Здоровьесберегающие технологии
статья по теме

Кашина Елена Викторовна

 

Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни». Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из 1000 новорожденных 800-900 имеют врожденные пороки развития.

Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья школьников усматривают в условиях организации учебно-воспитательного процесса[С.М.Громбах, О.А.Мильштейн, Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская, В.Ф.Базарный, Н.А.Целищева]. Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни». Кроме этого, в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, приводящих к снижению функциональных возможностей детского организма.

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых.

.Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни». Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Основными задачами здоровьесбережения являются: 1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья; 2) создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды; 3) информационное обеспечение процесса здоровьесбережения; 4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Цель работы каждого классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психологического здоровья человека, духовно-нравственного благополучия, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Моими задачами при этом являются:

1)Формирование у учащихся культуры сохранения и самосовершенствования собственного здоровья

2)Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья, формирование духовного здоровья

Для осуществления таковых задач я считаю необходимым:

•сотрудничество с педагогами школы, медицинскими работниками с целью изучения состояния физического здоровья учащихся начальных классов;

•сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками, которые работают в начальных классах в рамках обозначенной проблемы;

•сотрудничество с психологической службой учебного заведения;

•сотрудничество с социальной службой школы, с помощью которой необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди учащихся и их родителей;

•организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;

•формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.


Указанные выше задачи реализуются в двух направлениях: в учебной деятельности и во внеурочной работе.

Учебная деятельность.

При планировании и проведении уроков необходимо придерживаться основных требований к уроку с позиций здоровьесбережения (Приложение 1.)

Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья одноклассники. Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки (Приложение 2.)

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз (Приложение 3.) Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

На уроках курса «Окружающий мир» говорим о правилах личной гигиены, правильном питании школьника, о соблюдении режима дня, о способах оказания первой помощи при травмах, порезах, ушибах и т.д. с использованием ИКТ, тематических презентаций : «Так вот ты какая, каша..», «Твой режим дня»,  и т.д.

Но и на остальных уроках мы не забываем о здоровье. На уроках русского языка часто записываем с комментированием пословицы и поговорки (в том числе - о здоровье), работаем над их содержанием. Например: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье и труд рядом идут», Река начинается с ручейка, а спорт – с зарядки», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным» и др. При знакомстве с новыми словарными словами можно проводить краткую беседу на тему здоровье сбережения. Например, при знакомстве со словарным словом огород я предложила учащимся вспомнить, что растет на огороде, чем полезны овощи. Подобную работу я проводила и с некоторыми другими словарными словами: (молоко, капуста и т.д.)

Стараюсь формировать ценностное отношение к здоровью и на уроках математики. Использую задачи с особым содержанием. Например:

•В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Сколько мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?

•Миша съел перед обедом 5 конфет, а Антон на 4 конфеты больше. Сколько конфет съел Антон? Какую ошибку допустили мальчики? Можно ли есть много конфет? Почему?

В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Таким образом, и математическая задача способна формировать ответственное отношение к собственному здоровью.

Для профилактики простудных заболеваний регулярно проводится проветривание учебного кабинета, применяется ароматерапия с использованием смеси эфирных масел эвкалипта и лимона. Для поднятия настроения, снижения нервозности обучающихся  применяю смесь эфирных масел  апельсина и мяты.

Понятие здоровьесберегающие технологии широко, и я стараюсь на этих и других уроках максимально использовать способы и методы преподавания, применяя которые можно создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни 

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающих технологий, стараюсь сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету.


Внеурочная работа. Осуществление задач по формированию у учащихся культуры сохранения и самосовершенствования собственного здоровья во внеурочной деятельности возможно посредством:

проведения спортивных конкурсов, соревнований внутри класса и между начальными классами, участия детей в общешкольном кроссе;

организации и проведения экскурсий, походов, целевых прогулок;

проведения классных часов на темы здоровьесбережения;

организации и проведения внеклассных мероприятий с привлечением учащихся из других начальных классов Заключение.


Литература:

1.Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2001.

2.Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8.

3.Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здоровотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, №4.

4.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005, №11.

5.Львова И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005, №10.

6.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.

7.Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.

8.Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.

Приложение 1.

Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения

1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура, свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Соответствие мебели возрасту учащихся. Чистота помещения.

2.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

3.Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.

4.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.

5.Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

6.Чередование методов обучения. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.

7.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются в «потребителей знаний», в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

8.Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).

9.Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.

10.Поза учащихся, чередование позы (следит ли учитель за посадкой учащихся, чередуется ли поза в соответствии с видом работ).

11.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

12.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, формирование потребности к здоровому образу жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

13.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный элемент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому и т.д.

14.Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учащимися (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей), между учащимися (сотрудничество-соперничество, дружелюбие- враждебность, заинтересованность-безразличие).

15.Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание с комментарием, музыкальная минутка.

Приложение 2.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!


На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Подводить итог урока тоже стараюсь в стихотворной форме:

-Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Приложение 3.

Гимнастика для улучшения слуха.

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:

1.Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

2.Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.

3.Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

4.Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

5.Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.

6.Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

7.Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

8.Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).


Физкультминутки для рук и пальцев

Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.


Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

Гимнастика для пальчиков.


– Что за скрип?


– Что за хруст?


– Это что ещё за куст?


– Как же быть без хруста,


Если я – капуста?


– Мы капусту рубим, рубим,


Мы морковку трем, трем,


Мы капусту
солим, солим.


Мы капусту жмем, жмем.


        Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д) Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный; кошка – спит, умывается; и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...