Применение ИКТ на уроках в начальной школе.
статья (1,2,3,4 класс) по теме
Статья освещает следующие аспекты ИКТ: теоретические представления об ИКТ, использование ИКТ в учебно-воспитательной работе учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
macygura_a_v_statya.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Мацыгура А.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красковская средняя общеобразовательная школа № 55» посёлок Красково, Люберецкий район, Московская область
Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным, так как быстро устаревают, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Для начала остановимся на теоретическом аспекте ИКТ. ИКТ – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование применяемых в сфере образования ИКТ направлено на реализацию следующих задач:
- поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
- средства практической подготовки (задачники, практикумы и т.д.);
- вспомогательные средства (энциклопедии, словари и т.д.);
- комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания и т.д.);
- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
- поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации: электронные и информационные ресурсы
- с текстовой информацией;
- с визуальной информацией;
- с аудиоинформацией;
- с аудио- и видеоинформацией;
- с комбинированной информацией.
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе: урочные и внеурочные.
Выделяют несколько аспектов применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе: мотивационный, содержательный, учебно-методический, организационный и контрольно-оценочный. Более подробно следует остановиться на учебно-методическом аспекте применения ИКТ. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеурочных занятий.
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из речевых поступков и речевой ситуации. Коммуникативная технология предусматривает организацию деятельности ученика: ученик спрашивает, подтверждает мысль, побуждает к действию, высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы. Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности (учебная, игровая), т.к. в деятельности возникает осознание необходимости общения, потребность использования речи и формируется речевое поведение. Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникационной технологии является ситуация.
Итак, использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств,
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что является неотъемлемым условием реализации ФГОС, и способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- использование интерактивной доски;
- использование готовых обучающих программ;
- работа с ресурсами Интернет.
Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций, которые дают возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, предмета, темы для достижения максимального учебного эффекта.
Используемая для составления презентаций программа Power Point позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Включение разных видов и форм работы с учащимися (тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание) создаёт положительную атмосферу в классе и повышает активность детей на уроке.
Использование интерактивной доски.
Использование компьютерных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, в частности интерактивная доска, создаёт устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение работы перед классом. В классе не остаётся равнодушных. За счёт большой наглядности использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Всё, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Выделенные объекты позволяют сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме «мозгового штурма», демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и, таким образом, создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
Несмотря на все сложности, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.
Использование готовых обучающих программ.
На своих уроках учителя могут использовать готовые программные продукты на компакт-дисках. Частой проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить мультимедийные диски. Следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление делает ДЭКМ незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками».
Также можно использовать электронные приложения к учебникам, выпускаемым в соответствии с ФГОС. В этих пособиях включены мультимедиа ресурсы различных типов: фотографии, анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты.
Работа с ресурсами Интернет.
Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Интернет предоставляет возможности для профессионального творческого общения, оперативного обмена информацией и даёт возможности для профессионального роста; открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала; позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Каковы результаты использования ИКТ в учебном процессе? Это:
- рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
- качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
- рост качества знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Применение ИКТ на уроках в начальной школе."
ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал....
Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности
доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....
Применение ИКТ на уроках в начальной школе
ИКТ - технологии могут быть использованы:Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопросаКак сопровождение объяснения учителя Как информационно-обучающее пособие Как инте...
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...
Статья. "Применение ИКТ на уроках в начальной школе"
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....
Мастер класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"
Приведены примеры АМО на уроках в начальной школе...
Мастер класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"
Приведены примеры АМО на уроках в начальной школе...