Педагогическая диагностика
статья по теме
В данной работе собран материал по публикациям в журнале "Начальная шкла" для проведения педагогической диагностики готовности детей к школе. Мною приготовлены раздатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika.rar | 452.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Наталья Петровна Алтайский край Новичихинский район МОУ Лобанихинская средняя общеобразовательная школа.
Педагогическая диагностика
готовности детей к обучению в школе
Учитель: Романова Н.П.
с. Лобаниха
2008 г.
- Сущность педагогической
диагностики
В настоящее время. когда существенно изменились приоритеты начального образования – на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений, навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребенка; интеллектуальной и личностной готовностью.
Физическая готовность ребенка к школе определяется в школе определяется методиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребёнка в окружающем, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребёнка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие. Интеллектуальное и личностная готовность к школьному обучению могут быть определены специалистом-психологом, если он есть в школе. Но отсутствие квалифицированного психолога никак не снимает острой потребности учителя иметь информацию об этих важнейших сторонах готовности ребёнка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологической подготовки и не может проводить психологическую диагностику, делать выводы о состоянии психической личностной и интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Но учитель может и должен проводить педагогическую диагностику, которая не сводится к проверке у детей при приёме в школу умения читать, писать и считать, т.е. к проверке тех предметных знаний , умений и навыков, которые являются содержанием обучения в 1классе. Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причём такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем чтобы использовать данные, полученные в процессе её проведения, для осуществления индивидуально -дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.
- Цели и задачи педагогической диагностики.
Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит не только задача выявить у ребенка какое-либо нарушение, но, главное проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения фронтальной педагогической диагностики необходимо провести дополнительную индивидуальную беседу с теми детьми, которые допустили существенные ошибки. В ходе этой индивидуальной диагностики ребенок выполняет задания с помощью учителя. Но это особый вид помощи, когда учитель выясняет, что именно ребенок не может сделать самостоятельно, но выполняет с его помощью. Такая форма заданий дает возможность выяснить не только тот уровень, на
котором находится ребенок в данный момент, но и, как говорил выдающийся психолог
Л. С. Выготский, "зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Это позволяет сделать заключение о таком важнейшем компоненте готовности к школе, как обучаемость, т.е. способность к усвоению знаний в сотрудничестве с учителем, восприимчивость к помощи взрослого, быстроту освоения новых способов действий.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего не позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель – научить , получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить. чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.
3. Особенности проведения
педагогической диагностики
Педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование. в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы.
Ценность группового (фронтального ) обследования состоит не только в экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми. В то же время нельзя ограничиваться только групповой работой, так как целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определение уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными: Ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.
Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования. Результаты групповой и индивидуальной диагностики вносятся в протокол обследования.
При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:
- Число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.
- На каждой парте сидит один ребенок, для которого должны быть заранее подготовлены рабочие листы и набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
- Рассаживая детей по местам необходимо обратить внимание на тех, кто плохо видит или слышит.
- Работа начинается с краткого объяснения: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала читать следующее, не расстраивайтесь, оставьте это задание и сразу переходите к работе над новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».
- Каждое задание дается в точном соответствии с инструкцией, никаких слов «от себя» добавлять не нужно.
- Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.
- Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущего.
- На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: «Слушайте следующее задание».
- Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физкультминутку).
- Общая продолжительность группового обследования не должна превышать
30 – 35 минут (с учетом 3 –5 минутной паузы).
- Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не
высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на
ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: «Очень
хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается!»
Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть. связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.
При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:
- После проведения первого этапа диагностики (группового обследования) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.
- Собеседование можно проводить как в присутствии родителей. так и без них. Следует спросить об этом самого ребенка, как ему будет спокойнее и лучше.
- Приглашая ребенка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.
- Данные индивидуальной педагогической диагностики – результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи – необходимо сразу же заносить в протокол обследования
- Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать
20 – 25 минут.
В ходе индивидуальной диагностики. после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, записываются замечания об особенностях выполнения заданий, О поведении и стиле работы каждого ребенок: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.д. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) дается несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.
Оценивание выполнения каждого задания построено с таким расчетом. чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.
3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в 1 классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.
2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в 1 классе будут справлятся с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе.
Данные педагогической диагностики не могут, конечно. лежать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка. Вмесие с тем педагогическая диагностика имеет пргностическое значение. так как позволяет сделать близкий пргноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.
4. Диагностические методики, определяющие
готовность детей к школьному обучению
Первый этап – фронтальное обследование
Задание 1
Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или
подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме
этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать
прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.
Материал для выполнения задания: лист, на котором нарисована фигура.
Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру».
Оценка выполнения задания:
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами
фигуры в основном сохранены.
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, при
этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же
балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции
между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и
параллельность соблюдена.
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма
фигуры схвачена плохо.
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая
линия.
В случае, если фигуру изображена нетвердой рукой, ставится значок «–» в дополнение к баллу.
Задание 2
Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх,
вниз), умения пересчитывать клеточки.
Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клетка закрашена черным цветом.
Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается лист для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.
- Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо
4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3) Возьмите зеленый карандаш. От синей клеточки отступите влево одну и вторую закрасьте зеленым карандашом.
4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.»
Оценка выполнения задания:
При оценивании данного задания за каждые два неверных шага снимается
1 балл из расчета общих 3 баллов. К неверным шагам относятся ошибки в направлении, счете, начале отсчета. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится «–».
Задание 3
Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания,
соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к
соответствующему множеству предметов (квадратов, кружков).
Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.
Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания №3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание».
- «На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке?. Нарисуйте столько кружков, сколько детей играет на полянке». (Текст задачи можно повторить.)
- «В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине». (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнены верно обе задачи.
2 балла – одна задача выполнена верно (нарисовано 5 кругов или
4 квадрата), есть попытка решить вторую задачу, но число
кружков или квадратов неверное.
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую
задачу нет.
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или
квадратов неверное
Задание 4
Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания
терминов «внутри», «вне», выявление способности правильно понимать
высказывание.
Материал для выполнения задания: лист бумаги, на нем фигуры:
Текст задания: «Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник). Я начертила треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечает точку вне треугольника,) Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот рисунок (указывает рисунок к заданию №4). На своих листах найдите круг, найдите квадрат.
- Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
- Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
- Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.
- Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата».
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно.
2 балла – выполнено верно 2 – 3 пункта задания.
1 балл – выполнено верно только 1 пункт задания.
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 5
Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление
способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от
навыка счета).
Материал для выполнения задания: на листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25 – 30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине один круг пустой.
Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию №5). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».
Оценка выполнения задания:
3 балла – сравнение проведено верно.
0 балла – сравнение проведено неверно.
Сравнивая два множества (круги и треугольники), ребенок оказывается в конфликтной ситуации: импульсивное желание дорисовать треугольник, чтобы треугольников было столько же, сколько кругов, не совпадает с требованием инструкции «Если кругов больше, дорисуйте еще один круг». Правильное выполнение этого задания позволяет судить об умении ребенка точно следовать инструкции взрослого, подчинять ей свои действия, т.е. об уровне его произвольности.
Задание 6
Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по
которым проведена классификация.
Материал для выполнения задания: на листе бумаги даны схематические изображения: в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, ворона, синица), в другой 5 зверей (лиса, волк, рысь, еж, заяц). Между этими рамками – белка.
Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию №6). На одном из этих рисунков надо нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку провидите линию».
Оценка выполнения задания:
3 балла – линия проведена правильно: от белочки к зверям; признак связан с
характеристикой класса.
1 балл – линия проведена неверно.
0 баллов – задание не выполнено (линия не проведена).
Задание 7
Цель: обследование состояние моторики и зрительно-моторных координаций,
умения копировать заданный письменными буквами образец.
Материал для выполнения задания: на листе бумаги запись: «Ann can play».
Текст задания: «Видите, здесь что-то написано на английском языке. Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же».
Оценка выполнения задания:
3 балла – хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество
букв в каждом из трех слов.
2балла – достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы;
неверно написаны 2 – 3 буквы.
1 балл – с образцом совпадают 2 – 3 буквы.
0 баллов – каракули
Задание 8
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Материал для выполнения задания: картинки: солнце ,заяц, слон, самолет, капуста, ваза, сыр, цветок, собака, зонт, лиса, коза. Все картинки наклеены на один лист бумаги, под каждой нарисован кружок.
Текст задания: «Посмотрите на эти картинки. Видите, под каждой картинкой нарисован кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок под ней, если в названии есть звук с . Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук с , значит, нужно зачеркнуть кружок(показать как), а на этой картинке нарисован заяц. В слове «заяц» нет звука с , поэтому не зачеркиваем кружок. Теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания.
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других
звуков нет.
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков с – з )
0 баллов – отсутствует дифференциация звуков с – з , с – ц , с – ш или
полное непринятие задания.
Задание 9
Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения
количества звуков в слове.
Материал для выполнения задания: на листе три схемы звукового состава слова. Вокруг них картинки: рак, лев, волк, сыр, бант.
Текст задания: «Вы видите домики с разным количеством окошечек и рядом с ними картинки. Каждое окошко . это звук слова. Постарайтесь определить, какой картинке соответствует каждый из этих домиков. Вот, например, картинка «рак». В слове «рак» три звука. Я соединю эту картинку с домиком, в котором три окошечка. Попробуйте теперь продолжить эту работу самостоятельно».
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнения задания.
2 балла – наличие единичных ошибок.
0 баллов – неприятие задачи: полное отсутствие соответствия количества звуков в слове
и количества «окошечек».
На этом первый этап педагогической диагностики – групповое обследование – заканчивается. Анализ результатов этой диагностики должен показать, кому из детей нужно дать дополнительные задания в ходе индивидуальной беседы.
Второй этап – индивидуальное обследование
В индивидуальном обследовании выясняется уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти. Кроме того, детям, допустившим ошибки при выполнении некоторых заданий во время проведения групповой диагностики, предлагается несколько дополнительных заданий, дающих возможность установить причины этих ошибок и наметить пути их устранения.
1-И Обследование слухо-речевой памяти
Это обследование следует проводить, предлагая ребенку запомнить и повторить предложение, стоящее из 8 слов. Ребенку дается три попытки.
Задание: «Послушай, а потом повтори то, что я тебе сейчас скажу: «Летом в лесу поспевают ягоды: Земляника, черника, малина».
Если ребенок произвел меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение еще раз. Если и вторая попытка оказалась недостаточно удачной (менее 6 слов), предлагается прослушать предложение третий раз
Оценка выполнения задания:
3 балла – за воспроизведение 7–8 слов после первого предъявления.
2 балла – за воспроизведение 6–8 слов после второго предъявления.
1 балл – за воспроизведение 6–8 слов после третьего предъявления.
0 баллов – при воспроизведении менее 6 единиц после третьего предъявления.
2-И Обследование связной речи
Обследование связной речи проводится с помощью серии из трех картинок, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сам установить последовательность картинок и составить по ним рассказ.
Текст задания: «Вот по этим картинкам , если их правильно разложить, можно составить очень интересный рассказ. Ты каждую картинку рассмотри внимательно, потом разложи их так, как ты считаешь нужным, и расскажи мне историю, которую ты по ним придумал».
В процессе выполнения этого задания можно оказать такие виды помощи:
- Уточнение задания, если ребенок в течение длительного времени не приступает к выполнению задания: «Где же картинка, на которой нарисовано то, с чего все началось?», «А где картинка, на которой нарисовано продолжение этой истории?», «Осталась только одна картинка, значит, на ней нарисован конец истории»
«Посмотри еще раз внимательно, все ли ты правильно разложил, и
расскажи свою историю».
- Если ребенок не может воспользоваться первым видом помощи, постоянно
меняет местами картинки и утверждает, что у него все равно ничего не
получится, следует перейти ко второму виду помощи, разложив картинки в
правильном порядке и предложив ребенку составить рассказ.
Оценка выполнения задания:
3 балла – за логически верно выстроенный рассказ с правильным речевым
оформлением.
2 балла – за логически правильный рассказ, но выполненный с небольшими
затруднениями в речевом оформлении, проявившимися в
трудностях выбора нужного слова, в повторах одних и тех же слов, в
ошибках согласования слов в предложении.
1 балл – за рассказ, составленный после помощи учителя, состоящей в
раскладывании картинок в необходимой последовательности.
0 баллов – за невыполнение задания даже после оказания помощи.
3-И Обследование состояния фонематического слуха и
восприятия
Проводится только с теми детьми, которые допустили ошибки в задании №8 в условиях фронтальной педагогической диагностики. Это делается для определения степени обучаемости ребенка по данному параметру. В набор картинок следует включить не только те из них, в названия которых входит заданный звук, но и картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно-акустическим признакам. Примерный набор картинок: шапка, шарф, шар, шалаш, душ, карандаш, матрешка, шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щетка, собака, слон, весы.
Текст задания: «Называй каждую картинку. Если в ее названии есть звук
ш , положи эту картинку вот сюда».
В ходе выполнения ребенком этого задания важно обращать внимание на следующие моменты: сохраняет ли ребенок инструкцию в процессе работы либо постоянно уточняет. наличие какого звука он должен определять; отбирает ли картинки, в названии которых нет заданного звука; определяет ли наличие заданного звука только в начальной позиции или в позициях начала, середины и конца слова.
Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук ш , находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки. но некоторые ты пропустил и оставил вот здесь. Сейчас послушай я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить – есть звук ш или нет». Таким образом, вы спускаетесь на «ступеньку» ниже, предлагая ребенку определить наличие звука, опираясь не на собственное произношение, а на восприятие слова на слух. Учитель должен слегка интонационно выделить звук
ш : «ш-шапка».
Если при первой самостоятельной попытке ребенок отложил наряду с картинками, названия которых содержат звук ш , картинки, названия которых содержат звук ж или с , также важно прибегнуть к обучающему моменту: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отложенные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук ш или нет. Можешь после меня повторять слова.». При произнесении учитель интонационно выделяет в словах звуки ш , ж , с .
Оценка выполнения задания:
3 балла – за правильное выполнение задания.
2 балла – за самостоятельное звука из начальной позиции и при умении
выделить звук в середине и конце слова при помощи учителя; за
правильное выполнение задания, но при отсутствии
дифференцировок ш – щ .
1 балл – за выделение звука только из позиции начала слова даже после
введения обучающего элемента.
0 баллов – за невыполнение задания даже с помощью учителя (раскладывает
картинки не руководствуясь предложенным принципом).
4-И Выявление умения сравнивать множества по
числу элементов
Если ребенок ошибся в выполнении задания №5 и получил 0 баллов, то ему предлагается лист с его работой и задается вопрос: «Почему ты думаешь, что треугольников больше?» Если в этот момент ребенок заметил свою ошибку и дал правильный ответ («Кругов больше»), то учитель может уточнить: «Почему ты теперь считаешь, что кругов больше?»
Оценка выполнения задания:
3 балла – в случае правильного ответа.
2 балла – в случае неправильного ответа или его отсутствия, но при
выполнении ребенком более простого аналогичного задания («Чего
больше, кругов или треугольников?» Даны 6 треугольников, в
каждом из них, кроме одного, нарисован круг) и верного
объяснения.
1 балл – задание выполнено, но не объяснено.
0 баллов – не выполнено и не объяснено.
5-И Выявление умения классифицировать
Если ребенок ошибся при выполнении задания №6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Для этого следует спросить у ребенка «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?»
Оценка выполнения задания
2 балла – если объяснение дается с опорой на внешние признаки: «Чтобы на
каждом рисунке было по 5 предметов» или «Птицы и белки живут
на деревьях» и т.п.
1 балл – если ребенок не может объяснить свои действия.
6-И Обследование степени овладения навыком
чтения
Это задание дополнительное, так как умение читать до начала школьного обучения ни в коем случае не является обязательным.
Задание: «Скажи, ты знаешь какие-нибудь буквы? Если ты уже учился читать, почитай вот здесь, пожалуйста».
Для чтения можно предложить любой несложный текст из букваря. Если ребенок читает пока очень плохо, лучше остановить его; если он читает по слогам в быстром темпе, дать ему возможность прочитать весь рассказ, предложив повторить его, проверяя тем самым осознанность чтения.
Оценка выполн6ения задания:
3 балла – слитное чтение.
2 балла – слоговое чтение.
1 балл – побуквенное чтение.
0 баллов – не знает букв.
Все результаты педагогической диагностики заносятся учителем в протокол обследования.
Анализ результатов педагогической диагностики позволяет определить «болевые точки» в готовности детей к обучению в школе.
Дети, получившие по большинству заданий низкие баллы, не владеют элементарными графическими навыками, что свидетельствует о низком уровне развития зрительно-моторных координаций (задания №1, №7); плохо ориентируются в пространстве листа бумаги (задания №2, №4), что говорит о недостаточном развитии пространственных представлений, непонимании пространственных отношений между предметами; ошибки в выполнении заданий №3, №5, №6 показывают, что ребенок не умеет следовать инструкции, у него недостаточно развита произвольность; плохо обстоят дела у этих детей с уровнем развития фонематического слуха, что приведет (без специальной дополнительной работы учителя) к очень большим сложностям при обучении чтению и письму.
Результаты педагогической диагностики ни в коем случае не являются основанием для незачисления ребенка в школу. Дети, получившие низкие баллы, – это дети «группы риска», требующие особого внимания учителя.
Для того, чтобы предотвратить или хотя бы смягчить трудности в обучении детей с низким уровнем готовности к школе, необходимо до начала учебного года в течение 10-12 дней организовать занятия с такими детьми. В ходе этих занятий учитель специально будет формировать у будущих первоклассников те важнейшие предпосылки к овладению грамотой и математикой, которые оказались по тем или иным причинам несформированными в дошкольном возрасте.
Методические рекомендации для работы с детьми
с низким уровнем готовности к обучению в школе
Первая область – моторика
Сюда следует включить задания, направленные на развитие мелких движений пальцев и кисти рук, на совершенствование зрительно-моторных координаций.
С приходом в школу резко изменяется соотношение меду динамическими и статистическими нагрузками в сторону увеличения утомительного статистического напряжения. Первоклассникам трудно длительное время удерживать определенное положение тела, поэтому учителю следует менять место своего положения в классной комнате (перед классом, около окна, около стены, в конце класса). Дети поворачиваются за учителем, тем самым снимается утомление. Это важно еще и потому, что у детей достаточно хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы спины, которые имеют значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Особой тренировки требуют мелкие мышцы пальцев и кисти рук. Поэтому целесообразно перед началом любой работы в тетради проводить небольшой массаж, иногда со стихотворным сопровождением типа: «Этот пальчик самый сильный, самый сильный и большой. Этот пальчик для того, чтобы показать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. этот пальчик безымянный. Этот самый маленький, маленький удаленький». Учитель при этом сам показывает образец действий.
Дети проводят линии по заданной траектории, в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.), соединяют предметы линиями. выполняют различные штриховки. При этом не только решаются задачи, связанные с развитием мелкой моторики, но и вырабатывать умение слышать и понимать ,
задание, уточняются пространственные представления. Для развития моторики большое значение имеют занятия рисованием, раскрашиванием, конструированием, выкладыванием мозаики, лепкой, аппликацией.
Следующая область – зрительное восприятие
Сюда должны быть включены задания на уточнение свойств предметов: сравнение предметов по их свойствам (самый большой, самый маленький, короче, длиннее, шире, уже и др.); на нахождение заданной фигуры в фигурах сложной конфигурации; на совершенствование умения передавать форму фигуры.
Следующая область – пространственные представления
Сюда должны войти задания на установление взаимного расположения предметов и фигур (выше, ниже, рядом, между); на совершенствование умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз, внутри, вне).
До начала выполнения заданий в тетради важно провести упражнение на ориентировку детей в реальном окружающем пространстве, начиная с ориентировки в схеме собственного тела и соответствующих пространственных направлениях:
- Покажи правую руку, левую руку (ребенок стоит спиной к классу).
Если ребенок ошибается, учитель исправляет его.
- Какая из моих рук правая? Левая? (Учитель находится рядом с ребенком.)
- Какие варежки можно надеть на правую руку? Какие на левую? (Можно использовать реальные предметы или иллюстрации в тетради, рисунки.)
После этого уточняются пространственные направления: впереди – там, где лицо; позади (сзади) – там, где спина; справа – там, где правая рука; слева – там, где левая рука и т.д. Затем задания выполняются ребенком, который стоит в любом месте класса и выполняет команды учителя или отвечает на вопросы вида:
- Что расположено слева от тебя, справа от тебя, перед тобой, сзади тебя (за тобой)?
- Что ближе к тебе: окно или дверь? Что дальше от тебя: доска или шкаф?
Хорошо использовать игровую ситуацию, когда учитель заранее прячет игрушку, а ребенок, выполняя последовательные просьбы учителя, находит ее: «Стань спиной к двери, сделай три шага вперед, повернись направо, сделай два шага назад, повернись налево, открой дверь шкафа. Что ты нашел за дверью шкафа? К этой области относятся задания на установление взаимного расположения предметов и фигур.
- Учитель устанавливает на доске в ряд 4 – 5 различных предметов и фигур (карандаш, кисточку, тетрадь, ластик, линейку) – можно прикрепить их липкой лентой, – а затем задает детям вопросы: Что находится слева от ластика? Что расположено справа от кисточки? Между какими предметами находится ластик? Какие предметы расположены между карандашом и линейкой? и т.п.
- На столе лежат тетрадь и карандаш. Учитель предлагает положить карандаш на тетрадь, под тетрадь, справа от тетради, слева от тетради. Это упражнение можно провести по-другому: предметы перекладывает сам учитель, а ребенок должен сказать о соответствующих изменениях взаимного расположения этих предметов.
- Учитель предлагает сложить из красного, зеленого и синего кубиков башню так, чтобы синий кубик был расположен выше красного, а красный выше зеленого; зеленый кубик был расположен ниже синего, но выше красного и т.п.
Следующая область работы – множество
Вначале следует предложить задания, которые помогают фиксировать внимание на определенном предмете или на множестве предметов. Например:
- Покажи и назови предметы, которые лежат на парте. (Ребенок берет в руки предмет и говорит: «Это – тетрадь, это – карандаш» и т.д.)
- Как одним словом назвать все цветы, стоящие в вазе? Назови каждый из цветков в букете (гвоздика, ромашка, роза).
- Как одним словом назвать всех коров, пасущихся на лугу? Птиц, летящих вместе?
- Как одним словом можно назвать девочек и мальчиков, гуляющих на площадке?
Учитель показывает на стол, стул, шкаф и просит назвать все эти предметы одним словом.
В дальнейшем указываются свойства предметов (форма, размер, цвет, расположение предметов в пространстве и др.). Например: «Покажи красную машину», «Раскрась большой мяч». Полезны упражнения, в которых дети сами выделяют свойства предметов. Из набора предметов ребенок выбирает игрушку, которую должен охарактеризовать: большая синяя машина, маленький красный кубик, большой желтый круг. Выполнение подобных заданий предусматривает уточнение слов все, каждый, какой-нибудь, любой, некоторый и др.
Упражнение на различение и выделение предметов и множеств предметов имеют большое математическое значение, они служат подготовкой к изучению арифметических действий и решению текстовых задач.
- Раскрасьте в верхнем ряду 5 квадратов, а в нижнем еще 4.
- Обведите все машины, кроме синей.
- Покажите все игрушки. Покажите куклу, покажите все игрушки, без куклы.
- Покажите помидоры, покажите огурцы. Покажите все овощи вместе.
- Нарисуйте 5 кружков. Раскрасьте 2 кружка красным карандашом. Покажите остальные кружки.
- Положите перед собой все красные палочки. Уберите три из них. Покажите палочки, которые остались.
Очень важны упражнения на сравнения двух множеств. Для сравнения множеств составляются пары: один предмет из одного множества и один предмет из другого множества; затем второй предмет из первого множества и второй предмет из второго и т.д. Устанавливать такое соответствие детям предлагается различными путями: проводить линии, соединяя рисунки; выкладывать предметы один под другим; раскрашивать одним цветом пару предметов из разных множеств, другим цветом другую пару и т.д.
Тесно связаны с этой работой задания на классификацию. Дети выделяют множества зверей, рыб, птиц, разные виды транспорта, мебель, посуду и т.д.
Следующая область – слуховое восприятие, подготовка к
проведению звукового анализа слов.
С детьми, обнаружившими в ходе педагогической диагностики низкий уровень развития фонематического слуха, неумение выделить звук из слова, нельзя начинать занятия с обучения звуковому анализу слов. Эти дети нуждаются в дополнительных упражнениях, направленных на совершенствование более простых форм фонематического восприятия. Более легкой для ребенка формой звукового анализа является вычленение первого гласного звука в ударной, а потом безударной позиции, затем вычленение согласного звука из положения конца слова, а потом из положения начала слова. За время этих занятий дети должны научиться первый и последний звук в слове; интонационно выделять нужный звук; определять частотный звук в стихотворении; называть слова с заданным звуком.
Хорошо давать детям задания на определение первого звука, на поиск картинок с заданным первым, а потом и последним звуком в их названии. Вся группа детей определяет первый звук в слове «шар». Затем на картинках находят слова, в которых есть этот звук (жук, шарф, самолет, шишка). Затем определяется последний звук в слове «мак». Затем из картинок: рак, жук, лук, стол, стул – выбираются те, в названии которых есть этот звук.
Очень полезны задания, направленные на совершенствование не только звукового анализа, но и синтеза. Выделив первые звуки из слов «шишка», «арбуз», «рыба», дети сливают первые звуки и находят картинку с изображением шара.
При выполнении всех этих заданий учитель показывает детям особый способ произнесения слова с интонационным выделением заданного звука «ш-ш-шишка», «а-а-арбуз», «р-р-рыба» и т.д. Сначала дети могут повторить это только за учителем, потом начинают так произносить слова самостоятельно. Учитель просит произнести слово «слон», так, чтобы был хорошо слышен первый звук. Ребенок должен ответить: «с-с-слон». Следующее задагие: произнести слово «коса» так, чтобы был хорошо слышен звук с . И это нужно сначала показать ребенку на образце: «кос-с-са». Учитель должен помнить, что для группы детей с низким уровнем готовности к обучению грамоте это очень трудное задание, такому произношению детей нужно довольно долго и терпеливо учить. Но это – основа проведения звукового анализа слов.
Введение понятия «первый звук» можно организовать следующим образом. Учитель показывает полоску бумаги, символизирующую слово, объясняет детям, что у полоски есть начало, середина и конец, также и у слова есть начало, середина и конец. Слова состоят из звуков: звук, начинающий слово – первый звук в слове, а звук, которым слово кончается, - последний звук в слове. Затем учитель выставляет на доске картинки с изображением аиста, утки, облака. Показывая поочередно картинки, учитель произносит каждое слово, интонационно выделяя первый звук, а затем называет его изолированно. После этого учитель выставляет на наборное полотно еще ряд картинок (астра, уши, озеро, окна и т.д.), обязательно произносит вместе с детьми названия картинок, предлагает найти слова, начинающиеся со звука а , а потом о и т.д. В случае затруднений следует еще раз назвать все картинки, интонационно выделяя при этом первые звуки их названий, и снова попросить детей назвать слово, начинающееся со звука а .
Такого рода упражнения нужно проводить ежедневно. Постепенно учитель перестает произносить слово с интонационным выделением нужного звука, предлагает детям делать это самостоятельно: «Кто назовет картинку так, чтобы все смогли догадаться – какой первый звук в слове «астра»? Ребенок должен произнести слово, выделяя первый звук «а-а-астра», потом назвать звук изолированно а .
Работа по выделению частотного звука в стихотворении проводится следующим образом. Учитель читает стихотворение, интонационно выделяя звук а . Просит детей определить, какой звук чаще других повторяется в стихотворении.
Алеет над лесом закат,
Алые аисты к лесу летят,
Алые астры покрыли сады,
Алыми стали ручьи и пруды.
Дети называют звук а . Далее учитель предлагает еще раз послушать это стихотворение и запомнить как можно больше слов со звуком а . После повторного чтения детям предлагается назвать эти слова, интонационно выделяя звук а . Затем детям предлагается назвать любые слова со звуком а .
Следующий вид работы направлен на нахождение слов с заданным гласным звуком. Проводиться он может так. На доске висят картинки: Гусь, дым, рысь, жук, рак, мак, дом, зонт, винт, кит, лев. Учитель предлагает детям сначала просто назвать все картинки. а потом – только те, в названиях которых есть звук
а . «Звук а заблудился и ищет картинки, в названиях которых он живет. Помогите ему».
Проводится несколько занятий с различными гласными звуками, затем с согласными звуками. Сначала следует подбирать стихотворения, в которых частотным является такой согласный, который легко интонационно выделяется (р, л, м, н, с, ш – и т.д.). Но наряду с этим нужно обязательно учить детей работать с такими звуками, которые трудны для интонационного выделения (д, г, б. п).
И последняя область – связная речь
Очень полезной формой работы представляется составление рассказа по «перепутанным» картинкам. Предлагать для такого рассказа нужно не более 4 картинок. Дети должны сначала разложить картинки в нужной логической последовательности, а затем составить короткий рассказ. Следующий этап – составление рассказа по несложной сюжетной картинке. Эта форма работы хорошо известна учителям.
На всех занятиях идет работа по расширению словарного запаса детей. Большое количество картинок, дидактических материалов способствует устранению пробелов в развитии словаря.
Проведение занятий, направленных на устранение тех недостатков в умственном и речевом развитии, которые были обнаружены у ряда детей в ходе педагогической диагностики, дает возможность учителю до начала учебного года подготовить этих детей к обучению в I классе.
Эту работу необходимо продолжить и при обучении в I классе.
Протокол обследования
( фронтальная и индивидуальная педагогическая диагностика)
___________________________________________________________________
Зрительно – моторные координации:
Задание №1 –
Задание №7 –
Общий балл –
Пространственные представления:
Задание №2 –
Задание №4
Общий балл –
Сравнение множеств:
Задание №5 –
4-И (индивидуальное обследование) –
Общий балл –
Классификация:
Задание №6 –
5-И (индивидуальное обследование) –
Общий балл –
Предпосылки к овладению арифметическими операциями:
Задание №3 –
Предпосылки к успешному овладению звуковым анализом:
Фонематический слух:
Задание №8 –
3-И (индивидуальное обследование) –
Общий балл –
Звуковой анализ:
Задание №9 –
Слухо-речевая память:
Задание 1-И –
Связная речь:
Задание 2-И –
Навык чтения:
Задание 6-И –
Интервью
Цель: изучение общей понятливости, словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.
№ |
Вопрос | Правильно | Неправильно |
Оценка в баллах | |||
1 | Какое животное больше – лошадь или собака? | 0 | – 5 |
2. | Утром мы завтракаем, а в полдень … | 0 | – 3 |
3. | Днем светло, а ночью … | 0 | – 4 |
4. | Небо голубое, а трава … | 0 | – 4
|
5. | Черешни, сливы, груши, яблоки – это что? | фрукты 0 | – 1 |
6. | Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум? |
0 | – 1 |
7. | Что такое : Барнаул, Москва, Рубцовск? | города 0 | – 1 |
8. | Покажите ребенку часы со стрелками, показывающими без пяти пятью Который сейчас час? | 4 | 0 |
9. | Маленькая корова – теленок, маленькая собака – … | 4 | – 1 |
10. | Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? Что у них общего? | 0 | – 3 |
11. | Почему на всех автомобилях есть тормоза? | 2 причины – 1 1 причина – 0
| – 1 |
12. | Чем похожи молоток и топор? | 2 признака – 3 1 признак – 2 |
0 |
13. | Чем похожи белка и кошка? | 2 признака – 3 1 признак – 2 | 0 |
14. | Чем отличаются гвоздь и винт? | 2 признака – 3 1 признак – 2 | 0 |
15. | Футбол, теннис, хоккей – это … | спорт, физкультура – 3 игры, состязания – 2 | 0 |
16. | Какие ты знаешь виды транспорта? | 3 наземных, 1 подземный, 1 водный, 1 воздушный – 4 1 и свыше одного вида – 2 | 0 |
17. | Чем отличается старый человек от молодого? | 3 признака – 4 1- 2 признака – 2 | 0 |
18. | Почему люди занимаются спортом? | 2 правильных причины – 4 1 причина – 2 | 0 |
19. | Как ты считаешь: хорошо или плохо, когда человек ее хочет работать? | дает обоснованный ответ – 2 | 0 |
20. | Почему на письмо нужно наклеивать марку (почему конверт с маркой)? | 5 | 0 |
________________________________________
№ |
Вопрос | Правильно | Неправильно |
Оценка в баллах | |||
1 | Какое животное больше – лошадь или собака? | 0 | – 5 |
2. | Утром мы завтракаем, а в полдень … | 0 | – 3 |
3. | Днем светло, а ночью … | 0 | – 4 |
4. | Небо голубое, а трава … | 0 | – 4
|
5. | Черешни, сливы, груши, яблоки – это что? | фрукты 0 | – 1 |
6. | Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум? |
0 | – 1 |
7. | Что такое : Барнаул, Москва, Рубцовск? | города 0 | – 1 |
8. | Покажите ребенку часы со стрелками, показывающими без пяти пятью Который сейчас час? | 4 | 0 |
9. | Маленькая корова – теленок, маленькая собака – … | 4 | – 1 |
10. | Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? Что у них общего? | 0 | – 3 |
11. | Почему на всех автомобилях есть тормоза? | 2 причины – 1 1 причина – 0
| – 1 |
12. | Чем похожи молоток и топор? | 2 признака – 3 1 признак – 2 |
0 |
13. | Чем похожи белка и кошка? | 2 признака – 3 1 признак – 2 | 0 |
14. | Чем отличаются гвоздь и винт? | 2 признака – 3 1 признак – 2 | 0 |
15. | Футбол, теннис, хоккей – это … | спорт, физкультура – 3 игры, состязания – 2 | 0 |
16. | Какие ты знаешь виды транспорта? | 3 наземных, 1 подземный, 1 водный, 1 воздушный – 4 1 и свыше одного вида – 2 | 0 |
17. | Чем отличается старый человек от молодого? | 3 признака – 4 1- 2 признака – 2 | 0 |
18. | Почему люди занимаются спортом? | 2 правильных причины – 4 1 причина – 2 | 0 |
19. | Как ты считаешь: хорошо или плохо, когда человек ее хочет работать? | дает обоснованный ответ – 2 | 0 |
20. | Почему на письмо нужно наклеивать марку (почему конверт с маркой)? | 5 | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика учащихся 1 класса
Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся
Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....
Статья «Педагогическая диагностика. Что необходимо знать и учитывать при исследовании мышления младшего школьника»
В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Презентация по теме "Педагогическая диагностика как условие дифференциации в начальной школе"...
Авторская форма педагогической диагностики
"Зажги свет в своем окошке" Наименование формы педагогической диагностики Цель работы с ФПД для учащихся Цель работы с ФПД для педагогов "Зажги свет ...
педагогическая диагностика
Важным направлениемв работе классного руководителя является диагностика...
Педагогическая диагностика, разработанная доктором педагогических наук, профессором Н,Ф, Виноградовой.
Регулярные контрольные работы, срезы, итоговые работы по предметам не дают полного результата. Мы можем увидеть конкретные ошибки, но не можем дать конкр...