Проект "Будь здоровым, крепким, сильным"
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnyy_proekt_bud_zdorovym.rar | 42.32 КБ |
prezentaciya_innovacionnogo_proekta.rar | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»
Инновационный проект
"Будь здоровым, крепким, сильным"
« Здоровье (по определению Всемирной организации
здравоохранения) – это состояние полного
физического, психического и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней или физических
дефектов».
Актуальность выбранной темы
Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и необходимо.
Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становиться национальной. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.
Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, и ранняя диагностика, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса, скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении.
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, учителями. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.
Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе. Негативные последствия этого, как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии ученика.
Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей, поэтому важно эту среду сделать естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в оздоровительную.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?
Известно, что школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в это время
человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Несмотря на имеющиеся у детей школьного возраста представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему оставалось достаточно пассивным. Проведенный мной анализ состояния здоровья детей за прошедшие 4 года (результаты ежегодных медицинских осмотров) показал, что, несмотря на использование элементов здоровьесбережения в работе, состояние здоровья детей ухудшалось с каждым годом.
Диаграмма 1
После проведённых индивидуальных бесед с детьми высветилась еще одна проблема - недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.
Проблемы:
ухудшение здоровья детей;
недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.
Для разрешения этих проблем, опираясь на литературу по вопросам здоровьесбережения школьников и свой личный опыт, исходя из материальных условий нашей школы, оснащения медицинского кабинета и возможностей социума, опыт в этой области лучших учителей-коллег и учителей-новаторов, я разработала комплексный инновационный проект “Будь здоровым, крепким, сильным»,
Этот проект ярко отражает модель общения с учащимися, коллегами, родителями. Он ведёт к вовлечению родителей в образовательный процесс школы, способствуют взаимодействию педагога и родителей в процессе воспитания, обучения и всестороннего развития ребёнка.
Проект: “Будь здоровым, крепким, сильным!”.
Основная цель проекта – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование представлений у детей школьного возраста о здоровом образе жизни и понимания ими ответственности перед обществом за сохранение своего здоровья.
Задачи проекта:
1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
• обучать жизненно важным умениям и навыкам;
• развивать двигательные качества;
• обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта.
2. Обеспечение оптимального двигательного режима школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
3. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность.
4. Систематически проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в рамках класса и школы.
5. Разработка и внедрение образовательного курса «Расти здоровым» для учащихся.
6. Систематически проводить консультации для родителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Достичь тесного сотрудничества учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:
• проведения совместных мероприятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;
• проведение тематических родительских собраний: «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и т.п.;
• проведения системы занятий для родителей по вопросам здоровья детей, формирования здорового образа жизни, соблюдения оптимального двигательного режима;
• установления тесного контакта в работе между сотрудниками медицинского кабинета школы и родителями учеников;
• приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования.
Сроки реализации проекта:
2008 – 2012 гг.
Предполагаемый результат:
Снижение заболеваемости школьников острыми респираторными заболеваниями;
Снижение числа рецидивов хронических заболеваний;
Повышение уровня физической подготовки учащихся;
Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (не только детей, но и родителей).
Направления работы:
1. Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников:
Соблюдение физических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (освещение, мебель, воздушно-тепловой режим и др.);
Составление расписания согласно физиолого-гигиеническим требованиям;
Соблюдение режима школьных занятий;
Построение уроков с учетом работоспособности детей;
Создание благоприятного эмоционального настроя;
Личностно-ориентированный подход в обучении;
Обеспечение оптимального двигательного режима.
2. Организация и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий.
Среди других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Физические упражнения оказывают системное оздоровительное воздействие на организм в сочетании с избирательностью влияния в каждом конкретном случае.
Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий:
3. Образовательный курс «Расти здоровым».
Основная идея: формирование навыков здорового образа жизни.
Ожидаемый результат:
1) расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области здорового образа жизни, экологии, ОБЖ;
2) повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Способы достижения:
1) проведение профилактических бесед и уроков здоровья;
2) проведение экскурсий, ролевых игр, практикумов.
1 класс
Месяц | Темы занятий |
Сентябрь | Твое здоровье – что это? Можно ли самому «творить здоровье»? (беседа) |
Октябрь. | Твой новый режим дня (практикум). |
Ноябрь | Настроение в школе. Как настроить себя на урок. |
Декабрь | Настроение после школы. |
Январь | Поведение в школе. Я – ученик (ролевая игра). |
Февраль | Сменная обувь – зачем она? |
Март | Как сделать сон полезным. Сон - лучшее лекарство. |
Апрель | Вредные привычки (рассказ медицинского работника). |
Май | Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека |
2 класс
Месяц | Темы занятий |
Сентябрь | Твое здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение. |
Октябрь | Одевайся по погоде. |
Ноябрь | Здоровье и питание (посещение школьной столовой). |
Декабрь | Движение – путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице) (спортивные соревнования). |
Январь | Инфекция и ее предупреждение. |
Февраль | Сколько времени можно проводить у телевизора в день. |
Март | Дружи с водой (практикум). |
Апрель | «Тихий вечер». Как организовать вечер в семье. |
Май | Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор (экскурсия). |
3 класс
Месяц | Темы занятий |
Сентябрь | Ты – третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своем здоровье? |
Октябрь | Как воздух влияет на здоровье. |
Ноябрь | Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс? (практикум) |
Декабрь | Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. Чистота и здоровье. |
Январь | Домашний и школьный ботанический сад. |
Февраль | Домашний зоопарк (экскурсия). |
Март | Почему нельзя пить воду сразу из-под крана (беседа). |
Апрель | Здоровье и цветущие растения. |
Май | Сохраним природу – сохраним здоровье (поход). |
4 класс
Месяц | Темы занятий |
Сентябрь | Следишь ли ты за своей осанкой. Как сидеть красиво при большой нагрузке и ходить (беседа). |
Октябрь | Хорошее настроение и здоровье. Улыбка – залог успеха и здоровья. |
Ноябрь | Цвет и настроение. |
Декабрь | Народные праздники, их традиции и здоровье. |
Январь | Что готовили наши прабабушки (знакомство с лучшими рецептами). |
Февраль | Аптека на подоконнике (викторина). |
Март | Витамины рядом с нами (растения, корни растений, используемые в пищу). |
Апрель | Почему нельзя ходить без зонта в дождь? Как загорать? |
Май | Как подготовить себя к обучению в 5 классе. |
4. Работа с родителями
Система занятий для родителей «Как сохранить здоровье детей».
Тематические родительские собрания «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Если хочешь быть здоров» и т.п. в форме круглого стола, семинара, диспута.
Проведение совместных оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, соревнований.
Установление тесного контакта родителей с медицинским работником школы.
Приглашение родителей на уроки физкультуры.
1. Система занятий для родителей «Как сохранить здоровье детей».
Обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения их родителей. Поэтому я разработала систему занятий для родителей, которая перекликается с занятиями для детей курса «Расти здоровым». В результате родители узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.
Для проведения занятий использую разные виды работы: беседа, круглый стол, ролевая игра, дискуссия, практикум, лекция.
2008-2009 гг. (1 класс)
Месяц | Темы занятий. |
Сентябрь | Что такое «валеология»? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху. |
Октябрь | Ребенок пошел в школу. Режим дня школьника. |
Ноябрь | С каким настроением ребенок идет в школу. Мотивация учения. |
Декабрь | Как регулировать настроение ребенка после школы. |
Январь | Здоровье общества, родителя. Ребенка. Как относиться к ребенку – школьнику. |
Февраль | Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье. |
Март | Как организовать сон первоклассника. Нужен ли дневной сон? |
Апрель | Курение и здоровье. Экология и курение в наше время. |
Май | Экологическая проблема сегодняшнего дня – мыть руки как можно чаще. |
2009-2010 гг. (2 класс)
Месяц | Темы занятий. |
Сентябрь | Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой. |
Октябрь | Времена года – одежда – здоровье ребенка. Занятия на воздухе и отношение к ним родителей. |
Ноябрь | Осознанный подход к питанию. Экология и питание. |
Декабрь | Как улучшить показатели двигательной функции. Лыжи и семья. |
Январь | Предупреждение инфекционных заболеваний. |
Февраль | Телевизор и дети. Психические расстройства и ТВ. |
Март | Вода и здоровье. Закаливание. |
Апрель | Вечер в семье. «Строгие и грубые родители» - как это отражается на здоровье детей. |
Май | Отдых на природе. Кого и кто должен воспитывать во время «пикника». |
2010-2011 гг. (3 класс)
Месяц | Темы занятий. |
Сентябрь | Как помочь ребенку адаптироваться к школе после лета. Гимнастика для глаз. |
Октябрь | Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим. Что можно сделать? |
Ноябрь | Экология жилища. Здоровье и наша квартира. |
Декабрь | Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети. |
Январь | Цветы в нашем доме. |
Февраль | Животные дома и их влияние на настроение и воспитание ребенка. |
Март | Экологические проблемы воды в городе. Обеззараживание воды. |
Апрель | Аллергия и цветущие растения. Как себя вести. |
Май | Охрана природы – залог здоровья. |
2011-2012 гг. (4 класс)
Месяц | Темы занятий. |
Сентябрь | Режим дня в условиях повышения нагрузки. Особенности возраста. |
Октябрь | Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье. |
Ноябрь | Цветотерапия: одежда, цвет обоев и мебели, ковров. |
Декабрь | Русские традиции и обычаи на зимних праздниках (Новый год, Рождество, Святки). |
Январь | Блюда русской кухни – залог здоровья. |
Февраль | Какие комнатные растения используются для лечения (обмен рецептами). |
Март | Рецепты наших предков составлялись из того, что рядом росло. |
Апрель | Дождь, загар, озоновый слой и наше здоровье. |
Май | Ребенок идет в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе 2 ступени. |
5. Контроль, диагностика результатов.
Анализ и комплексная проверка в конце первого года существования проекта показали, что с его введением в классе снизилась заболеваемость учащихся и имеется положительная динамика в состоянии их здоровья (диаграмма 2).
Диаграмма 2
На диаграмме видно, что количество детей 1 группы здоровья увеличилось, а 2 группы – уменьшилось.
Также мной была проведена диагностика отношения детей к здоровому образу жизни. Из диаграммы 3 видно, что к концу года у детей отмечается более высокий уровень знаний и умений в области соблюдения здорового образа жизни.
Диагностика отношения детей к ЗОЖ.
Диаграмма 3.
С родителями проводилось анкетирование, которое показало их заинтересованность в приобщении к здоровому образу жизни. Совместная оздоровительная деятельность родителей с ребёнком возросла и имеет достаточно высокие результаты
Диаграмма 4.
Результатом реализации проекта на 1 этапе стало:
снизилась заболеваемость школьников;
повысился уровень физической подготовленности учащихся;
у детей начали формироваться элементарные представления о здоровом образе жизни.
анкетирование родителей показало, что существенно изменилась структура совместной оздоровительной деятельности ребёнка и взрослого;
родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях класса и школы;
Данный проект позволяет актуализировать знания и представления ребёнка о здоровом образе жизни, об охране здоровья, воспитывает любовь к спорту, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.
Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе
учебного процесса:
внеклассной и внеурочной работы:
на уроках физкультуры:
1) комплексы специальной гимнастики;
2) дыхательная гимнастика;
3) подвижные игры.
вне уроков физкультуры:
1) физкультурная пауза:
локальная гимнастика для различных частей тела (пальцев, шеи и др.)
дыхательная гимнастика;
2) гимнастика до занятий;
3) подвижные перемены.
В спецмедгруппах:
Работа по профилактике:
1) простудных заболеваний;
2) нарушений осанки.
В кружках и секциях:
1) занятия в спортивных секциях;
2) проведение недель здоровья;
3) спортивные праздники;
4) соревнования по различным видам спорта.
«Будь здоровым, крепким, сильным»
Оздоровительные физкультурные мероприятия
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья
Курс «Расти здоровым»
Работа с родителями
Контроль, диагностика результатов
- -
Подписи к слайдам:
«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
1. Ухудшение здоровья детей.
2. Недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.
Проблемы:
Проект «Будь здоровым, крепким, сильным».
Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование представлений у детей школьного возраста о здоровом образе жизни и понимания ими ответственности перед обществом за сохранение своего здоровья.
1. Сформировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни.
Задачи:
2. Обеспечить оптимальный двигательный режим школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
3. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность.
4. Систематически проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в рамках класса и школы.
5. Разработать и внедрить образовательный курс «Расти здоровым» для учащихся.
6. Систематически проводить консультации для родителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей.
Сроки реализации проекта:2008 – 2012 гг.
Предполагаемый результат:Снижение заболеваемости школьников острыми респираторными заболеваниями;Снижение числа рецидивов хронических заболеваний;Повышение уровня физической подготовки учащихся;Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (не только детей, но и родителей).
Направления работы:
«Будь здоровым, крепким, сильным»
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья
Оздоровительные физкультурные мероприятия
Курс «Расти здоровым»
Работа с родителями
Контроль и диагностика результатов
Соблюдение физических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (освещение, мебель, воздушно-тепловой режим); Составление расписания согласно физиолого-гигиеническим требованиям; Соблюдение режима школьных занятий; Построение уроков с учетом работоспособности детей; Создание благоприятного эмоционального настроя; Личностно-ориентированный подход в обучении; Обеспечение оптимального двигательного режима.
1. Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников:
2. Организация и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий.
Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе
учебного процесса
внеклассной и внеурочной работы
на уроках физкультуры:1. Комплексы специальной гимнастики;2. Дыхательная гимнастика;3. Подвижные игры.
вне уроковфизкультуры:1. Физкультурная пауза:локальная гимнастика дляразличныхчастей тела;дыхательная гимнастика.;2. Гимнастика дозанятий;3. Подвижныеперемены.
в спецмедгруппах:Работа по профилактике:1. простудных заболеваний;2. нарушенийосанки.
В кружках и секциях:1. Занятия в спортивных секциях;2. Проведение недель здоровья;3. Спортивные праздники;4. Соревнования по различным видам спорта.
3. Образовательный курс «Расти здоровым».Основная идея: формирование навыков здорового образа жизни.Ожидаемый результат:1) расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области здорового образа жизни, экологии, ОБЖ;2) повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.Способы достижения:1) проведение профилактических бесед и уроков здоровья;2) проведение экскурсий, ролевых игр, практикумов, викторин.
4. Работа с родителями: Разработка и проведение системы занятий для родителей «Как сохранить здоровье ребенка»; Проведение тематических родительских собраний; Проведение совместных оздоровительных мероприятий, соревнований по различным видам спорта, экскурсий и походов. Установление тесного контакта родителей с медицинским работником школы; Приглашение родителей на уроки физкультуры.
5. Контроль и диагностика результатов.
Диагностика состояния здоровья детей
Диагностика отношения детей к ЗОЖ
Диагностика совместной оздоровительной деятельности родителей с ребенком
Результат реализации проекта на 1 этапе:
снизилась заболеваемость школьников;
у детей начали формироваться элементарные представления о здоровом образе жизни;
анкетирование родителей показало, что существенно изменилась структура совместной оздоровительной деятельности ребёнка и взрослого;
родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях класса и школы.
повысился уровень физической подготовки учащихся;
Инновационный проект«Будь здоровым, крепким, сильным» учителя начальных классов МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»Свиридовой Татьяны Викторовны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)
Описываемый в данной работе курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"...
Программа "Растём здоровыми и сильными", 3-4 класс
Программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Растём здоровыми и сильными" рассчитана на два года обучения, 3-4 классы....
«Как стать здоровым и сильным»
Классный час о том, как вести здоровый образ жизни и закаляться....
Урок по теме: «Растем здоровыми и сильными»
Тема занятия: «Здоровая пища для всей семьи»Цели:1) формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, об организме человека;2) подвести обучающих...
Спортивный праздник - состязание, посвященный Дню Здоровья: «Ловкие, сильные, смелые»
Одна из главных задач учителей и воспитателей как можно раньше приобщать детей к здоровому образу жизни. Спортивный праздник я организовала для детей 1-го класса. Это не просто спортивные состязания, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными" для 4 класса
Программа расчитана для учащихся 4 класса. Имеется календарно-тематическое планирование....