IT-на уроках учителя начальных классов
материал по теме

Матыкина  Оксана Александровна

В данной работе подробное описание применения информационных технологий и создание при помощи их уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alehina_o.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Алехина Оксана Александровна

учитель начальных классов

школа- гимназия №38

Алматинской области

 Илийского района

п. Отеген батыр

IT-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

К 2015 году 50% организаций

образования будут использовать

электронное обучение,

а к 2020 году их численность

возрастет до 90%...

                             Н.А. Назарбаев.

Реализация масштабного проекта электронного обучения станет прорывом в дальнейшей информатизации системы образования Казахстана.

 21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Включение  уроков  с использованием IT-технологий в обучение имеет немало проблем , т. к. предлагаемые к использованию разработки по большей мере носят рекомендательный характер. В проекте  предлагается возможный алгоритм создания  уроков.

Актуальность

  1. Образование сегодня становится базовым звеном в процессе глобальной информатизации. Интеграция программ информатизации образования способствует формированию условий организации коммуникационной структуры, ее развитию, наполнению с целью создания единого информационного пространства.
  1. Доступ школьников, педагогов, родителей к базам учебно - воспитательной деятельности, позволит ориентироваться в проблемах организации образования, определять индивидуальную траекторию  развития и находить точку приложения своих интеллектуальных способностей  в обществе. Современному обществу нужны образованные, нравственные, способные к саморазвитию и самообразованию личности, умеющие принять самостоятельные решения, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
  1. Одной из проявившихся, тенденций развития образовательных   учреждений является  комплексное использование информационных технологий  в школе. В соответствии с этим подходом новые технологии охватывают не только непосредственно учебный процесс,  но и   организационную, образовательную, управляющую  деятельности в образовательном учреждении. Разработка модели внедрение систем электронного обучения в школе является перспективным и актуальным в свете
  2. Создание модели внедрения электронного обучения  позволит использовать данную модель для образовательных учреждений ,в результате использования которой    они перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает: активное использование современных цифровых учебных ресурсов, создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса обучения.

Цель:  

  1. внедрения элементов  электронного обучения в работу учителя начальной   школы.

Задачи:

  1. создание условий, обеспечивающих эффективное внедрение электронного обучения в образовательном  процессе.
  2. Воспитание информационной культуры при использование IT-технологий.
  3. Развитие технологической инфраструктуры в начальной школе.

Объект исследования : процесс создания модуля электронных уроков

Предмет исследования:  влияние информационных технологий на учебно-воспитательный процесс при проведение уроков в начальной школе

Гипотеза: если применять IT-технологии в процессе обучения детей младшего школьного возраста, то  это прорыв инновации поможет повысить эффективность проведения уроков  и поможет развивать информационную компетентность ребенка, что в современном обществе является необходимым условием включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Направление исследования: влияние информационных технологий на всестороннее развитие ребенка.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение мотивации  учащихся к учебе и педагогов к профессиональной деятельности.
  2. Повышение уровня вовлеченности родительской общественности в образовательный   процесс.
  3. Наличие электронной базы данных  « Электронные уроки», «Методическое обеспечение УВП», «Здоровье», «Психолог», «Электронный журнал», «Электронный дневник» и.т.д.

 

Разработка любого урока с применением IT-технологии начинается с выявления ключевых компонентов и объединения  их в отдельные блоки. Началом разработки является определения профиля учебной группы, т.е. выявление направленности учащихся на конкретную сферу деятельности. С целью уточнения предметной области и реализации возможных межпредметных связей целесообразно провести предварительную беседу с учащимися, а также детально проанализировать учебники и методические рекомендации, дисциплины по которой будет разрабатываться электронный урок. Перечисленные мероприятия помогут сориентироваться в функциональных возможностях:

1) получение дополнительных знаний ;

2) углубление знаний по предмету ;

3) подготовка к профессиональной деятельности.

Функции электронных уроков влияют на определение его целей и задач. Среди целей должны присутствовать обобщение и систематизация материала, формирование навыков, отработка умений, углубление и расширение знаний, выработка умений, повышение интереса к предмету.

После определения и уточнения целей, задач и межпредметных связей необходимо продумать структуру урока.

С учетом целей и задач урока, регламентируются формирование знаний, умений и навыков. На этом этапе следует определиться с методическими и техническими средствами, призванными помочь ученикам в формировании заявленных знаний, умений и навыков. Применительно к образовательным предметам ключевым средством выступает  компьютер с соответствующим программным обеспечением.

Желательно, чтобы все элементы структуры урока подчинялись общей цели, но не были жестко связаны между собой. Это позволит установить своеобразные точки входа – выхода в урок, учащиеся смогут покидать урок, не чувствуя трудность в усвоении материала.

В процессе непосредственного обучения выбора форм, в зависимости от их влияния на усвоение учащимися программного материала, корректируется. На заключительном этапе разработки электронного урока формируются формы контроля за усвоением знаний, умений.

Преподаватель должен подготовить подборку литературы и электронных изданий, работая с которыми учащиеся смогли бы продолжить самообразование.

Электронные уроки существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее, а, как известно, чем интереснее представлен материал, тем легче доступнее его изучение. Возможности электронных уроков  не ограничиваются только изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать учащегося.

Приведем конкретный пример -  технологию разработки электронного урока по математике  на тему «Виды треугольников» для аудиторной и самостоятельной работы.

Работа над электронным  уроком проводилась в несколько этапов.

На первом этапе определялась библиография по теме работы, осуществлялся анализ источников и обобщение материала.

Второй этап работы был посвящен разработке структуры урока.

Третий этап. Освоение программы  для реализации проекта.

Четвертый этап. Разработка дизайна, создание основных элементов управления, создание анимационных роликов, компоновка, связь элементов при помощи встроенного языка программирования.

Пятый этап. Проведение и анализ практической работы электронный урок «Виды треугольников».

Разработка электронного урока

Тема «Виды треугольников» входит в обязательный минимум  программы.

На первом этапе создания электронного урока «Виды треугольников» проведен анализ литературы, содержащей информацию по выбранной теме.

Для наполнения электронного урока  были выбраны следующие пособия:

  1. Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Путеводитель по компьютеру для школьника.
  2. CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.”
  3. Учебник «Математика 3» изд.Алматыкитап
  4. http://www.lenagold.ru/- фоны, клипарт
  5. http://gif.vukogurt.ru/ - анимированные картинки

Материал, взятый из этих источников, систематизирован и обработан. Были выделены основные направления в изучении темы: типы треугольников , свойства треугольников , нахождение периметра треугольников.

На втором этапе выполнялась работа по непосредственному созданию курса. Произведено разбиение имеющегося материала на разделы. Создание программы осуществлялось в связи с учетом возможностей выбранной программы и имеющихся исходных материалов. Было разработано содержание, которое включает несколько разделов:

1 раздел: Организационный момент;

2 раздел: Чистописание;

3 раздел: Устный счет;

5 раздел : Новая тема;

6 раздела : Отдохнем ;

7 раздел: Это интересно;

8 раздел : Проверь себя;

9 раздел: Рефлексия.

В первом разделе излагается теория, подкрепленная анимированными примерами, что облегчает понимание и усвоение темы. Во время работы можно свободно перемещаться с одной страницы на другую с использованием интуитивно понятных кнопок, а также пунктов раскрывающегося меню.

Следующий раздел - «Чистописание». Раздел построен таким образом, что темы задач следуют друг за другом, соответствуя  разделу «Устный счет». Для каждой задачи есть ответ с управляющей кнопкой, чтобы ученик мог проверить, правильно ли он решил задачу. Как и в разделе “Устный счет”, переход с одной страницы на другую осуществляется с помощью интуитивно понятных кнопок.

 Перейдя в раздел «Новая тема» электронный помощник, устраивает экскурсию по разным видам треугольников. Все это позволяет с легкостью и интересом воспринимать материал. Дети наглядно видят разницу между различными видами треугольников. Делят их на группы и все это в игровой непринужденной форме.

Затем  дети переходят на  раздел «Отдохнем » , где под музыкальное сопровождение они выполняют с электронными помощниками физминутку.

Раздел «Это интересно» позволяет изучить, решая задачу , о метеоритах и астероидах расширить кругозор ученика. Что помогает ребенку еще и думать и размышлять и повторять ранее изученное. Каждая тема в этом разделе подкреплена примерами и картинками. Переходы с одной страницы на другую озвучены. Музыка подобрана в соответствии с изображениями на страницах.

В разделе «Проверь себя »  ребята закрепляя изученный  и ранее изученный материал на уроках математики  выполняют самостоятельную работу. Что позволяет учителю проанализировать  итог урока.

Итоговый раздел - «Рефлексия» -  составлен на  основе данной темы и полученных знаний. Дети делятся с учителем и одноклассниками чему научились на уроке  . Электронный помощник выставляет оценку, сопровождая ее соответствующими эмоциями.

При создании электронного урока потребовалось изучить систему Power Point . С его помощью было написано множество команд и процедур для электронного пособия.

Разделы урока подкреплены анимированными примерами, красочными изображениями, кнопками, с помощью которых можно свободно перемещаться по страницам, а также анимированным помощником, который сопровождает ученика в процессе изучения материала. Все это позволяет интереснее проводить уроки, интереснее изучать темы самостоятельно.

Страницы урока не содержат лишней информации, которая в ходе работы с программой могла бы отвлечь внимание.

Проведенная оценка результатов работы показала эффективность разработанного электронного урока и повысила мотивацию детей к учебной деятельность.

Заключение

При создании  уроков с применением IT-технологий  необходимо учитывать следующее:

  1. Дизайн и оформление не должны отвлекать учащегося от учебного процесса;
  2. Шрифт электронного урока  не должен быть слишком мелким или слишком крупным, так как это отвлекает внимание ученика.
  3. Ни в коем случае нельзя делать светлый текст на темном фоне. От этого устают глаза, и теряется внимание.
  4. Анимация, используемая в уроке должна ,как можно нагляднее демонстрировать ученику способы решения задач.
  5. При использовании звука необходимо учитывать, что от его качества зависит не только возможность усвоения материала, но и эстетическое содержание учебника.
  6. Электронный урок  должен максимально облегчить процесс изучения темы, понимание данной темы учеником, вовлекая в процесс обучения иные, нежели в обычном печатном пособии, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память.

 Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной  школы, соответствует требованиям века грядущего.

Основные положения и результаты опыта могут быть использованы любым преподавателем  (или учащимся).

Обобщая, можно утверждать, что цель и задачи, поставленные в работе, решены. Результаты методики преподавания урока  с применением IT-технологий показывают целесообразность принятых решений, обобщение и распространение полученного опыта, перспективы дальнейших исследований по созданию электронных учебных пособий по отдельным предметам .

Литература

  1. Уваров В.М. Практикум по основам информатики и вычислительной техники
  2. Левченко И.В. Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера.// Информатика и образование М.,2002,№3 с.32-35.
  3. Мозолин В.П. Телекоммуникационное и дистанционное обучение Информатика и образование М.,2007,№6 с.25-29.
  4. http://www.lenagold.ru/- фоны, клипарт
  5. http://gif.vukogurt.ru/ - анимированные картинки
  6. Юркова Т.А., Ушаков Д.М., Путеводитель по компьютеру для школьника.
  7. CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.”

Тема урока:  «Виды треугольников»

Класс: 3

Тип урока: урок-путешествие

Цель: Познакомить с различными видами треугольников.

Задачи:

     Образовательные:

- познакомить учащихся с различными видами треугольников.

     Развивающие:

- Продолжить развивать навыки устного счета;

- Совершенствовать умение решать задачи и примеры;

- Развивать психические процессы – память, мышление, внимание.

- Развить познавательный интерес к познанию мира .

     Воспитательные:

- Способствовать формированию системы взглядов на мир;

- Воспитать интерес к предмету.

Методы обучения:

*проблемный;

*объяснительно-иллюстративный;

*частично-поисковый.

* словесно-логический

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

•        фронтальная;

•        индивидуальная.

Организационный момент.

Слайд 1.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок – мы полетим в космос, на треугольную планету! Проверьте свои рабочие места – для урока нам понадобятся: пенал, дневник, линейка и тетрадь. Вы готовы? Тогда в путь.

Слайд 2.

Постановка темы.

Слайд 3

- Ой, ребята, посмотрите, кто нас встречает! Это житель треугольной планеты – Зеля.

Зеля: «Здравствуйте, ребята!  Добро пожаловать на треугольную планету! С какой планеты вы прилетели? На нашей планете вас ждет много приключений. Вы готовы?»

(Дети открывают тетради, записывают число и показывают знак готовности: правая рука на локотке, держат ручки)

Чистописание.

Слайд 4.

Зеля: «У нас на планете очень ценится умение красиво писать цифры. Давайте потренируемся!»

- Ребята, давайте вспомним написание этих цифр 3, 6, 9.

(щелчок мышкой – «шарик» показывает последовательность движений при написании цифры)

- Запишите эти цифры в тетрадях, в указанной последовательности.

(Дети прописывают цифры до конца строки)

Устный счет.

Слайд 5.

Зеля: «Жители нашей планеты живут вот в таких домах. Давайте вместе покатаемся на лифте и восстановим недостающие номера квартир».

Работа по мультимедийной модуле «Умножение на 3 и 6» ведется устно, фронтально.

Слайд 6.

Зеля: «На нашей планете живут вот такие необычные улитки.

Допиши недостающие числа, найдя закономерность. У 1 и 3 улитки – большие по значению, а у 2 и 4 – меньшие».

  1. 21, 24, …
  2. 64, 57, …
  3. 15, 20, …
  4. 36, 32, …

Ученики работают самостоятельно в тетрадях.

Слайд 7.

-Ребята, посмотрите, куда мы попали?

- В космозоопарк.

- Кто в нем обитает?

- Черепахи, куропатки, кит.

- Вам предстоит решить задачи, связанные с жизнью этих животных. Приготовьтесь записывать только решение и пояснение. Помните, каждое решение – с новой строки.

Слайд 8.

Греческая черепаха откладывает 8 яиц, а болотная – в 2 раза больше. Сколько яиц откладывает болотная черепаха?

(8 * 2 = 16 (яиц) – болотная черепаха)

Слайд 9.

В космическом зоопарке куропатке ежедневно дают 16г. Хлеба, а изюма в 4 раза меньше. Сколько граммов изюма дают куропатке?

( 16:4 = 4 (г.) – изюм)

Слайд 10.

В желудке кита помещается 3 тонны пищи. Это целый грузовик. Сколько потребуется грузовиков для наполнения желудков 10 таких китов?

( 3 * 10 = 30 (г.) – для 10 китов)

Зарядка для глаз.

Слайд 11.

-Давайте немножко отдохнем. Следите глазами за тем, что будет происходить на экране.

(ученики следят)

- Сколько марсиан вам удалось увидеть? (5)

Работа над новой темой.

Слайд 12.

- Жители треугольной страны знают все-все о треугольниках! Этими знаниями они готовы поделиться с нами. Но ведь и нам знакома эта фигура! Почему она так называется?

- У треугольника три угла.

- Какие виды треугольников, в зависимости от названия угла, вы знаете?

(На экране появляются модели)

- Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.

- Оказывается, треугольники могут носить название в зависимости от длин сторон.

Из равных отрезков сложим треугольник. Что можно сказать о его сторонах?

- Они равны.

- Такой треугольник будет называться РАВНОСТОРОННИЙ.

- А теперь сложим треугольник из двух длинных отрезков и одного короткого. Как можно его назвать?

(Варианты ответов детей)

- Такой треугольник будет называться РАВНОБЕДРЕННЫЙ, т.е.у него равные бедра.

Закрепление знаний.

Слайд 13.

Зеля: «Распределите треугольники на две группы».

(На экране появляется треугольник, ученики совместно решают, в какую группу его отнести.)

Устная коллективная работа.

Физминутка.

Слайд 14.

- Давайте немного отдохнем и сделаем космическую зарядку.

Мы ногами – топ-топ.

Мы руками – хлоп-хлоп.

Мы глазами – миг-миг.

Мы плечами – чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к солнышку подняли!

(Можно повторить 2 раза)

Закрепление знаний.

Слайд 15.

Приготовитесь решить Космическую задачу.

«Метеорит массой 131 килограмм после полета в атмосфере частично сгорел и до Земли долетел массой на 50 килограмм меньше. Масса другого метеорита 9 килограмм. Во сколько раз он легче первого?»

- Что такое метеорит?(Ответы детей)

Переход по гиперссылке к 16 слайду.

Зеля: «Метеориты – упавшие на землю астероиды. Астероиды – это маленькие планеты».

- Самый большой – железный метеорит Гоба. Его массы 60 тонн.

(Рассмотрение детьми иллюстраций.)

Возврат к 15 слайду.

- О чем идет речь в задаче?

- О двух метеоритах.

- Что известно о первом?

- Что его масса изначально была 131 килограмм. А после полета в атмосфере он стал меньше на 50 килограмм.

- Что известно о втором метеорите?

- Что его масса 9 килограмм.

- Каков главный вопрос задачи?

- Во сколько раз второй метеорит легче первого.

- Что будем узнавать первым действием?

- Какой стала масса первого метеорита после полета в атмосфере.

1) 131 – 50 = 81 (кг.) – стал первый

- Что будем узнавать вторым действием?

- Во сколько раз второй метеорит легче первого.

2) 81:9 = 9 (р.)

- Как прозвучит ответ?

- Ответ: Второй метеорит в 9 раз легче первого.

(Параллельно с обсуждение дети ведут запись в тетрадях)

Работа с геометрическим материалом.

Слайд 17.

- На треугольной планете много птиц. Все они живут вот в таких домиках. Какие геометрические фигуры они вам напоминают?

- Треугольники.

- Посмотрите на первый треугольник. Назовем его АВС. О нем известно: АВ=ВС=СВ. Что это значит? Как называется такой треугольник?

 - Равносторонний.

- Посмотрите на второй треугольник КМО. Известно, что КМ=МО. Как назовем такой треугольник?

- Равнобедренный.

- Самостоятельно, найдите периметры этих треугольников.

( Р1 = 4 * 3 = 12 см., Р2 = 8 *2 + 4 = 20 см.)

Слайд 18.

Зеля: «У нас на планете был звездопад! Звезды скрыли ответы в примерах. Помогите их восстановить.»

Ученики решают примеры в тетрадях.

Итог урока.

Слайд 19.

Зеля: «Ваше пребывание на нашей планете подходит к концу и нам пора расставаться… Но о нашей планете вы не раз еще вспомните! Спасибо что прилетели к нам в гости!»

Слайд 20.

- Давайте подведем итоги путешествия.

- На какую планету мы летали?

- Что нового мы на ней узнали?

- Что особенно запомнилось?

(Ученики отвечают на вопросы)

Зеля: «На вашей планете тоже есть Волшебное Треугольное место…»

21 слайд

- Спасибо за урок. Ребята, вы – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки Учителя начальных классов Агачкиной Надежды Александровны

В этой папке размещены конспекты уроков по русскому языку, математике, интегрированных уроков, уроков чтения, уроков нравственности....

Самоанализ урока учителя начальных классов

1.Схема самоанализа урока.2.Анкета для самоанализа проведенного урока....

САМОАНАЛИЗ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ Г, БАЛХАША ПОРОШИНОЙ Л. В.

САМОАНАЛИЗ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ Г, БАЛХАША ПОРОШИНОЙ Л. В....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Рецензия на урок учителя начальных классов

Рецензия на урок учителя начальных классов МОУ «Рудногорская СОШ» Максимовой Раисы Ефимовны.Урок математики в 1 классе по теме «Переместительное свойство сложения»....

Результативные методы технологии обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках учителем начальных классов МБУ школы № 87 г.о. Тольятти Киселевой Еленой Анатольевной

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предпола...

Сборник уроков учителей начальных классов МБОУ Курагинская СОШ № 7 Красноярский край

В сборник вошли разработки уроков и внеклассных мероприятий учителей начальных классов МБОУ Курагинская СОШ № 7 Красноярского края...