный, эмоциональный аспекты, выполняемый в рамках урока, учебного дня, недели, четверти, года. Учебная нагрузка – это многокомпонентное понятие, поэтому не может носить чисто физиологического характера и измеряться только в учебных часах. Большое влияние здесь оказывает психологический аспект, степень адаптации учащихся к учебному труду, уровень их мотивации, наличие физиологических резервов организма. В этом смысле учебная нагрузка связана как с программой образования, используемыми предметными методиками и педагогическими технологиями, так и с индивидуальными особенностями детей.

«Перегрузка учащихся» это чрезмерная учебная нагрузка, в результате которой наблюдается состояние переутомления, негативно влияющее на здоровье учащихся.

«Оптимальная учебная нагрузка» это нагрузка, соответствующая психофизиологическим и индивидуальным особенностям школьников, в результате которой не происходит утомление учащихся, характеризующееся временным нарушением деятельности клеток коры головного мозга, а тем более переутомление.

Мотивирующая организация учебной деятельности понимается нами как формирование и развитие у детей высокого уровня заинтересованности в обучении.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

—  содержание учебного материала;

—  организация учебной деятельности;

—  коллективные формы учебной деятельности;

—  оценка учебной деятельности;

—  стиль педагогической деятельности учителя.

3. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку, которая «добывается» многими школьниками нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности и к деформации развития личности учащегося.

Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный  анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Организация психологического климата на уроке является для нас неотъемлемой частью сохранения и развития психологического здоровья детей. Ведь не секрет, что для благополучного усвоения материала ребенком необходим положительный психологический фон, когда ребенок чувствует себя в безопасности, в кругу друзей, с интересом воспринимает материал.

Организация двигательной активности обучающихся как фактор здоровьесбережения органично вошла в наш образовательный процесс благодаря идеям В.Ф. Базарного.

Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, мы пришли к такой схеме выстраивания урока:

На 1 этапе урока для создания положительного эмоционального настроя мы используем различные психологические установки (стихи, небольшие рассказы и притчи). На уроках русского языка и математики проводим точечный массаж и пальчиковую гимнастику.

На втором этапе для актуализации темы предлагаем детям задания физкультурно-познавательного характера.

На основном этапе урока дети испытывают максимальную интеллектуальную нагрузку. Поэтому на этом этапе нами используются разнообразные физкультминутки, причем физкультминутка должна быть направлена на утомленную в данный момент группу мышц, соответствовать виду урока и его содержанию). Это могут быть:

упражнения для снятия общего и локального утомления

упражнения для кистей рук

гимнастика для глаз

гимнастика для слуха

упражнения, корректирующие осанку

дыхательная гимнастика

Помимо стандартных форм организации здоровьесберегающего пространства (проветривания, правильного освещения, горячего питания) используется функциональное оснащение кабинета:

Для коррекции осанки и вентилирования кожного покрова детей используются ортопедические сиденья с гречишной лузгой.

Для профилактики утомления используются массажные коврики для ног. В любой момент ребенок может снять обувь и помассировать стопы, что улучшает кровообращение и снимает усталость. (провести разминку для ног)

Для снятия напряжения кистей рук используются шарики-тренажеры. Занятие с ними проводится  по мере утомления данной группы мышц.

Для профилактики снижения зрения используются тренажеры для глаз.

(провести разминку для глаз)

Тренажер «Вертушка» выполняет сразу несколько функций: двигательная активность (дети встают и подходят к нужной вертушке с правилом), познавательная активность (поиск необходимой информации), дыхательная гимнастика (дети дуют на вертушку в поиске нужного ответа).

На заключительном этапе урока, когда выставляются отметки и подводятся итоги, помимо обычных оценок детям предлагается отрефлексировать свое настроение и состояние с помощью методики «Лестница настроения». Это помогает снять эмоциональное напряжение детей от переживаемых успехов и неудач.

Немаловажным в рамках проблемы сохранности здоровья детей является организация здоровьесберегающего досуга детей. Здесь эффективны следующие формы работы:

Подвижные перемены

Система классных часов по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни (как часть программы районного отдела образования).

Конкурсы творческих проектов детей по ЗОЖ

Результативными  здесь также являются такие формы работы, которые помогают ребенку формировать собственные адаптивные механизмы,  развивать коммуникативную культуру (театральные, творческие и спортивные студии, кружки по интересам, все – что дает ребенку возможность самовыражения).

Не секрет, что важнейшим фактором здоровья ребенка  является семья. Работа здесь направлена на:

осознание родителями важности создания здоровьесберегающих условий в семье

развитие и  формирование у родителей умений управлять своими эмоциями как повышение психологической культуры родителя

В данном направлении мы сотрудничаем с социальной и психологической  службой лицея.

Более того, современная педагогическая наука утверждает, что основным субъектом образовательного процесса является педагог, и тогда в ракурсе проблемы здоровья актуальна формула «психологически здоровый педагог      =       психологически здоровые дети».

В нашем лицее в начальной школе реализуется программа психолого-педагогической помощи педагогам, направленная на:

осознание педагогами причин эмоционального или профессионального сгорания

освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.

Среди используемых здесь форм работы:

практические и теоретические семинары

лекции с элементами практикума и самодиагностики

практические рекомендации, составленные на основе анализа уроков, данных диагностики обучающихся и самодиагностики педагога

индивидуальное консультирование

Таким образом, мы считаем, что основной характеристикой здоровьесберегающего процесса обучения в начальной школе  является процесс конструирования здоровьесберегающего обучения, осознания ребёнком ценности собственного здоровья.

«Конструирование здоровьесберегающего процесса обучения » понимается нами как построение процесса обучения на основе принципа природосообразности и использования здоровьесберегающих форм, методов и технологий, позволяющих создавать условия для оптимальной учебной нагрузки учащихся в практике современной начальной школы.

В решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников необходим комплексный подход, предполагающий преобразование образовательной среды в здоровьесберегающее жизненное пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Авторы данной статьи представляют материал из опыта работы специальных (коррекционных) школ VIIIвида....

Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства в начальной школе в рамках ФГОС

Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного постранства в начальной школе в рамках ФГОС...

«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

В сфере деятельности  педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках        и внеурочной деятельности в начальной школе."...

Организация проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности как средство оптимизации культурно-образовательного пространства в начальной школе

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижен...