Статья. "Применение ИКТ на уроках в начальной школе"
статья на тему
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt_na_urokah_v_nachalnoy_shkole_petrova_l.ya_.docx | 193.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Петрова Л. Я.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Москва
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.
В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. При использовании ИКТ легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в школе.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ. Информационные технологии постепенно, но неуклонно переходят из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
- Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
- Как информационно-обучающее пособие
- Для контроля учащихся.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии применяю на всех учебных предметах.
На уроках русского языка использую тренажёр «Грамотное письмо», где дети на компьютерах выполняют практические задания разных видов. Для учащихся 2-4 классов использую сборник дидактических материалов «К грамотности ступенька», содержащий пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Сборник содержит богатый и разнообразный материал по грамматико-орфографическим темам, представленный в трёх вариантах, для текущего изучения правил и обобщающего повторения.
При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко - буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Иногда использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности. При разработке тематического планирования по обучению грамоте я включаю в планирование соответствующие электронные темы и разделы. При разработке плана урока продумываю те этапы урока, на которых целесообразно применение «Азбуки» для фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
На уроках математики использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого. При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета. На всех учебных предметах я использую тестовые задания. Первоначально использовала тесты только в печатном виде, которые разрабатывала сама, набирала на компьютере и распечатывала для каждого ученика. За годы использования ИКТ разработала разные виды тестов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 класс почти по всем темам, по другим учебным предметам меньше. Теперь применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу, же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме. Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения. Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока, работая на компьютере по определенному алгоритму.
На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, применяю видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка», «Русские писатели и поэты». Обязательно использую краеведческий материал с видеофильмами и фотозарисовками «Город, в котором я живу», «Моя малая Родина», «Сказки гуляют по свету», «Зимние зарисовки» и многие другие. Часто использую на уроках фотографии, которые снимаю на цифровой фотоаппарат. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку. Дети активно и увлечённо работают на уроках. Да и мы с Вами можем сказать, что урок , включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена и самого учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащи...
статья «Применение социоигровых технологий на уроках в начальных классах»
из опыта работы учителя начальных классов Сложеникиной Н.И....
Статья "Применение технологии разноуровневой дифференциации на уроках в начальной школе"
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...
Статья:« Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»
Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она- часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает бу...
Статья «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе...
Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕМЕН В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Перемена для ребенка — это особое время. Нынешнее поколение детей очень активно. Зачастую перемены проходят с большим шумом и громким криком. После сидячего положения на уроке, детям важно...
Статья «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.Объем ин...