Поделка Квилинг Литература
материал (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературное чтение
№ п/п | № урока в теме | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Используемые электронные и цифровые ресурсы | Дата | ||||||||
Чтение наизусть | самостоя-тельные работы | контрольные работы | ||||||||||||
I | Учимся наблюдать и копим впечатления Внекл.чт. | 15 5 | 6 | |||||||||||
1 | 1 | Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения. МД: А. Герасимов «После дождя» Выучить наизусть. | 1 | 1 | Презент. | |||||||||
2 | 2. | Юрий Коваль "Берёзовый пирожок"МД: «М. Шагал «Окно в сад»» | 1 | |||||||||||
3 | 3. | Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С.Козлов "Мимо белого яблока луны…", С Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение")Выучить наизусть. | 1 | 1 | Презент. | |||||||||
4 | 4. | Вн.чт.Стихи Ю.Ковыля «Под соснами» и др. | 1 | |||||||||||
5 | 5. | Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…"Выучить наизусть. | 1 | 1 | Презент. | |||||||||
6 | 6. | В. Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё. | 1 | |||||||||||
7 | 7. | Н.Матвеева "Гуси на снегу", Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона | 1 | |||||||||||
8 | 8. | Вн.чт. Э.Мошковская «Мотылёк», «Осенняя «вода». | 1 | |||||||||||
9 | 9. | С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину"Выучить наизусть. | 1 | 1 | ||||||||||
10 | 10. | Иван Бунин "Листопад".Выучить наизусть. | 1 | 1 | Презент. | |||||||||
11 | 11. | Записная книжка Кости Погодина. | 1 | |||||||||||
12 | 12. | Вн.чт. С.Козлов «Звуки и голоса» | 1 | |||||||||||
13 | 13. | Александр Пушкин "Зимнее утро"Выучить наизусть. | 1 | 1 | ||||||||||
14 | 14. | Валентин Берестов "Большой мороз", | 1 | Презент. | ||||||||||
15 | 15. | В.Берестов "Плащ". МД: В. Ван Гог «Ботинки», «Отдых после работы» | 1 | |||||||||||
16 | 16. | Вн.чт. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | 1 | |||||||||||
17 | 17. | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать" | 1 | |||||||||||
18 | 18. | Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана | 1 | Презент. | ||||||||||
19 | 19. | Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана. МД: В. Поленов «Заросший пруд» | 1 | |||||||||||
20 | 20. | Вн.чт. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | 1 | |||||||||||
II | Постигаем секреты сравнения. Внекл.чт. | 9 3 | ||||||||||||
21 | 1. | Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства" | 1 | Презент. | ||||||||||
22 | 2. | Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук". | 1 | Презент. | ||||||||||
23 | 3. | Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились" | 1 | Презент. | ||||||||||
24 | 4. | Вн.чт. Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки». | 1 | |||||||||||
25 | 5. | "О собаке, кошке и обезьяне", Индийская сказка. | 1 | Презент. | ||||||||||
26 | 6. | "Золотая рыбка" Индийская сказка. | 1 | Презент. | ||||||||||
27 | 7. | "Черепаха, кролик и удав-маха". Индийская сказка. | 1 | Презент. | ||||||||||
28 | 8. | Вн.чт. Индийская сказка «О радже и птичке». | 1 | |||||||||||
29 | 9. | Индийская сказка "Хитрый шакал". | 1 | |||||||||||
30 | 10 | Индийская сказка "Хитрый шакал". | 1 | |||||||||||
31 | 11. | Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали’’ | 1 | Презент. | ||||||||||
32 | 12 | Вн.чт. Шведская сказка «По заслугам и расчёт». | 1 | |||||||||||
III | Пытаемся понять, почему люди фантазируют. Внекл.чт. | 9 3 | 1 | |||||||||||
33 | 1 | Новелла Матвеева "Картофельные олени" Выучить наизусть. | 1 | 1 | Презент. | |||||||||
34 | 2. | Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки" | 1 | Презент. | ||||||||||
35 | 3. | Татьяна Пономарёва "Автобус", "В шкафу" | 1 | Презент. | ||||||||||
36 | 4. | Вн.чт. О.Кургузов «Мальчик-папа». | 1 | |||||||||||
37 | 5. | Эмма Мошковская "Вода в колодце" и др. стихи. МД: П. Филонов «Нарвские ворота» | 1 | |||||||||||
38 | 6. | Борис Житков "Как я ловил человечков". | 1 | Презент. | ||||||||||
39 | 7. | Борис Житков " Как я ловил человечков". | 1 | |||||||||||
40 | 8. | Вн.чт. С.Махотин «Самый маленький». | 1 | |||||||||||
41 | 9. | Борис Житков " Как я ловил человечков". | 1 | |||||||||||
42 | 10. | Тим Собакин "Игра в птиц" | 1 | |||||||||||
43 | 11. | Константин Бальмонт "Гномы". МД: В. Кандинский «Двое на лошади» | 1 | Презент. | ||||||||||
44 | 12. | Вн.чт. А.Иванов «Как Хома картины собирал». | 1 | |||||||||||
IV | Учимся любить. Внекл.чт. | 11 3 | 1 | |||||||||||
45 | 1 | Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике» . | 1 | Презент. | ||||||||||
46 | 2. | Мария Вайсман "Лучший друг медуз". | 1 | |||||||||||
47 | 3. | Александр Куприн «Слон». | 1 | Презент. | ||||||||||
48 | 4. | Вн.чт. К.Паустовский «Стальное колечко». | 1 | |||||||||||
49 | 5. | Александр Куприн «Слон». | 1 | |||||||||||
50 | 6. | Александр Куприн «Слон». | 1 | |||||||||||
51 | 7. | Константин Паустовский "Заячьи лапы. | 1 | Презент. | ||||||||||
52 | 8. | Вн.чт. К.Паустовский «Стальное колечко». | 1 | |||||||||||
53 | 9. | Константин Паустовский "Заячьи лапы. | 1 | |||||||||||
54 | 10. | Сергей Козлов "Если меня совсем нет". | 1 | |||||||||||
55 | 11. | Сергей Козлов "Если меня совсем нет". | 1 | |||||||||||
56 | 12. | Вн. Чт. С.Козлов «Звуки и голоса». | 1 | |||||||||||
57 | 13. | Работа над составлением литературного сборника. МД: О. Ренуар «Портрет Жанны Самари» | 1 |
| ||||||||||
58 | 14. | Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб. | 1 | 1 | ||||||||||
I | Часть 2 Набираемся житейской мудрасти. Внекл.чт. | 9 3 | 3 | 1 | ||||||||||
59 | 1. | Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка" | 1 | Презент. | ||||||||||
60 | 2. | Вн.чт. И.Крылов «Волк и журавль». | 1 | Презент. | ||||||||||
61 | 3. | Басня. Соловей и ястреб. | 1 | |||||||||||
62 | 4. | Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени.Пословицы. | 1 | |||||||||||
63 | 5. | Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Выучить наизусть. | 1 | 1 | ||||||||||
64 | 6. | Вн.чт. И.Крылов басни. | 1 | |||||||||||
65 | 7. | Лента времени. Бродячие басенные истории. МД: В. Серов. Графическая иллюстрация к басне | 1 | |||||||||||
66 | 8. | Лента времени. Бродячие басенные истории. МД: В. Серов. Графическая иллюстрация к басне | 1 | 1 | ||||||||||
67 | 9. | Иван Крылов "Квартет". МД: В. Серов. Графическая иллюстрация к басне. Выучить наизусть. | 1 | 1 | ||||||||||
68 | 10. | Вн.чт. Басни. | 1 | |||||||||||
69 | 11. | Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Выучить наизусть. | 1 | 1 | ||||||||||
70 | 12. | Самостоятельна я работа по заданиям учебника | 1 | 1 | ||||||||||
II | Продолжаем разгадывать секреты смешного. Внекл.чтен. | 14 5 | 1 | |||||||||||
71 | 1. | Леонид Каминский "Сочинение" | 1 | Презент. | ||||||||||
72 | 2. | Вн.чт. Н.Носов «Мишкина каша». | 1 | Презент. | ||||||||||
73 | 3. | Ирина Пивоварова "Сочинение" | 1 | Презент. | ||||||||||
74 | 4. | Марина Бородицкая "На контрольной…", Лев Яковлев " Для Лены", Михаил Яснов "Подходящий угол".Выучить наизусть. | 1 | 1 | Презент. | |||||||||
75 | 5. | Надежда Тэффи "Преступник" | 1 | Презент. | ||||||||||
76 | 6. | Вн.чт. Н.Носов «Мишкина каша». | 1 | Презент. | ||||||||||
77 | 7. | Надежда Тэффи "Преступник" | 1 | Презент. | ||||||||||
78 | 8. | Надежда Тэффи "Преступник" | 1 | |||||||||||
79 | 9. | Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" | 1 | Презент. | ||||||||||
80 | 10. | Вн.чт. Н.Носов «Мишкина каша». | 1 | |||||||||||
81 | 11. | Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" | 1 | |||||||||||
82 | 12. | Стихи Григория Остера "Вредные советы" и рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь" | 1 | Презент. | ||||||||||
83 | 13. | Стихи Григория Остера "Вредные советы" и рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь" | 1 | |||||||||||
84 | 14. | Вн.чт. Стихи Григория Остера | 1 | |||||||||||
85 | 15 | Стихи Григория Остера "Вредные советы" и рассказ | 1 | |||||||||||
86 | 16 | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" | 1 | Презент. | ||||||||||
87 | 17. | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" | 1 | |||||||||||
88 | 18. | Вн.чт. В.Драгунский «Кот в сапогах». | 1 | |||||||||||
89 | 19. | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" | 1 | |||||||||||
III | Как рождается герой. Внекл.чтен. | 21 7 | 2 | |||||||||||
90 | 1. | Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди" | 1 | |||||||||||
91 | 2. | Борис Заходер "История гусеницы" | 1 | Презент. | ||||||||||
92 | 3. | Вн.чт. Стихи Б.Заходера. | ||||||||||||
93 | 4. | Борис Заходер "История гусеницы" | 1 | |||||||||||
94 | 5. | Юнна Мориц "Жора Кошкин","История гусеницы"(продолжение)Выучить наизусть. | 1 | 1 | ||||||||||
95 | 6. | Леонид Яхнин "Лесные жуки" | 1 | Презент. | ||||||||||
96 | 7. | Вн.чт. В.Лунин «Идём в лучах зари» | 1 | |||||||||||
97 | 8. | Б.Заходер "История гусеницы" (продолжение), |
| |||||||||||
98 | 9. | Б.Заходер "История гусеницы" (продолжение), | 1 | |||||||||||
99 | 10. | Б.Заходер "История гусеницы" (продолжение), | 1 | |||||||||||
100 | 11. | Вн.чт. В.Лунин «Ливень». | 1 | |||||||||||
101 | 12 | Заходер "История гусеницы" (продолжение), Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке" | 1 | |||||||||||
102 | 13 | Заходер "История гусеницы" (продолжение), Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке" | 1 | |||||||||||
103 | 14. | Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке". МД: С. Жуковский «Плотина» | 1 | 1 | Презент. | |||||||||
104 | 15. | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части | 1 | Презент. | ||||||||||
105 | 16. | Вн.чт. В.Берестов «Первый листопад». | 1 | Презент. | ||||||||||
106 | 17. | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". | 1 | |||||||||||
107 | 18. | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". | 1 | |||||||||||
108 | 19. | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". | 1 | |||||||||||
109 | 20. | Вн.чт. В.Берестов «Урок листопада». | 1 | |||||||||||
110 | 21. | Леонид Пантелеев "Честное слово". | 1 | |||||||||||
111 | 22. | Леонид Пантелеев "Честное слово". | 1 | |||||||||||
112 | 23. | Леонид Пантелеев "Честное слово". МД: З. Серебрякова «За завтраком», О. Ренуар «Девочка с лейкой», В. Серов «Портрет Мики Морозова» | 1 | |||||||||||
113 | 24. | Вн.чт. В.Берестов «Отражение». | 1 | |||||||||||
114 | 25. | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" | 1 | |||||||||||
115 | 26. | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" | 1 | |||||||||||
116 | 27. | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова). МД: А. Мещерский «У лесного озера» | 1 | |||||||||||
117 | 28. | Вн.чт. С.Махотин «Самый маленький». | 1 | |||||||||||
IV | Сравниваем прошлое и настоящие. Внекл.чтен. | 15 4 | ||||||||||||
118 | 1. | Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова) | 1 | |||||||||||
119 | 2. | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" | 1 | Презент. | ||||||||||
120 | 3. | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" | 1 | |||||||||||
121 | 4. | Вн.чт. Э.Мошковская «Нужен он…», «Когда я уезжаю». | 1 | |||||||||||
122 | 5. | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" | 1 | |||||||||||
123 | 6. | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" | 1 | |||||||||||
124 | 7. | Александр Пушкин "Цветок". МД: В. Боровиковский «Протрет Безбородко с дочерьми», З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми» | 1 | |||||||||||
125 | 8. | Вн.чт. В.Лунин «Ливень». | 1 | |||||||||||
126 | 9. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | 1 | Презент. | ||||||||||
127 | 10. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | 1 | |||||||||||
128 | 11. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | 1 | |||||||||||
129 | 12. | Вн.чт. Маша Вайсмен «Приставочка моя любименькая». | 1 | |||||||||||
130 | 13. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | 1 | |||||||||||
131 | 14. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | 1 | |||||||||||
132 | 15. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | 1 | |||||||||||
133 | 16. | Вн.чт. Д.Дмитриев «Встреча». | 1 | |||||||||||
134 | 17. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | 1 | |||||||||||
135 | 18. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | 1 | |||||||||||
136 | 19. | Постоянство в природе и чувствах людей. МД: А.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» | 1 | |||||||||||
Итого: | 136 | 13 | 2 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программой начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, 2004г./ и в соответствии с авторской программой Н. А. Чураковой «Литературное чтение», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ. /М., Академкнига / Учебник, 2009г./
/ УМК «Перспективная начальная школа», учебник: Чуракова Н. А.«Литературное чтение» 3 класс (в 2 частях). Москва. Академкнига /Учебник, 2009г./
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;
б) репродуктивный;
в)проблемный;
г )частично-поисковый;
д)исследовательский.
Формы организации процесса обучения:
Групповая
Фронтальная
Индивидуальная
Уроки самостоятельных работ
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Формы контроля:
- подробный и выборочный пересказ;
- чтение наизусть;
- творческие работы
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Всего часов | Чтение наизусть | Самостоятельные работы |
1. | Учимся наблюдать, и копим впечатления Внеклассное чтение | 15ч. 5ч. | 6 | |
2. | Постигаем секреты сравнения Внеклассное чтение | 9ч. 3ч. | ||
3. | Пытаемся понять, почему люди фантазируют Внеклассное чтение | 9ч. 3ч. | 1 | |
4. | Учимся любить Внеклассное чтение | 11ч. 3ч. | 1 | |
5. | Набираемся житейской мудрости Внеклассное чтение | 9ч. 3ч. | 3 | 1 |
6. | Продолжаем разгадывать секреты смешного Внеклассное чтение | 14ч. 5ч. | 1 | |
7. | Как рождается герой Внеклассное чтение | 21ч. 7ч. | 2 | |
8. | Сравниваем прошлое и настоящее Внеклассное чтение | 15ч. 4ч. | ||
Итого: | 136ч. | 13 | 2 |
Содержание программы
Устное народное творчество
Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке, о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени.
Простейшая лента времени:
1). Самая древняя сказочная история.
2). Просто древняя.
3). Менее древняя сказочная история.
Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).
Особенность просто древних сказок – начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).
Особенность менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным.
Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).
Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.
Авторское творчество
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф.Кривин.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.
Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа.
Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).
Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).
Библиографическая культура. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное».
Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.
Умения и навыки осознанного и выразительного чтения
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.
КРУГ ЧТЕНИЯ
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки: «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»;
бурятская сказка «Снег и заяц»;
венгерская сказка «Два жадных медвежонка»;
индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»;
кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»;
хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»;
сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»;
японские хокку: Басе, Бусон, Дзесо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А. Пушкин «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Цветок»;
И. Крылов «Квартет», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Лебедь, рак и щука»;
Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»);
И. Бунин «Листопад»;
К. Бальмонт «Гномы»;
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»;
В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»;
К. Паустовский «Заячьи лапы», «Растрепанный воробей»;
Н. Гарин;Михайловский «Детство Темы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ»;
Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»;
В. Шефнер «Середина марта»;
С. Козлов «Июль», «Мимо белого облака луны», «Сентябрь»;
Д. Дмитриев «Встреча»;
М. Бородицкая «На контрольной»;
Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце»;
Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»;
Л. Пантелеев «Честное слово»;
Б. Житков «Как я ловил человечков»;
Саша Черный «Дневник фокса Микки»;
Н. Тэффи «Преступник»;
Б. Заходер «История гусеницы»;
В. Драгунский «Ровно 25 кило»;
Ю. Коваль «Березовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами»;
С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет»;
К. Чуковский «От двух до пяти»;
Л. Каминский «Сочинение»;
И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже XX — XXI веков
Поэзия
Л. Яковлев «Для Лены»;
М. Яснов «Подходящий угол»; «Гусеница — бабочке»;
Г. Остер «Вредные советы»;
Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц»;
Маша Вайсман «Лучший друг медуз»;
Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь».
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
наизусть 6–8 стихотворений разных авторов;
имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
работы со словарями.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
• Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник, 3 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учеб
ник, 2008.
» Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига / Учебник, 2008.
Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М: Академкнига / Учебник, 2008.
Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс: метод, пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Город мастеров" (1 год обучения "Волшебный квилинг")
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
Квилинг
Знакомство с квилингом.Первые шаги....
Программа для кружка квилинг "Волшебный завиток"
Программа для кружка квилинг "Волшебный завиток"...
Презентация "Бумагопластика. Квилинг".
Цели: формирование умения рассматривать и изучать форму предмета, совершенствовать умения работы с бумагой, развитие чувства формы, пространственного воображения, творческого мышления....
Практикум по квилингу.
Практическая часть.Основные формы: (показать изготовление элементов)• тугая спираль - скрутить ленту и приклеить кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась;• свободная спираль – скр...
Знакомство с квилингом
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7175222","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...