Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе».
статья по теме
проект классным руководителям по профилактике жестокости в классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы проекта:
Всё чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям. Разнообразные проявления жестокого обращения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического экономического устройства. Беда в том, что долгое время мы старались обходить молчанием эту проблему, порой искренне считая, что у нас «дети являются привилегированным сословием». И уже поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения. Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого- либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. Ребёнку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчинённым положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя. Большую роль в распространении жестокости к детям неосведомлённость родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребёнку, непонимание, что не каждое наказание идёт ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющий права ребёнка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребёнка.
Практическая значимость проекта:
В современных условиях особо актуальным утверждение, что «дети - цветы жизни» верно лишь от части. Дети, скорее всего, не цветы на дереве жизни, а его корни, поскольку их полноценное развитие сегодня в значительной степени определяет облик общества в ближайшем будущем. Отношение к детям, полнота удовлетворения их нужд и интересов не только отражает уровень социального прогресса, благосостояние, гуманность общества, но и дальновидность социальной политики государства, которое, заботясь о детях, обеспечивает надёжный фундамент для своего будущего. Этот принцип нашёл отражение в Конвенции о правах ребёнка, которая утверждает, что «ребёнок в силу своей его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе».
Цель проекта: включение всех обучающихся в классе в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у них положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки.
Задачи проекта:
- создать оптимальные условия для конструктивного взаимодействия обучающихся в классе;
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;
- организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного характера;
- через формирование социально-бытовых, хозяйственно - экономических, правовых, общетрудовых компетенций подготовить обучающихся к самостоятельной жизни;
- сформировать у обучающихся устойчивую гражданско-патриотическую позицию через привитие чувства дома, любви и ответственности не только по отношению к собственной семье, но и по отношению к школе , к своему родному городу, своей малой родине.
Ожидаемые результаты внедрения проекта:
Составление воспитательного плана работы в классе с учетом выявленных проблем , позволит проектировать условия для развития способностей обучающихся через расширенное и углубленное изучение любимых предметов, внеурочную работу по ним, до профессиональную подготовку.
Результаты реализации проекта должны быть оформлены как «портфель достижений» учащегося (портфолио), включающий в себя промежуточные и итоговые работы обучающихся.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Насилие над ребенком в школе – это острейшая проблема, из-за которой каждый год калечатся миллионы детских душ и судеб. Еще недавно насилие над учениками в школах считалось нормальным явлением. Сейчас оно строго запрещено законодательством, и за него предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Однако до сих пор, по данным общероссийской организации «Право ребенка», около 20% детей в образовательных учреждениях подвергается насилию со стороны учителей или воспитателей. Опыт работы Общественной приемной при Уполномоченном по правам ребенка Московской области показывает, что самому унижающему и опасному насилию в образовательных учреждениях часто подвергаются самые маленькие или полностью беззащитные и зависящие от взрослых дети. Последствия физического и эмоционального насилия в образовательном учреждении могут быть крайне опасными для формирования личности ребенка – вплоть до трагически известных случаев самоубийства. Масштаб и серьезность этой проблемы таковы, что она стала предметом заботы международных организаций, вплоть до ООН, а также и российского правительства. В текущем 2011 году было принято решение провести общенациональную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми. Говоря о насилии в школе, речь можно вести о применении насилия учителями (воспитателями) в отношении учеников или подопечных, о насилии учеников в отношении друг друга, а также, в более редких случаях, о насилии учеников в отношении учителей. Школа, как наиболее значимый для ребенка социальный институт, должна принимать все меры для борьбы с любыми формами насилия в отношении детей, поскольку насилие в школе калечит психику ребенка, формирует у него искаженные представления о мире. Школа является для ребенка основной моделью социума, и пережитое в ней насилие оказывает негативное влияние на весь его последующий жизненный опыт.
НАСИЛИЕ УЧЕНИКОВ В ОТНОШЕНИИ ДРУГ ДРУГА
Согласно проводимым опросам от одной до двух третей учеников подвергается насилию в той или иной форме со стороны их сверстников или старшеклассников. Хотя подобное насилие часто воспринимается педагогами как нечто нормальное в детской и подростковой среде, его травмирующее воздействие на ребенка не меньше, а часто даже сильнее, чем на взрослого человека. В унижении и насилии над ребенком не может быть ничего «нормального». Зачастую, вследствие безнаказанности, оно может принимать по-настоящему преступные формы и иметь драматические последствия.
Как распознать жертву школьного насилия?
Психологи выделяют ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок подвергается насилию в школе:
- Желание, намерение агрессора причинить боль или вред;
- Непосредственные мотивы к действию, лежащие в основе физического или психического насилия (например, самооборона не является насилием);
- Неравенство сил;
- Неоднократность действий (преследование);
- Неоправданное использование силы;
- Очевидное удовлетворение агрессора;
- Очевидная подавленность со стороны жертвы.
Дети – жертвы преследований в школе испытывают постоянный стресс, тревогу, напряженность, они чувствуют себя в изоляции, теряют уверенность в себе, могут развиться различные заболевания, снизиться успеваемость. Ученик – жертва насилия не может учиться, им владеют сильные отрицательные эмоции, он не способен сосредоточиться и запоминать. Задача учителя в этом случае – понять, что поведение ребенка является результатом насилия и принять соответствующие меры: поговорить с учеником, вместе с администрацией школы продумать меры, предотвращающие насилие.
Причины и противодействие
Согласно проведенным исследованиям применение взрослым психологического насилия к детям провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно. Жестокость детей по отношению друг к другу зависит от множества других факторов: агрессивности самих учащихся; их жизненного опыта, в том числе, пережитого ими насилия в семье; недостаточности развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствия примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений, знаний о собственных правах и т.д. Не все эти факторы можно устранить, но школьная среда может значительно повлиять на устранение издевательств над учениками путем специально разработанной системы педагогических действий.
Это работа с потенциальными агрессорами и жертвами, включая их информирование, обучение, проведение тренингов, ролевых игр с учащимися и т.д.
На индивидуальном уровне педагог должен надлежащим образом реагировать на случаи насилия в отношении ученика со стороны других детей: принимать меры к прекращению насилия и, при необходимости, обращаться в компетентные органы по защите прав несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних при органах внутренних дел).
Причины жестокого обращения с детьми:
-безработица или низкая материальная обеспеченность;
-алкоголизм одного или обоих родителей
-одиночество или распавшийся брак;
-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,
-физическое или психическое переутомление;
-незрелость родителей;
-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
-отсутствие привязанности к ребенку;
-чрезмерная требовательность;
-рождение другого ребенка;
-большое количество детей;
Задачи классного руководителя по профилактике жестокого обращения с детьми в семье:
-Создание системы работы по профилактике жестокого обращения с детьми;
-Выявление проблем взаимодействия обучающихся в семье;
-Отслеживание состояния физического, психологического, социального здоровья обучающихся;
-Осуществление регулярного контроля за реализацией планов профилактической работы педагогическим коллективом.
Формы работы с семьей
ν Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей.(Например, «Агрессивное поведение подростков», «Конфликты семейного воспитания»;
ν Анкетирование родителей;
ν Размещение информационных материалов на сайте «Как формировать произвольность», стенде «Эмоции и чувства», в папке «В помощь родителям», в буклетах, памятках «Насилие в семье»;
ν Круглый стол с приглашением специалистов города;
ν Школа успешных родителей цель которой, психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка;
ν Тренинг для родителей и детей «Навстречу друг к другу»;
ν Совместные игры детей и родителей. «Большая регата»;
ν Индивидуальные и групповые консультации.
Формы работы с педагогами:
ν Беседы с педагогами по вопросам:
- Как вести себя в случае раскрытия насилия;
- Как уменьшить изоляцию ребенка;
- Насилие в семье и его последствия.
ν Консультирование педагогов по итогам диагностики;
ν Мастер-класс «Конфликт – структура и сущность»;
ν Семинары «Как общаться с подростком», «Правовые основы семьи»;
ν Деловая игра «Домашнее насилие. Как не попасть в такие отношения».
Формы работы с детьми:
ν Классные часы, беседы: «Детки и предки» «Как вызвать симпатию к себе» и др.;
ν Тренинговые занятия «Позаботься о себе сам», «Моя семья», «Что делать если…», как выжить если вы в опасности»
ν Консультирование;
ν Размещение информационных материалов на сайте, стенде Темы:«Любовь», «Дружба», «Толерантность»;
ν Анкетирование учащихся: «Жизненные ценности», «Здоровый образ жизни», «Психоэмоциональное состояние детей в семейной ситуации»;
ν Встречи со специалистами города: юрисконсульт, врач;
ν Коррекционно-развивающие занятия «Коррекция расстройств поведения и эмоций»;
ν Психологическая игра «Город эмоций»;
ν Занятия по профилактике виктимного поведения.
Работа классного руководителя по профилактике фактов жестокого обращения
ν Выявление учащихся группы риска:
- Изучение личных дел учащихся;
- Составление социальной карты ученика, класса;
- Определение детей «группы риска»;
ν Изучение психолого-педагогической особенности детей:
- Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;
- Педагогическая характеристика обучающихся.
ν Проведение анкетирования учащихся класса с целью сбора информации о имеющихся случаях жестокого обращения с детьми в семьях.
ν Оказание консультационной помощи ребенку в семье
- Индивидуально-консультативная помощь родителям;
- Организация и проведение классных и тематических родительских собраний.
ν Обращение к специалистам службы ППМС сопровождения
ν Взаимодействие с администрацией школы.
Действия в случае выявления жестокого обращения
Классный руководитель:
ν Сообщение специалистам службы и администрации ОУ о выявленном случае жестокого обращения.
ν Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
ν Оказание моральной поддержки ребенку.
ν Составление социально-педагогической характеристики семьи.
ν Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.
ν Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.
Проведение массовых общественно значимых мероприятий под лозунгом «Детство без жестокости и насилия»:
- тематические классные часы;
- единый день правовых знаний, единый день психологии;
- молодежный форум;
- круглый стол;
- научно-практическая конференция;
- дискуссионный клуб;
- викторины, деловые игры;
- неделя правовых знаний, неделя профилактики алкогольных и наркотических заболеваний;
- межведомственная операция «Подросток»
ПЛАН
классного руководителя по профилактике жестокости в классе.
№ п/п | Содержание |
1 | Проведение тематических профилактических классных часов |
2 | Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения |
3 | Кинолектории по профилактике детской преступности, правонарушений, бродяжничества |
4 | Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики |
5 | Социализация детей и подростков. Работа по локальным программам «Здоровье», «Сделай свой выбор», «Я гражданин России» |
6 | Занятия по профориентации обучающихся «Твоя профессиональная карьера» |
7 | Месячники по профилактике: - правонарушений среди учащихся; - «ХХI век – век без наркотиков» |
8 | Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников |
9 | День здоровья |
10 | Вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования: - участие в днях открытых дверей УДО; - вечер встречи «Знакомтесь, мы ваши соседи!»; |
11 | Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом деятельности социально-психолого-педагогической службы |
12 | Конкурс на лучший правовой класс |
13 | Развитие детского самоуправления в классе |
14 | Организация системы спортивных мероприятий (в соответствии с планом спортивно-массовых мероприятий школы ) |
Любой вид жестокого обращения с детьми приводит к разным последствиям, но всех их объединяет одно – вред для психического и физического здоровья ребенка, также нередко и опасность для жизни.
Несомненно, что экономические и психологические тяготы переживаемого нами периода не могли не сказаться на росте жестокости по отношению к детям. Все больше случаев, когда родители передают своих детей на попечение бабушек, дедушек, других родственников, государству или просто бросают, не желая обременять себя обязанностями по отношению к ним.
Что делать и куда обращаться, если Ваш ребенок, или Ваш ученик, или просто знакомый, или соседский ребенок пострадал от насилия.
- Нужно помнить, что независимо от возраста ребенка, характера и длительности насилия и места, где оно происходило – в семье или вне её, пострадавший нуждается в защите, поддержке и помощи взрослых. Скрывать случившееся – значит нарушать права и интересы ребенка.
- В тяжелых случаях, когда ребенку нанесены телесные повреждения, или психическая травма, необходимо обратиться в медицинские учреждения.
- Если ребенок стал жертвой преступления или дальнейшее пребывание его в семье становится опасным для жизни и здоровья, необходимо сообщить в дежурную часть РОВД, или в опорные пункты милиции по месту жительства. Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ, Ваше заявление может быть не только письменным, но и устным. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление.
- Если ребенок остался без родительского попечения и в семье с ним жестоко обращаются, следует обратиться в орган опеки и попечительства.
- Дети, пережившие насилие, нуждаются в психологической помощи. Необходимо организовать их встречу с квалифицированным специалистом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод по теме проекта.
Жестокое обращение с детьми – это проблема воспроизводства жестокости в обществе. Она не привносится извне, она произрастает изнутри. Давайте решим: пройдем мимо, или сделаем все, что в наших силах, что соответствует нашей совести. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: 1. Проводить в школе более раннее выявление неблагополучия и раннюю профилактику насилия над детьми. 2. Совершенствовать и расширять методы и формы правового воспитания и профилактических мер по жестокому обращению с детьми в школе. 3.Привлекать широкий круг общественных правозащитных организаций и создания действенных механизмов работы с пострадавшими детьми. 4. Налаживание взаимодействия между структурами, работающими в интересах ребенка, с одной стороны, ребенком и его семьей - с другой.
В данной работе представлен пример составления воспитательного плана работы классного руководителя по профилактике жестокости в классе. План составлялся как с учетом мнения и интересов классного руководителя, так и с учетом пожеланий администрации.
Список литературы
1.Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми. - М., Психология и Педагогика,1994г.
2.Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.Психология и Педагогика,1993г.
3.Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Народное образование №5,1995г.
4.Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдалённые последствия. Психологический Ж. №6, 1993г.
5.Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. Социологические исследования.№4,2003г.
6.И.Алексеева., И.Г.Новосельский. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. 2-е издание. Издательство. Национальный фонд защиты детей. Москва,2010г.
7.Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие. Педагогика, №5, 1988г.
8.Конвенция ООН о правах ребёнка
9.Государственный доклад о состоянии здоровья населения в РФ,1997г.
10.Жестокость взрослых и детский суицид. Ж.Директор школы. №4,2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.
Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....
Организация работы классных руководителей по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Материал поможет руководителю МО классных руководителей в анализе организации работы по профилактике правонарушений, классным руководителям в разработке плана воспитательной работы с классом в э...
Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в подростковой среде.
Тема проявления детьми жестокости и агрессивности серьезна и трудна.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов, психо...
Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в подростковой среде.
Тема проявления детьми жестокости и агрессивности серьезна и трудна.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов, психологов, но и общества ...
"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
quot;Трудные" дети – это запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимание взрослые, не принялих мер к коррекции их поведения. В эту категорию обучающиеся, у которых не сложились пр...