авторизированная программа по адаптации первоклассников
рабочая программа (1 класс) на тему
Цель программы: адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается, как повышение уверенноти в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта сохранения и укрепления своего здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorizirovannaya_programma.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авторизированная программа Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе
Пояснительная записка Введение 80-90% детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья.
у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.
Типичные симптомы «кризиса 7 лет» Л.С.Выготский поведение перестает быть непосредственным и наивным; ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями; манерничанье, кривлянье симптом «горькой конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.
Концептуальные идеи адаптация (С.Холл) развитие детской психики (М.Г. Ярошевский , Н. Ланге , Д. Мид и др.) закономерности развития психики ребенка (Л.С. Выготский , Л.Ф. Обухова) теории социального научения (Н. Миллер, Р. Сирс , Дж. Гевирц ) культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский ) здоровье как биологическая, психологическая и социальная категория (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, И.Н. Гуревич)
Программа построена на принципах: - направленности учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие здоровья детей - интегративного характера коррекционно-развивающего образовательного процесса
- принцип деятельностного подхода - принцип направленности на социальную адаптацию детей и интеграцию их в общество
Цель программы: адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается как повышение уверенности в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта сохранения и укрепления здоровья.
Занятия направлены на развитие : представления об окружающем мире (уметь смотреть и видеть, слушать и услышать) эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности на уроке, деловых отношений в совместной деятельности позитивного отношения к себе умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении. психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи); благоприятных условий для самовыражения и самоанализа посредством процесса творчества;
н а формирование: мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; навыков толерантного взаимодействия; эмоционального и физического состояния учащихся средствами художественной деятельности; представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; сознательного отношения к своему здоровью, стимулирования желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты Учащиеся должны знать: факторы роста (рациональное питание, двигательная активность и др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.); позитивные взаимоотношения между людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.); - формы обращения, слова-комплименты; основные школьные правила ;
невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты); - некоторые положительные и отрицательные черты характера ; - значение ощущений и восприятия в познании мира ; приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов ; - приемы мобилизации, концентрации внимания , а также снятия мышечного и эмоционального напряжения; - правила дружбы, честной игры .
Учащиеся должны уметь: подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя ; общаться со сверстниками и старшими ; преодолевать негативные эмоциональные состояния ; - применять теоретические знания о здоровом образе жизни в повседневной деятельности ;
решать проблемы, возникающие в различных ситуациях ; - останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях; вести дискуссию, выслушивать различные мнения, доказывать свою точку зрения; анализировать собственный жизненный опыт; планировать свое время.
Новизна программы заключается в том, что впервые в практике начального общего образования разработан материал, который рассчитан на учебный год, для адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья. Программа оснащена технологической картой курса.
Программа рассчитана на 71 час. Занятия проводятся в 1 четверти 5 раз в неделю (по 20-25 минут), начиная со 2 четверти и до конца учебного года 1 раз в неделю.
Формы работы: • ролевые игры • психогимнастика • рисование
групповые обсуждения • освоение приемов саморегуляции • направленное воображение
В работе используются группы методов: метод убеждения (разъяснение и внушение, рассказ и беседа), метод психологической саморегуляции , метод стимулирования, метод игровой терапии, метод самовоспитания.
Примерная структура занятий: у пражнения на расслабление; упражнения на развитие эмоциональных состояний;
игры и упражнения на закрепление знаний об окружающем; пантомимические, театрализованные представления, арт-терапия ;
упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку; ритмические упражнения.
Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Тематический план Раздел 1. (15 час.) Введение в школьную жизнь Раздел 2. (13 час.) Изучаем правила общения Раздел 3. (18 час.) Познаем себя и других
Раздел 5. (10 час.) Я и моё здоровье Раздел 6. ( 8 час.) Мой внутренний мир Раздел 4. (7 час.) Мир вокруг меня
Педагогический аудит Диагностики адаптации первоклассников к школе Методика « Цветопись ». 3. Теппинг – тест для определения темпа деятельности.
Приложение Релаксационные упражнения Подвижные упражнения Минуты вхождения в день Игровые упражнения. Психопрофилактические сказки для школьной адаптации -Дыхательная гимнастика - Игры
Технологическая карта курса
Благодарим за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...
программа по адаптации первоклассников
Цель программы: адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается как повышение уверенности в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта сохранения и укрепл...
Программа по адаптации первоклассников
Программа по адаптации первоклассников...
Программа сопровождения адаптации первоклассников
В данной программе разработаны занятия в соответствии с возрастными особенностями, а также есть анкета для родителей и методика для обучающихся 1-х классов...
Программа исследования адаптации первоклассника
Даннаое исследование может быть проведено как школьным психологом, так и самим учителем....
Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание ...
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там б...