Интерактивная доска в образовательном процессе
презентация урока для интерактивной доски по теме

Петрова Светлана Юрьевна

В данном выступлении сказано о предназначении интерактивной доски и эффективном использовании ее в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnaya_doska_v_obrazovatelnom_processe.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная доска в образовательном процессе

Петрова С.Ю. Мастер-класс 16.12.2011

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников, т.е. в школе должны быть созданы условия для процесса познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. (президентская инициатива «Наша новая школа»).

Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования информационно- коммуникационных технологий.

Современные школьники имеют совершенно иной, чем в былые годы психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса.

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена между учителем и учеником.

Интерактивная доска (ИД) - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий.

ИД не только соответствует способу восприятия информации поколения современных школьников, но и позволяет учителю создать ситуацию успеха для любого ученика, не зависимо от его уровня знаний и умений.

Интерактивная доска – это периферийное устройство, предназначенное для управления всеми функциями компьютера на большом экране без и использования компьютерной мыши и клавиатуры, т.е. удаленное управление компьютером.

Главная методическая роль интерактивной доски состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание аудитории на центральном объекте объяснения, т.е. непосредственно доске. Дело в том, что при объяснении учебного материала, имея проектор, экран и компьютер, тяжело воспринимается и синхронизируется устный и графический материал, когда учитель находится не в непосредственной близости от экрана, т.е. учитель говорит и что-то делает в одном месте, а картинки появляются в другом! Интерактивная же доска позволяет перейти к традиционной форме преподавания, но при этом добавляются новые возможности, которые предоставляет компьютер. Минимизируются затраты по времени (не надо бегать от экрана к компьютеру).

Типы и принципы работы интерактивных досок:

1. Любая интерактивная доска состоит из мультимедийного компьютера, цифрового проектора, средств коммутации (кабели и сплиттеры), а так же самой интерактивной доски. Все эти устройства коммутируются вместе и работают в полной взаимосвязи. Работа любой ИД заключается в непрерывной синхронизации сигналов от самой ИД с компьютером через, проецируемое (проектором) изображение.

2. В наших школах есть разные типы интерактивных досок. В этом кабинете представлена интерактивная приставка Hitachi. Принцип работы: рабочая поверхность пассивная, Эл. Маркер – активный. При нажатии на кнопки или кончик электронного маркера (стилус – от гр. stylus – палочка для письма) выдается УЗ сигнал с определенной частотой, далее приемник улавливает УЗ сигнал и включает ИК развертку на всю рабочую область. Далее идет непрерывная синхронизация выдаваемых приемником координат с работой компьютера.

В других кабинетах стоят резистивные ИД. (от слова резистор - сопротивление) Принцип работы: рабочая поверхность активная, управление осуществляется пассивными стилусами. (Smart Board). Рабочая поверхность представляет собой двухслойную систему. Первый слой – жесткая основа, на которой нанесена тончайшая металлическая сетка, связанная с аналого-цифровым преобразователем (встроен в доску), а поверх этой сетки натянуто тугое виниловое полотно, которое обращено металлизированной поверхностью к сетке жесткой основы. (при повреждении рабочей поверхности доска выходит из строя, ремонт – замена всего полотна).

Возможности ИД:

• Два в одном: возможность реализовать функции проекционного экрана и большого графического планшета.

• Сочетание традиций и новейших технологий: стоя у классной доски можно управлять экранным изображением, писать, рисовать, чертить стилусом-мышью или цветными маркерами и передавать эту информацию в компьютер.

• В программное обеспечение интегрированы интерактивные материалы - аудио, видео, Flash-анимации - это всегда поможет Вам сделать уроки еще более динамичными.

• И, что особенно приятно, в програмное обеспечение можно импортировать уже существующиеся у Вас уроки из всем хорошо знакомых программ, таких как PowerPoint, Word, Excel и Adobe Acrobat.

Учитель при работе с ИД может использовать следующие ресурсы:

-мультимедийные продукты от известных производителей (мультимедийные приложения к учебникам, виртуальные лаборатории и практикумы, интерактивные наглядные пособия);

-собственные презентации и материалы, сконструированные в стандартных программах;

-собственные мультимедийные продукты, выполненные в программах сопровождения ИД.

Насыщенный учебный материал, удобство и простота в использовании –это характерные признаки мультимедийных приложений к учебникам и интерактивных наглядных пособий.

Как можно использовать на уроке встроенные программные средства ИД?

Заметки на экране могут применяться для того, чтобы сформулировать какой-либо вопрос, проблему, причем рукописные записи на экране можно сохранять для дальнейшего просмотра, анализа, печати.

Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое.

Учащимся могут быть предложены следующие задания:

- перемещая объекты, совместить изображение прибора и его подпись;

- перемещая объекты, построить логическую схему;

Функция затемнения части экрана удобна в тех случаях, когда учитель планирует воспроизводить информацию на слайде поэтапно. Например, сначала условие задачи, а затем её решение.

Выделение отдельных элементов на изображении целесообразно применять для акцентирования внимания учащихся на нужной области. Этот приём уместен, если на слайде помещена объемная информация. При повторении формул с помощью трафарета есть возможность направить внимание учащихся на ту или иную формулу, затемняя остальное поле слайда.

Вставка (вырезка) частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют учителю создавать на уроке ситуацию успеха, ученик знает, что всегда может исправить свои ошибки – это придает ему уверенность в своих силах.

Просмотр действий видеозаписи выполненных на доске, можно использовать для анализа фрагментов урока. Данная функция позволяет отложить проверку и оценку работы ученика. Запись в режиме реального времени информирует учителя, когда ученик испытывает затруднения, как он исправлял свои ошибки.

Кроме того, использование наглядных моделей, интерактивных анимаций на уроке, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов.

Создавая мультимедийное сопровождение урока, можно конструировать слайды для различных этапов урока. Слайды целесообразно использовать как отдельные страницы при актуализации, повторении, изучении нового материала, закреплении изученного.

Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в урок определяет сам учитель.

Какие проблемы могут возникнуть при использовании ИД?

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество.

Однако большинство из них не имеют методического сопровождения и конкретных рекомендаций по применению и порождают определённые проблемы.

ИД разных производителей имеют программное обеспечение различных функциональных возможностей. Поэтому учитель должен конструировать сопровождение урока, исходя из особенностей конкретной доски.

В отличие от обычной доски, при работе на ИД, учитель имеет неограниченное пространство и возможность возврата к предыдущим записям при помощи управляющих кнопок. Это позволяет существенно экономить время и более эффективно конструировать урок.

Учитель и ученик работают как партнеры. Ученик активно «добывает» новое знание, разрешает проблемные ситуации, работает с разными источниками информации. В результате происходит развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

Возможность интерактивного взаимодействия способствует формированию устойчивых навыков получения и анализа необходимой информации. Хотя подготовка к уроку, с использованием ИД требует значительных временных затрат, становится легче конструировать урок, поскольку он имеет возможность варьировать ход урока с учетом уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории.

Использование ИД не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала. ИД открывает широкий диапазон для педагогического поиска учителя, моделирования им проблемных учебных ситуаций.

Применение любых цифровых образовательных ресурсов позволяет делать акцент на развитие каждого ребенка, на формирование способности к самообучению.

Интерактивные доски - это лучшее техническое средство обучения для взаимодействия учителя с классом. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учащимися.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что эффективность современного урока определяется уровнем его интерактивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат участия в республиканском семинаре "Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы"

16-17 февраля 2015 года принимала участие в республиканском семинаре ""Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы""...

Мастер-класс «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается учебно-практическое занятие «Использование ресурсов интерактивной доски  в образовательном процессе». Целью нашей совместной работы явл...

Буклет "Использование интерактивной доски в образовательном процессе"

Интерактивная доска – это всего лишь современный инструмент в «умелых руках» учителя....

Обзор возможностей. Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе.

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русско...

Обзор возможностей. Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе.

Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использу...

Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе

об использовании интерактивной доски в образовательном процессе...