Проект "Будь здоровым, крепким, сильным"
статья по теме

Свиридова Татьяна Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnyy_proekt_bud_zdorovym.rar42.32 КБ
Файл prezentaciya_innovacionnogo_proekta.rar36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»

Инновационный проект

"Будь здоровым, крепким, сильным"

                       « Здоровье (по определению Всемирной организации

                               здравоохранения) – это состояние полного

                              физического, психического и социального благополучия,

                       а не просто отсутствие болезней или  физических

                               дефектов».

Актуальность выбранной темы

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и необходимо.

Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становиться национальной. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.

Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, и ранняя диагностика, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса, скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении.

Здоровый ученик  с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, учителями. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.

Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе. Негативные последствия этого, как для него самого, так и  для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии ученика.

Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей, поэтому важно эту среду сделать естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды  в оздоровительную.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Известно, что школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в это время

человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Несмотря на имеющиеся у детей школьного возраста представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему оставалось достаточно пассивным. Проведенный мной анализ состояния здоровья детей за прошедшие 4 года (результаты ежегодных медицинских осмотров) показал, что, несмотря на использование элементов здоровьесбережения в работе, состояние здоровья детей ухудшалось с каждым годом.

Диаграмма 1

После проведённых индивидуальных бесед с детьми высветилась еще одна проблема - недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.

Проблемы:        

ухудшение здоровья детей;

недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.

Для разрешения этих проблем, опираясь на литературу по вопросам здоровьесбережения школьников и свой личный  опыт, исходя из материальных условий нашей школы, оснащения медицинского кабинета и возможностей социума, опыт в этой области лучших учителей-коллег и учителей-новаторов, я разработала комплексный инновационный проект “Будь здоровым, крепким, сильным»,

Этот проект ярко отражает модель общения с учащимися, коллегами, родителями. Он ведёт к вовлечению родителей в образовательный процесс школы, способствуют взаимодействию педагога и родителей в процессе воспитания, обучения и всестороннего развития ребёнка.

Проект: “Будь здоровым, крепким, сильным!”.

Основная цель проекта – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование представлений у детей школьного возраста о здоровом образе жизни и понимания ими ответственности перед обществом за сохранение своего здоровья.

Задачи проекта:

1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:

• обучать жизненно важным умениям и навыкам;

• развивать двигательные качества;

• обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта.

2. Обеспечение оптимального двигательного режима школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

3. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность.

4. Систематически проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в рамках класса и школы.

5. Разработка и внедрение образовательного курса «Расти здоровым» для учащихся.

6. Систематически проводить консультации для родителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Достичь тесного сотрудничества учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:

• проведения совместных мероприятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;

• проведение тематических  родительских собраний:  «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и т.п.;        

• проведения системы занятий для родителей по вопросам здоровья детей, формирования здорового образа жизни, соблюдения оптимального двигательного режима;

• установления тесного контакта в работе между сотрудниками медицинского кабинета школы и родителями учеников;

• приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования.

Сроки реализации проекта:

2008 – 2012 гг.

Предполагаемый результат:

Снижение заболеваемости школьников острыми респираторными заболеваниями;

Снижение числа рецидивов хронических заболеваний;

Повышение уровня физической подготовки учащихся;

Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (не только детей, но и родителей).

Направления работы:

1. Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников:

Соблюдение физических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (освещение, мебель, воздушно-тепловой режим и др.);

Составление расписания согласно физиолого-гигиеническим требованиям;

Соблюдение режима школьных занятий;

Построение уроков с учетом работоспособности детей;

Создание благоприятного эмоционального настроя;

Личностно-ориентированный подход в обучении;

Обеспечение оптимального двигательного режима.

2. Организация и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий.

Среди других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.

Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Физические упражнения оказывают системное оздоровительное воздействие на организм в сочетании с избирательностью влияния в каждом конкретном случае.

Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий:

3. Образовательный курс «Расти здоровым».

Основная идея: формирование навыков здорового образа жизни.

Ожидаемый результат:

1) расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области здорового образа жизни, экологии, ОБЖ;

2) повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Способы достижения:

1) проведение профилактических бесед и уроков здоровья;

2) проведение экскурсий, ролевых игр, практикумов.

1 класс

Месяц

Темы занятий

Сентябрь

Твое здоровье – что это?

Можно ли самому «творить здоровье»? (беседа)

Октябрь.

Твой новый режим дня (практикум).

Ноябрь

Настроение в школе. Как настроить себя на урок.

Декабрь

Настроение после школы.

Январь

Поведение в школе. Я – ученик (ролевая игра).

Февраль

Сменная обувь – зачем она?

Март

Как сделать сон полезным.

Сон - лучшее лекарство.

Апрель

Вредные привычки (рассказ медицинского работника).

Май

Уход за руками и ногами.

«Рабочие инструменты» человека

2 класс

Месяц

Темы занятий

Сентябрь

Твое здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение.

Октябрь

Одевайся по погоде.

Ноябрь

Здоровье и питание (посещение школьной столовой).

Декабрь

Движение – путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице) (спортивные соревнования).

Январь

Инфекция и ее предупреждение.

Февраль

Сколько времени можно проводить у телевизора в день.

Март

Дружи с водой (практикум).

Апрель

«Тихий вечер». Как организовать вечер в семье.

Май

Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор (экскурсия).

3 класс

Месяц

Темы занятий

Сентябрь

Ты – третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своем здоровье?

Октябрь

Как воздух влияет на здоровье.

Ноябрь

Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс? (практикум)

Декабрь

Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. Чистота и здоровье.

Январь

Домашний и школьный ботанический сад.

Февраль

Домашний зоопарк (экскурсия).

Март

Почему нельзя пить воду сразу из-под крана (беседа).

Апрель

Здоровье и цветущие растения.

Май

Сохраним природу – сохраним здоровье (поход).

4 класс

Месяц

Темы занятий

Сентябрь

Следишь ли ты за своей осанкой. Как сидеть красиво при большой нагрузке и ходить (беседа).

Октябрь

Хорошее настроение и здоровье. Улыбка – залог успеха и здоровья.

Ноябрь

Цвет и настроение.

Декабрь

Народные праздники, их традиции и здоровье.

Январь

Что готовили наши прабабушки (знакомство с лучшими рецептами).

Февраль

Аптека на подоконнике (викторина).

Март

Витамины рядом с нами (растения, корни растений, используемые в пищу).

Апрель

Почему нельзя ходить без зонта в дождь? Как загорать?

Май

Как подготовить себя к обучению в 5 классе.

4. Работа с родителями

Система занятий для родителей «Как сохранить здоровье детей».

Тематические родительские собрания «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Если хочешь быть здоров» и т.п. в форме круглого стола, семинара, диспута.

Проведение совместных оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, соревнований.

Установление тесного контакта родителей с медицинским работником школы.

Приглашение родителей на уроки физкультуры.

1. Система занятий для родителей «Как сохранить здоровье детей».

Обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения их родителей. Поэтому я разработала систему занятий для родителей, которая перекликается с занятиями для детей курса «Расти здоровым». В результате родители узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.

Для проведения занятий использую разные виды работы: беседа, круглый стол, ролевая игра, дискуссия, практикум, лекция.

2008-2009 гг. (1 класс)

Месяц

Темы занятий.

Сентябрь

Что такое «валеология»? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху.

Октябрь

Ребенок пошел в школу.

Режим дня школьника.

Ноябрь

С каким настроением ребенок идет в школу. Мотивация учения.

Декабрь

Как регулировать настроение ребенка после школы.

Январь 

Здоровье общества, родителя. Ребенка. Как относиться к ребенку – школьнику.

Февраль

Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье.

Март

Как организовать сон первоклассника. Нужен ли дневной сон?

Апрель

Курение и здоровье. Экология и курение в наше время.

Май

Экологическая проблема сегодняшнего дня – мыть руки как можно чаще.

2009-2010 гг. (2 класс)

Месяц

Темы занятий.

Сентябрь

Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой.

Октябрь

Времена года – одежда – здоровье ребенка. Занятия на воздухе и отношение к ним родителей.

Ноябрь

Осознанный подход к питанию. Экология и питание.

Декабрь

Как улучшить показатели двигательной функции. Лыжи и семья.

Январь 

Предупреждение инфекционных заболеваний.

Февраль

Телевизор и дети. Психические расстройства и ТВ.

Март

Вода и здоровье. Закаливание.

Апрель

Вечер в семье. «Строгие и грубые родители» - как это отражается на здоровье детей.

Май

Отдых на природе. Кого и кто должен воспитывать во время «пикника».

2010-2011 гг. (3 класс)

Месяц

Темы занятий.

Сентябрь

Как помочь ребенку адаптироваться к школе после лета. Гимнастика для глаз.

Октябрь

Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим. Что можно сделать?

Ноябрь

Экология жилища. Здоровье и наша квартира.

Декабрь

Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети.

Январь

Цветы в нашем доме. 

Февраль

Животные дома и их влияние на настроение и воспитание ребенка.

Март

Экологические проблемы воды в городе. Обеззараживание воды.

Апрель

Аллергия и цветущие растения. Как себя вести.

Май

Охрана природы – залог здоровья.

2011-2012 гг. (4 класс)

Месяц

Темы занятий.

 Сентябрь

Режим дня в условиях повышения нагрузки. Особенности возраста.

Октябрь

Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье.

Ноябрь

Цветотерапия: одежда, цвет обоев и мебели, ковров.

Декабрь

Русские традиции и обычаи на зимних праздниках (Новый год, Рождество, Святки).

Январь 

Блюда русской кухни – залог здоровья.

Февраль

Какие комнатные растения используются для лечения (обмен рецептами).

Март

Рецепты наших предков составлялись из того, что рядом росло.

Апрель

Дождь, загар, озоновый слой и наше здоровье.

Май

Ребенок идет в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе 2 ступени.

5. Контроль, диагностика результатов.

Анализ и комплексная проверка в конце первого года существования проекта показали, что с его введением в классе снизилась заболеваемость учащихся и имеется положительная динамика в состоянии их здоровья (диаграмма 2).

Диаграмма 2

На диаграмме видно, что количество детей 1 группы здоровья увеличилось, а 2 группы – уменьшилось.

Также мной была проведена диагностика отношения детей к здоровому образу жизни. Из диаграммы 3 видно, что к концу года у детей отмечается более высокий уровень знаний и умений в области  соблюдения здорового образа жизни.

         

Диагностика отношения детей к ЗОЖ.

Диаграмма 3.

С родителями проводилось анкетирование, которое показало их заинтересованность в приобщении к здоровому образу жизни. Совместная оздоровительная деятельность родителей с ребёнком возросла и имеет достаточно высокие результаты

Диаграмма 4.

Результатом реализации проекта на 1 этапе стало: 

снизилась заболеваемость школьников;

повысился уровень физической подготовленности учащихся;

у детей начали формироваться элементарные представления о здоровом образе жизни.

анкетирование родителей показало, что существенно изменилась структура совместной оздоровительной деятельности ребёнка и взрослого;

родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях класса и школы;

Данный проект позволяет актуализировать знания и представления ребёнка о здоровом образе жизни, об охране здоровья, воспитывает любовь к спорту, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.

Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе

учебного процесса:

внеклассной и внеурочной работы:

на уроках физкультуры:


1) комплексы специальной гимнастики;

2) дыхательная гимнастика;

3) подвижные игры.

вне уроков физкультуры:


1) физкультурная пауза:

локальная гимнастика для различных частей тела (пальцев, шеи и др.)

дыхательная гимнастика;

2) гимнастика до занятий;

3) подвижные перемены.

В спецмедгруппах:


Работа по профилактике:

1) простудных заболеваний;

2) нарушений осанки.

В кружках и секциях:


1) занятия в спортивных секциях;

2) проведение недель здоровья;

3) спортивные праздники;

4) соревнования по различным видам спорта.

«Будь здоровым, крепким, сильным»

Оздоровительные физкультурные мероприятия

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья

Курс «Расти здоровым»

Работа с родителями

Контроль, диагностика результатов

        -  -



Подписи к слайдам:

Инновационный проект учителя начальных классов МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»Свиридовой Татьяны Викторовны
«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
1. Ухудшение здоровья детей.
2. Недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.
Проблемы:
Проект «Будь здоровым, крепким, сильным».
Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование представлений у детей школьного возраста о здоровом образе жизни и понимания ими ответственности перед обществом за сохранение своего здоровья.
1. Сформировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни.
Задачи:
2. Обеспечить оптимальный двигательный режим школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
3. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность.
4. Систематически проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в рамках класса и школы.
5. Разработать и внедрить образовательный курс «Расти здоровым» для учащихся.
6. Систематически проводить консультации для родителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей.
Сроки реализации проекта:2008 – 2012 гг.
Предполагаемый результат:Снижение заболеваемости школьников острыми респираторными заболеваниями;Снижение числа рецидивов хронических заболеваний;Повышение уровня физической подготовки учащихся;Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (не только детей, но и родителей).
Направления работы:
«Будь здоровым, крепким, сильным»
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья
Оздоровительные физкультурные мероприятия
Курс «Расти здоровым»
Работа с родителями
Контроль и диагностика результатов
Соблюдение физических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (освещение, мебель, воздушно-тепловой режим); Составление расписания согласно физиолого-гигиеническим требованиям; Соблюдение режима школьных занятий; Построение уроков с учетом работоспособности детей; Создание благоприятного эмоционального настроя; Личностно-ориентированный подход в обучении; Обеспечение оптимального двигательного режима.
1. Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников:
2. Организация и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий.
Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе
учебного процесса
внеклассной и внеурочной работы
на уроках физкультуры:1. Комплексы специальной гимнастики;2. Дыхательная гимнастика;3. Подвижные игры.
вне уроковфизкультуры:1. Физкультурная пауза:локальная гимнастика дляразличныхчастей тела;дыхательная гимнастика.;2. Гимнастика дозанятий;3. Подвижныеперемены.
в спецмедгруппах:Работа по профилактике:1. простудных заболеваний;2. нарушенийосанки.
В кружках и секциях:1. Занятия в спортивных секциях;2. Проведение недель здоровья;3. Спортивные праздники;4. Соревнования по различным видам спорта.
3. Образовательный курс «Расти здоровым».Основная идея: формирование навыков здорового образа жизни.Ожидаемый результат:1) расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области здорового образа жизни, экологии, ОБЖ;2) повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.Способы достижения:1) проведение профилактических бесед и уроков здоровья;2) проведение экскурсий, ролевых игр, практикумов, викторин.
4. Работа с родителями: Разработка и проведение системы занятий для родителей «Как сохранить здоровье ребенка»; Проведение тематических родительских собраний; Проведение совместных оздоровительных мероприятий, соревнований по различным видам спорта, экскурсий и походов. Установление тесного контакта родителей с медицинским работником школы; Приглашение родителей на уроки физкультуры.
5. Контроль и диагностика результатов.
Диагностика состояния здоровья детей
Диагностика отношения детей к ЗОЖ
Диагностика совместной оздоровительной деятельности родителей с ребенком
Результат реализации проекта на 1 этапе:
снизилась заболеваемость школьников;
у детей начали формироваться элементарные представления о здоровом образе жизни;
анкетирование родителей показало, что существенно изменилась структура совместной оздоровительной деятельности ребёнка и взрослого;
родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях класса и школы.
повысился уровень физической подготовки учащихся;
Инновационный проект«Будь здоровым, крепким, сильным» учителя начальных классов МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»Свиридовой Татьяны Викторовны

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"...

Программа "Растём здоровыми и сильными", 3-4 класс

Программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Растём здоровыми и сильными" рассчитана на два года обучения, 3-4 классы....

«Как стать здоровым и сильным»

Классный час о том, как вести здоровый образ жизни и закаляться....

Урок по теме: «Растем здоровыми и сильными»

Тема занятия: «Здоровая пища для всей семьи»Цели:1)    формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, об организме человека;2)    подвести обучающих...

Спортивный праздник - состязание, посвященный Дню Здоровья: «Ловкие, сильные, смелые»

Одна из главных задач учителей и воспитателей как можно раньше приобщать детей к здоровому образу жизни. Спортивный праздник я организовала для детей 1-го класса. Это не просто спортивные состязания, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными" для 4 класса

Программа расчитана для учащихся 4 класса. Имеется календарно-тематическое планирование....