Опыт работы Агафоновой Е.В.
материал по теме

 

Актуальный педагогический опыт по теме "Реализация здоровьесберегающих технологий обучения в начальной школе как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников" внесен в муниципальный банк данных в 2012 году.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить, который нельзя ничем. «Здоровье - всему голова», - гласит народная мудрость. Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). В последнее время наряду с этим определением упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Поэтому Всемирная организация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_agafonovoy_ev.doc363 КБ

Предварительный просмотр:

        Агафонова Елена Вячеславовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Скороднянская средняя общеобразовательная школа»

Реализация  здоровьесберегающих  технологий

обучения в  начальной школе как фактор сохранения

и укрепления здоровья младших школьников

 

 

   Автор опыта:

   Агафонова Елена Вячеславовна,

   учитель начальных   классов

Губкинский район

2012


СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте……………………………………………3

2. Технология опыта………………………………………………...5

3. Результативность………………………………………………..13

4. Библиографический список……………………………………..16

5. Приложение к опыту…………………………………………….17


1. Информация об опыте.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить, который нельзя ничем. «Здоровье - всему голова», - гласит народная мудрость. Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). В последнее время наряду с этим определением упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Поэтому Всемирная организация здравоохранения дала такое определение:

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Все это и определило выбор темы педагогического опыта «Реализация  здоровьесберегающих  технологий обучения в  начальной школе как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников».

Условия возникновения, становления опыта. МБОУ «Скороднянская средняя общеобразовательная школа» является базовой школой. Режим работы школы обеспечивает занятость учащихся по интересам в кружках, секциях во вторую половину дня и вечером. МБОУ «Скороднянская СОШ» занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений района и имеет высокий рейтинг у населения, так как современные педагогические технологии внедряются учителями школы, дополняются их творческими изысканиями.

В 2011-2012 учебном году в МБОУ «Скороднянская средняя общеобразовательная школа» обучается 435 учеников, 146 из них — в начальной школе. В Скороднянской школе получают образование и воспитание дети из окрестных сел Телешовка, Ольховатка, хуторов Коренек и Ложок.

В этом учебном году Агафонова Елена Вячеславовна работает во 2 классе. Ее ученики отличаются высокой работоспособностью, активностью, любознательностью, добротой и открытостью в общении. 65 % детей имеют высокие интеллектуальные способности.

Проработав 25 лет в школе, учитель пришел к убеждению, что хороший ученик - это здоровый ученик, поэтому вся работа по воспитанию и обучению детей, проводимая Еленой Вячеславовной, направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, на обеспечение физического и психического саморазвития, на формирование основ здорового образа жизни.

Актуальность опыта. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные статистики говорят о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении школьников, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое — нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». По данным статистики патология органов зрения у школьников составляет около 30 %, ведущее место занимает близорукость. За время обучения детей с близорукостью увеличивается в 5 раз; с нарушением опорно - двигательного аппарата - в 1,5-2 раза, с нервно - психическими дисфункциями в 2 раза.

На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особенно актуальным.

Ведущая педагогическая идея опыта:  прежде всего, планируя  уроки, использовать здоровьесберегающие технологии, помнить специфический важнейший принцип педагогики оздоровления «Не навреди!» (No nocere!), одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Обучать, развивать ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье, физическое и психическое.

Длительность работы над опытом. Разработка опыта продолжалась 4 года. Уточняя и корректируя отдельные моменты, тщательно изучая показатели здоровья и динамику роста качества знаний учащихся на протяжении последних 4 лет, разработана система уроков, внеклассных занятий «Расти здоровым».

2008/2009 учебный год - определение темы опыта, постановка целей, изучение научно-методических основ опыта;

2009/2010 г.г.- освоение опыта и внедрение на практике.

2010/2011 учебный год – работа над методикой по здоровьесбережению учащихся начальных классов.

2011/2012  учебный год - обобщение опыта.

Диапазон опыта охватывает отдельные ситуации на уроках до разработанной системы уроков, а также систему внеклассных занятий.

Теоретической базой опыта по здоровьесбережению стала новая книга известного педагога Валентины Ковалько «Здоровьесберегающие технологии», которая содержит практически всю теоретическую и практическую информацию о современном состоянии педагогики здоровьесбережения в начальной школе. Чтобы внедрить в практику данную технологию необходимо владеть теорией и базовыми понятиями, которые наиболее полно определил основатель и создатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики - русский ученый врач, доктор медицинских наук, педагог - новатор - В. Ф. Базарный в своей «технологии раскрепощенного развития детей». В методическом плане применялись элементы технологии Якиманской Н.С. (развивающее обучение), Никитина Б.П. (игровые технологии), информационные технологии и передовой педагогический опыт ведущих учителей города, области и страны.

Новизна опыта. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно — духовного организма. Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно - оздоровительные программы для  младших школьников - шанс учителя решать проблему сохранения детей осознанно, комплексно, постоянно. Как отметил академик Д.В. Колесов, «...только при таком подходе может быть реализован принцип - здоровье через образование...».

Стабильность опыта подтверждается тем, что обучающиеся могут применить полученные знания в любой ситуации. Стабильность опыта прослеживается в динамике устойчивых положительных результатов на протяжении четырех  лет.

Оптимальность опыта состоит в том, что при минимальной затрате времени на уроке включаются в работу все ученики, достигается более высокая результативность.

2. Технология опыта.

         Цель здоровьесберегающих технологий: охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в  соответствии с имеющимися данными;

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности;

- укрепление и развитие духовного, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

Учитель разрабатывает и планирует уроки, реализуя здоровьесберегающие технологии,  использует нестандартные уроки: уроки - игры, уроки - экскурсии, уроки - путешествия, уроки - концерты, театрализованные уроки. Важным условием здоровьесберегающего урока является проведение физкультминуток. Это - эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, обеспечение отдыха нервной системе, скелетным мышцам, глазам, профилактика нарушения осанки. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение их между 15-ой и 20-ой мин. урока. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления, упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.  

В своей работе учитель использует  обучение в режиме «динамических (меняющихся) поз», когда можно сидя и стоя работать в течение урока (Приложение 1). Вред традиционной сидячей, сгорбленной позы очевиден: сдавлены легкие, с напряжением работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. Учитель предлагает два варианта практических решений этого вопроса. Первый из них не требует каких - либо специальных технических решений или материальных затрат. Второй предлагает изготовление простых настольных конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности. Конторка устанавливается на стандартном школьном столе. За оставшейся свободной половиной можно работать сидя. Таким образом на уроке дети периодически переводятся учителем из положения сидя в положение свободного стояния.

Следует отметить, что в режиме «динамических поз» действенным фактом является не продолжительность стояния, а сам факт смены рабочей позы. В своей работе учитель использует первый вариант, не требующий материальных затрат и технических решений. Свои уроки планирует таким образом, чтобы дети, там, где это возможно, несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя. Прежде всего во время проведения физкультминуток, зрительной и пальчиковой гимнастики, веселых минуток отдыха. Кратность подъемов и продолжительность пребывания в положении стоя зависит от характера урока и творческого подхода учителя. Удобно вставать, когда учащиеся слушают объяснения учителя, ответы товарищей; когда нужно что - то сказать хором или выборочно: «Отвечают девочки, отвечают мальчики, первый ряд, второй вариант и т.д.». Например, на уроках математики учащиеся считают устно стоя; решают задачи на ориентирование в пространстве, знакомятся с геометрическими формами не за партами, а через двигательные задания в пространстве. Учащиеся играют в мяч, считая количество бросков, ударов.

 Или такой пример: Тема урока. Знакомство с понятиями: скорость, время, расстояние. Мальчики — водители, на их груди рисунки машин, девочки — пешеходы, кубики скорости и времени. Автомобили и пешеходы движутся с разными скоростями, указанными на кабине машин и одежде пешеходов. Таким образом учащиеся осмысливают зависимость между величинами, не сидя за партами, к тому же на уроке держится познавательная активность.

На уроках письма, русского языка тоже старается менять позы учащихся. Все учителя знают, как подробно приходится объяснять в первом классе написание элементов букв, соединений при письме слогов и слов. Во время объяснения дети обязательно встают (некоторые с учителем у доски) и прописывают в воздухе букву, соединение, слог. Таким образом, во время одного урока письма дети поднимаются со своих мест более 10 раз (Приложение 7).

В 1, 2 классе уроки дают больше возможностей для игровой, двигательной активности учащихся. Например, на уроке обучения грамоте при знакомстве с новой буквой учитель спрашивает у детей: «На что похожа буква?» Здесь сразу же у учащихся появляется  интерес, внимание. Изучаемую букву дети увлеченно «вырисовывают», пуская в дело руки, ноги, голову и туловище.

На что похожа буква «К»

Учитель обязательно вводит в уроки русского языка, математики, окружающего мира дидактические игры с движениями (Приложение 7).

Организация обучения в условиях расширения зрительно - пространственной активности.

С началом обучения у младших школьников возрастает нагрузка на зрение. Это связано с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, работая на близком расстоянии при чтении и письме. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Учитель считает, что глаза у ребенка будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе и предлагает выход из создавшейся ситуации в приемах, которые позволяют расширить зрительно - пространственную активность в режиме урока.

Один из приемов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей рабочей дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1 см (0,7 см). Для этого используют стандартную разрезную кассу буквы слогов. Учитель должен правильно определить рабочее место ученика в классе. Как это сделать? В начале учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе. Например, ученик увидел двумя глазами букву размером 1 см с расстояния 6 м. Следовательно, его рабочее место должно находиться на том же расстоянии от классной доски.

Следующая особенность проведения уроков в режиме «зрительных горизонтов» - размер демонстрируемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали не должны быть по высоте менее 1 см, самые крупные - не более 2-3 см. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время работающих в режиме ближнего зрения. Общая продолжительность таких пауз в течение урока должна составлять не менее 8 мин. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.).

Если при предъявлении учебного материала в условиях максимального удаления дети плохо различают отдельные детали, его нужно немного приблизить. Сделать 2-3 шага вперед, затем снова отойти к доске. Еще лучше, если учитель будет плавно передвигаться вдоль доски, привнося тем самым дополнительную активность для всех групп глазных мышц и привлекая внимание ребенка.

Следующий способ расширения зрительно - двигательной активности - проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров. Они выполняются через 10-15

мин. напряженного зрительного труда на близких расстояниях. Для этого используют такие приемы:

•  На стенах классной комнаты располагают мелкие сюжетные или предметные картинки, карточки с буквами, словами, цифрами, геометрический материал и т.д. (размер от 1 до 3 см). Дети встают и выполняют задание: отыскивают картинки, являющиеся ответом на заданный вопрос, находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук, изучаемая орфограмма, ответ задачи или примера и т.д.

•  Использование траекторий по которым дети «бегают глазами» (размер листа ватмана), так называемый офтальмотренажер (Приложение 2). Это схематический рисунок зрительно - двигательных траекторий, каждая из которых пронумерована и отличается цветом. Стрелки указывают направление движения взгляда: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнение выполняется стоя. Этот плакат размещается выше уровня глаз, в любом удобном месте: над доской, на боковой стене и даже на потолке. Чтобы дети не теряли интереса к зрительной гимнастике, используют разнообразные тренажеры: цветовые, разноудаленные, общие и индивидуальные. На листе ватмана изображаются какие - либо цветные фигуры: овал, «восьмерка», волна, зигзаг, спираль, толщина линии 1 см. При этом каждому упражнению предают игровой характер. Например, на кончик указки прикрепляют желтый кленовый листочек или бабочку. Дети следят глазами, как листочек или бабочка кружатся по заданной траектории под порывом ветра (Приложение 2).

        

• Упражнения для глаз сочетают с физическими упражнениями, например, в виде игры «Веселые человечки» (Приложение 2) . На карточках, которые быстро показывают, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения размером 1-2 см. Дети рассматривают человечка, затем повторяют его движения. С этой же целью используют мимические упражнения: на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями - улыбающиеся, грустные и т. д.

Для коррекции зрения учащихся учитель проводит гимнастику для глаз в виде игры «дрессированный кузнечик».

Наш волшебный кузнечик может выполнять команды (Приложение 2).

На уроках учащиеся могут и сами делать зрительную гимнастику или «пробежаться глазами» по тренажеру. Это не требует дополнительного времени на уроке: те учащиеся, которые выполнят самостоятельную работу раньше, знают, что нужно давать отдых глазам. С 1 класса учитель  старается вырабатывать у детей правильные привычки зрения:

 часто моргать и закрывать глаза, чтобы дать им отдых;

 смотреть на ближние и удаленные объекты;

 «путешествие глазами» по траекториям на тренажерах или по своим произвольным;

 очень полезно для отдыха глаз и нервной системы смотреть вдаль на зеленые луга, лес, голубое небо, облака, воду. Йоги советуют утром при восходе и вечером на закате фиксировать свой взгляд на солнце. Зрение становится подобно орлиному.

При длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике, для утомленных пальцев отдых необходим. «Рука - вышедший наружу мозг» - писал Кант. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Массаж пальцев рук способствует развитию моторики, памяти, речи, внимания детей, активизирует работу важнейших внутренних органов. Мизинец связан с деятельностью сердца, массаж безымянного пальца нормализует функции печени, среднего и указательного пальцев - работу желудочно - кишечного тракта, большого - деятельность головного мозга.

На уроках письма и русского языка обязательно проводит упражнения для отдыха кисти руки (пальчиковая гимнастика и мудры) (Приложение 3). В странах востока йоги издревле лечили болезни пальцами рук, сложенными особым образом (мудрами). Мудры способствуют повышению работоспособности, активизируют память, снимают напряжение, позволяют повысить остроту зрения, массируют пальцы. Например, мудра «Жизни»:

соединить кончики безымянного, большого пальца и мизинца, не сгибая при этом остальных пальцев. Выполнять мудру синхронно, обеими руками.

Для снятия напряжения, повышения работоспособности, поддержания комфортного психо - эмоционального состояния учащихся на уроках и внеклассных занятиях, применяет нетрадиционные средства оздоровления учащихся: элементы самомассажа, локальная гимнастика для различных частей тела, дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения способствуют релаксии - расслабление организма через дыхание (Приложение 4). Перед выполнением таких упражнений можно научить учащихся правильно дышать: вдох через нос, выдох - ртом, уметь задерживать дыхание. Например, сдуть с дерева листочки: дунуть еле – еле, чуточку сильнее, чтобы листочки улетели; рубим дрова (с интенсивным выдохом); летаем в воздухе (глубоко вдохнуть, руки в стороны, вверх, посмотреть на все с высоты птичьего полета, задержав дыхание, выдохнуть и сказать себе: «Я спокоен, уверен!»). Экспресс - приемы расслабления на фоне йоговского дыхания. Один из приемов: сядьте свободно на стуле, закройте глаза, послушайте свое дыхание: ровное, спокойное. Дышите по схеме 4+4+4 (4 с - вдох, 4 с - задержка дыхания, 4 с - выдох, повторите 3 раза), слушайте дыхание, ощущайте, как воздух наполняет легкие, расходится по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Вы спокойны. Улыбнитесь. Почувствуйте благодать, которая расходится от улыбки по всему телу. Сохраните это состояние.

Еще одно упражнение. Сложите руки в «замок» за спиной (так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах), напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки, сбросьте напряжение с кистей. Во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин - гормон счастья. А тихо звучащая классическая музыка во время выполнения физкультминуток, динамических пауз, длительного расслабления приносит дополнительные положительные эмоции.

Врачи и психологи отмечают положительное влияние музыки на физическое состояние организма и советуют использовать музыкотерапию в учебном процессе. На уроках учитель ставит музыку П.И. Чайковского «Времена года» и музыку на релаксацию (расслабление: «Весенний лес», «Шум моря», «Листопад» и т.д.).

Также  предлагает ароматотерапию против простудных заболеваний и стрессов. В классной комнате герань - предлагает нюхать тому, кто не уверен в себе или сосредоточен на неудачах; хлорофитум - для очищения воздуха; кактус для нейтрализации радиоактивности (особенно необходим для классов, где есть компьютер); цветотерапию (диапазон цветов, благотворно влияющих на человека: зеленые, желто - зеленые, зелено - голубые).

Чтобы поддержать на уроках работоспособность вводит аффирмации (целительные утверждения), например: «Я — хороший ученик! Я буду много знать! или Я выпрямлюсь! Мой позвоночник вытягивается! Я тянусь к солнцу!» Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность, для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности. Этому помогают оздоровительные мероприятия в учебном процессе: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, динамические паузы, уроки здоровья, дни здоровья и спорта, проводимые школой.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объем двигательной активности.

Гимнастика до занятий (Приложение 5).

Она служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений. Выполняется в течение 5-6 мин. При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать с какого именно урока начинается учебный день. Если первый урок - письмо или русский язык, то целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти. Если первый урок - литературное чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз.

Динамические паузы учитель проводит в середине рабочего дня, на третьем уроке. При хорошей погоде проводит на свежем воздухе, в плохую погоду - в хорошо проветриваемом помещении. В программу динамических пауз  вводит общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе приносят больше пользы организму, чем перемены, проводимые в помещении школы. А систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние. Ритмическая гимнастика выполняется под музыку с контролем дыхания. Состоит она из разминок, в


которую входят гимнастические упражнения и танцевальный комплекс. В комплекс входят упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. А игры на свежем воздухе и в помещении помогут интереснее провести свободное время, стать более организованным и самостоятельным благодаря правилам игр.

Здоровьесберегающие технологии учитель реализует и во внеклассной работе. Элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) обучает учащихся на занятиях кружка «Расти здоровым» (Приложение 6). На уроках здоровья дает детям больше знаний о важности быть здоровым.  

В уроки здоровья вводит  аффирмации (целительные утверждения), например: «Изо дня в день, с каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше».

Уделяет внимание релаксии — расслаблению организма через дыхание (особенно при нервных состояниях): 10 глубоких выдохов и вдохов в соотношении (1 - вдох; 1 - 2 - 3 - 4 - задержка дыхания; 1 - 2 - выдох).

Урок проходит в хорошем настроении, дети много улыбаются, смеются, а смех - это вечный целитель. Он стимулирует иммунную систему, производит массаж живота и кишечника. В конце каждого урока дети получают совет: умей себе помочь, помог себе - помоги другим! Избавься от отрицательных эмоций: обиды, зависти, страха, грусти, - а тихо звучащая классическая музыка во время выполнения физкультурных минуток, пауз, длительного расслабления приносит дополнительные положительные эмоции.

Важным аспектом валеологизации учебного процесса является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями - лекции и беседы по валеологической тематике на классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми (Приложение 8).

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника. В вопросах здоровьесбережения педагог должен быть примером для своих воспитанников, обладать высокой профессиональной компетентностью и грамотностью.

Здоровые дети это благополучие общества. Давайте не упустим свой шанс помочь детям и себе. И будем здоровы!

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности от:

- активного участия в этом процессе самих учащихся;

- создание здоровьесберегающей среды;

- высокопрофессиональной компетентности и грамотности педагогов;

- планомерной работы с родителями;

- тесного взаимодействия с социально - культурной сферой села.

3. Результативность опыта

Работая над темой «Реализация  здоровьесберегающих  технологий

обучения в  начальной школе как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников» позволила добиться определенных результатов, прежде всего:

         стабильности показателей здоровья учащихся;

         повышения качества знаний обучающихся и усвоения стандартов образования;

         повысился уровень познавательной активности учащихся;

         сформировалось позитивное отношение к учебным предметам.

        На протяжении 5 лет качество обученности составляет 100 %, качество знаний по предметам от 75  до 90 %.

Мониторинг показателей здоровья учащихся 2-4 классов

/в классе 20 человек/

Характер отклонений в состоянии здоровья

Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1.Ослабленное зрение

1

5

1

5

1

5

2. Нарушение осанки

-

-

-

-

-

-

3. Заболевания органов дыхания

-

-

-

-

-

-

4. Нервно-психи-ческие заболева-ния

3

15

3

15

3

15

5. Плоскостопие

-

-

-

-

-

-

6. Дислалия

3

15

3

15

3

15

Итого в год

7

35

7

35

7

35

13

Дислалия

Нервно-псих. забол.

Ослабленное зрение

15 %

15 %

5 %


Качество успеваемости по основным предметам

Предметы

3 класс

2008-2009 уч. год

4 класс

2009-2010 уч. год

5 класс

2010-2011 уч. год

Русский язык

100 %

100 %

100 %

Математика

100 %

100 %

100 %

Литературное чтение

100 %

100 %

100 %

Итоги года

100 %

100 %

100 %

Результаты административных срезовых контрольных работ по основным предметам

Предметы

2 класс

3 класс

4 класс

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

I полуг.

II полуг.

I полуг.

II полуг.

I полуг.

II полуг.

Русский язык

70 %

75 %

75 %

76 %

78 %

80 %

Математика

75 %

80 %

70 %

75 %

75 %

80 %

Литературное чтение

75 %

84 %

80 %

85 %

80 %

90 %

Учащиеся Елены Вячеславовны участвуют в муниципальных олимпиадах и конкурсах. Шульгин Никита стал победителем олимпиады по русскому языку и призером олимпиады по окружающему миру в 2010 году.

Крылова Анна заняла 2 место в конкурсе рисунков «Новый год глазами детей», а Агафонова Кристина – победитель конкурса рисунков «Мой край».

В 2011 году Адонин Никита стал победитель конкурса «Серпантин», а Немеш Дарья - призером конкурса-выставки «Пасхальная радость».

Главным результатом педагогической деятельности Елены Вячеславовны является сохранение и укрепление здоровья учащихся через образование, создание ситуаций успеха, создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции.

Обобщив работу по данному направлению, можно сделать вывод, что усилия, направленные на реализацию здоровьесберегающих технологий обучения на уроках, привели к росту успеваемости в целом и каждого ученика в отдельности.

15

Мониторинг

показателей качества знаний  учащихся по классам

Предметы

3 класс

2008-2009 уч. год

4 класс

2009-2010 уч. год

5 класс

2010-2011 уч. год

Русский язык

76 %

80 %

80 %

Литературное чтение

85 %

90 %

90 %

Математика

75 %

80 %

80 %

Русский язык

     

80 %

80 %

2009-

2010 уч. г.

76 %

2010-

2011 уч. г.

2008-

2009 уч. г.

Литературное чтение

90 %

90 %

85 %

2010-

2011 уч. г.

2009-

2010 уч. г.

2008-

2009 уч. г.

2009-

2010 уч. г.

2008-

2009 уч. г.

80 %

80 %

75 %

2010-

2011 уч. г.

Математика


4. Библиографический список.

1. Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 1990.

2. Антропова М. В. Основы гигиены учащихся. - М.: Просвещение, 1971.

3. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. - М.: Просвещение, 1974.

4. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М.: Просвещение. 1987.

5. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.:

Просвещение, 1991.

6. Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - СП6., 1997.

7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии 1- 4 классы. — М.: «Вако», 2004.

8. Козык Н. И. Занятия в «Школе здоровья» //Начальная школа. № 8 - 2006.

9. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

10. Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. - М.:

ТЦ Сфера, 2003

11. Щемелева О. Ю. Организация учебно - воспитательного процесса в режиме охраны высшей нервной деятельности // Начальная школа. № 2, 2007.


5. Приложение

  1. Приложение № 1. Оздоровительные упражнения для формирования правильной осанки.
  2. Приложение № 2. Оздоровительные упражнения для профилактики близорукости.
  3. Приложение № 3. Виды упражнений пальчиковой гимнастики.
  4. Приложение № 4. Оздоровительные упражнения для формирования правильного дыхания.
  5. Приложение № 5. Гимнастические комплексы и игры.
  6. Приложение № 6. Разработки внеклассных занятий «Расти здоровым».
  7. Приложение № 7. Разработки здоровьесберегающих уроков.
  8. Приложение № 8. Работа с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт работы Агафоновой А.Д.

Опыт работы по теме:  «Личностно ориентированный подход к младшим школьникам на уроках русского языка как средство формирования устойчивого интереса к обучению» родился в условиях общеобраз...

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...